search
main
0

Точек соприкосновения больше. Тема «Правовая система России и США» (сравнительный анализ правовой системы России и США)

Цель: после урока учащиеся должны освоить основные понятия права: закон, нормативно-правовой акт, источник права, правовая система; иметь представление о романо-германской и англо-саксонской правовой системе; уметь сравнивать и анализировать правовую систему России и США; уметь размышлять о проблемах правовой системы России и США.

(Устав) субъектаВысшей юридической силой является . Кодификация нормативных актов. Правовой обычай и прецедент – вспомогательный источник права.

Оборудование: Конституция России, конституция США.

Схема «Российское законодательство».

Схема «Законодательство США».

Схема «Особенности романо-германской и англо-саксонской правовой системы».

Вступительное слово учителя

Понятие «правовая система» используется для обозначения «правовых семей», объединенных по юридическим признакам. На сегодняшний день в мире выделяют три правовые системы: романо-германская, англо-саксонская и религиозная (исламская). Для нас особый интерес представляют правовые системы России и США, т.к. одна из них относится к романо-германской, а другая – к англо-саксонской правовой системе. Сегодня на уроке мы познакомимся с правовой системой России и США, выявим общее и различие в правовой системе наших стран.

1-й этап урока: учитель знакомит учащихся с особенностями романо-германской и англо-саксонской правовой системы (согласно схеме).

Давайте познакомимся с историей создания российской и американской правовой системы.

Сообщение учащихся «История создания российской правовой системы», «История создания американской правовой системы».

2-й этап урока: учитель совместно с учениками составляет таблицу.

3-й этап урока: задания учащимся (работа с документами)

1-я группа – Прочитайте статьи 71-73 Конституции РФ и ответьте на вопрос: какие вопросы жизни общества регулируются федеральным законодательством, а какие совместным законодательством РФ и субъекта РФ?

2-я группа – Изучите ст. 6, 19 и 221 Гражданского кодекса РФ и ответьте на вопрос: что такое обычай делового оборота, национальный обычай, местный обычай? Можем ли мы их отнести к источникам права?

3-я группа – Прочитайте статью 15 Конституции РФ и ответьте на вопрос: является ли международный договор составной частью правовой системы России?

4-й этап урока: учитель совместно с учениками выясняет, какие вопросы жизни общества регулируются федеральным законодательством, а какие совместным законодательством РФ и субъекта РФ.

Федеральное законодательство: регулирует права и свободы человека; формирование федеральных органов власти; уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право; гражданское и гражданско-процессуальное право; арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; амнистия и помилование; судоустройство; прокуратура.

Законодательство РФ и субъекта РФ: административное и административно-процессуальное право; трудовое право; семейное право; жилищное право; земельное право; лесное право; закон о недрах; законодательство об охране окружающей среды; вопросы местного самоуправления; адвокатура; нотариат.

Для российского законодательства характерно такое понятие, как иерархия законов.

Закон – это принятый в особом порядке правовой акт по основным вопросам жизни государства, выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой.

Иерархия федеральных законов:

Федеральный конституционный закон

Федеральный закон, Кодекс

Указы президента

Постановления правительства.

Иерархия законов субъекта:

Конституция (Устав) субъекта

Законы субъектов

Указ президента республики, губернатора

Постановления правительства субъекта

Нормативные акты местного самоуправления.

5-й этап урока: учитель объясняет ученикам, какие вопросы регулирует федеральное законодательство США, а какие общее право штатов.

Федеральное законодательство: вопросы экономики; вопросы финансов; вопросы обороны; трудовые отношения; охрана природы; таможенные правила; авторские права; патентные отношения.

Законодательство штатов: гражданское право; уголовное право; судоустройство; судебный процесс.

Основные понятия

Нормативно-правовой акт – выраженное в письменной форме решение компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права.

Источник права – совокупность политико-юридических обстоятельств, обусловивших появление и функционирование права.

Судебный прецедент – судебное решение, принятое по аналогии с уже имеющимся судебным решением.

Вопрос: Как вы думаете, какая из существующих правовых систем является наиболее оптимальной для граждан государства и почему?

Учитель: Таким образом, сегодня на уроке мы познакомились с правовой системой России и США, рассмотрели особенности каждой из них, познакомились с основными чертами романо-германской и англо-саксонской правовых систем, узнали, какие вопросы находятся в ведении федерального законодательства России и США.

Темы для рефератов:

1. Англо-саксонская правовая система и ее особенности.

2. Романо-германская правовая система и ее особенности.

3. «История создания российской правовой системы».

4. «История создания американской правовой системы».

5. Правовой обычай как источник права.

6. Судебный прецедент как источник права.

7. Договор как источник права.

Романо-германская правовая система: Историческая основа – римское право. В формировании права главная роль отводится законодателю. Права разделяются на публичное и частное.

Высшей юридической силой является Конституция. Кодификация нормативных актов. Правовой обычай и прецедент – вспомогательный источник права.

Англо-саксонская правовая система: прецедент – основной источник права; отсутствует деление права на отрасли и подотрасли.

Ирина КЕНЯ, учитель граждановедения, Брянск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте