Идея электронного журнала, который представляет собой, по сути, систему автоматизированного контроля успеваемости и информирования участников образовательного процесса, зрела давно. Ясно, что для современной мобильной школы бумажный классный журнал, как и бумажный дневник ученика, – анахронизм. Посудите сами: в нашей гимназии 350 детей (14 классов), более 100 преподавателей, для большинства из которых это место работы не единственное. На значительной части дисциплин (иностранные языки, ИКТ и так далее) классы делятся на группы, разделы учебных курсов в течение учебного года часто преподают разные педагоги. Понятно, что в такой ситуации каждый учитель должен иметь свой индивидуальный журнал, а затем, дождавшись своей очереди, перенести сведения в единый журнал класса.
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Поскольку проблема информирования родителей об успеваемости детей весьма актуальна, классный руководитель должен постоянно контролировать ведение дневников. Кроме того, администрация должна иметь оперативную информацию об успеваемости в классах. Поэтому создание единой информационной среды образовательного учреждения представляется назревшей проблемой.
Существующие информационные системы можно условно разделить на несколько больших групп:
1. Электронная копия классного журнала. Может быть создана любыми прикладными программными средствами, например Excel. Это, по сути, замена бумажного журнала электронным носителем и представляет интерес только с точки зрения хранения информации. Здесь отсутствует коллективный доступ, нет авторизации, копирование и верификация данных представляют значительные трудности. Тем не менее создание подобных систем может стать первым шагом образовательного учреждения по автоматизации управления образовательным процессом, не требующим значительных технических ресурсов.
2. Электронный журнал – локальная база данных образовательного учреждения. Ее можно сделать, например, на основе Access, продуктов компании 1С, Inis-Soft или любой другой, позволяющей создавать реляционные базы данных. В этом случае возможны организация коллективного доступа к данным, авторизация пользователей и локальная защита информации. Для реализации подобных систем требуется наличие локальной сети, достаточного количества рабочих станций, соответствующего программного обеспечения. Очевидный недостаток – ограничение типов пользователей исключительно персоналом образовательного учреждения. Родители не могут иметь оперативного доступа к внутренней локальной сети.
3. Электронный интернет-журнал (дневник). Может быть создан на основе локальной базы данных образовательного учреждения, доступ к которой осуществляется с помощью web-интерфейса. Система представляет собой сайт, размещенный на web-сервере образовательного учреждения. При этом возникает необходимость организации, сопровождения и обслуживания собственного web-сервера со всеми требованиями по безопасности и защите данных, что под силу только продвинутым IT-компаниям.
4. Интернет-портал «Электронный журнал», обеспечивающий все мыслимые сервисы, в том числе двусторонний обмен данными между всеми пользователями и администраторами. Включает в себя электронные таблицы данных, систему управления базами данных, корпоративный почтовый сервер, средства коллективной работы на основе web-интерфейса, подсистемы авторизации, безопасности и защиты данных, загрузки и выгрузки данных в доступные приложения и так далее. Как правило, подобные системы создаются на базе единой программной платформы низкого уровня для обеспечения надежности, тестирования, модернизации и развития. В этом случае все данные и необходимое управляющее программное обеспечение хранятся на удаленном web-сервере. На рабочих станциях пользователей установка дополнительного программного обеспечения не требуется, за исключением стандартных web-браузеров и подключения к сети «Интернет».
Подобная система, разработанная компанией «КОРУС-консалтинг» на базе программных продуктов корпорации Oracle, успешно эксплуатируется в нашей гимназии c сентября 2008 года.
Она предоставляет пользователям целый ряд возможностей.
Администратору системы:
ввод, редактирование и назначение прав пользователей;
формирование учебных планов, списков дисциплин, распределение учеников и преподавателей по классам, группам и дисциплинам;
ввод и редактирование расписания уроков, назначение учебных периодов;
формирование сводных текущих и итоговых ведомостей успеваемости;
просмотр и редактирование всей БД образовательного учреждения;
рассылка и получение сообщений, в том числе прикрепленных файлов, всем пользователям или группам пользователей системы;
формирование различных видов отчетов, в том числе бумажной копии журнала, ведомостей успеваемости и так далее.
Преподавателю:
ввод тем уроков (вручную или из тематических планов) и комментариев к ним;
ввод текущих, промежуточных и итоговых оценок успеваемости и посещаемости уроков;
формирование текущих и перспективных тематических планов;
рассылка домашних заданий ученикам класса;
получение и рассылка сообщений;
дополнительно для классных руководителей – просмотр учебной информации по всем предметам и педагогам закрепленного класса.
Родителям:
просмотр информации об успеваемости и посещаемости ученика (индивидуально, а не всего класса);
просмотр расписания занятий;
рассылка и получение авторизованных сообщений, в том числе домашних и индивидуальных заданий;
редактирование индивидуального профиля пользователя (учетной записи).
Вход в систему любым пользователем осуществляется с помощью индивидуального логина и пароля. Соединение и обмен данными с web-сервером происходит по защищенному протоколу SSL.
Дополнительные функции:
формирование групп и журналов отделения дополнительного образования;
формирование отчетов в форматах MS Office;
дополнительный доступ в систему через сервис RSS и SMS.
Опыт эксплуатации системы в течение 2008-2009 учебного года показал ее высокую эффективность. За это время 95 процентов родителей стали активными пользователями системы, то есть обращаются к журналу не реже трех раз в неделю.
Что нужно иметь в виду образовательному учреждению при принятии решения о внедрении технологии электронного журнала?
Выход в Интернет желательно осуществлять по выделенным линиям, при этом наличие локальной сети не обязательно.
Необходимо установить возможно большее количество точек доступа (в том числе и Wi-Fi) – в классах, учительских, учебной части и так далее для обеспечения свободного доступа в Интернет преподавателям-предметникам.
Требуется разработать детальное техническое задание с учетом всех особенностей образовательного учреждения.
Электронные журналы должны заполнять преподаватели-предметники – каждый свой раздел. Попытки переложить эту функцию на одного или нескольких человек (завучей, классных руководителей, детей) делают эту технологию практически бесполезной.
Сергей БУРЯЧКО, директор гимназии №610, Санкт-Петербург
Комментарии