Цель: после урока учащиеся должны освоить основные понятия права: закон, нормативно-правовой акт, источник права, правовая система; иметь представление о романо-германской и англо-саксонской правовой системе; уметь сравнивать и анализировать правовую систему России и США; уметь размышлять о проблемах правовой системы России и США.
(Устав) субъектаВысшей юридической силой является . Кодификация нормативных актов. Правовой обычай и прецедент – вспомогательный источник права.
Оборудование: Конституция России, конституция США.
Схема «Российское законодательство».
Схема «Законодательство США».
Схема «Особенности романо-германской и англо-саксонской правовой системы».
Вступительное слово учителя
Понятие «правовая система» используется для обозначения «правовых семей», объединенных по юридическим признакам. На сегодняшний день в мире выделяют три правовые системы: романо-германская, англо-саксонская и религиозная (исламская). Для нас особый интерес представляют правовые системы России и США, т.к. одна из них относится к романо-германской, а другая – к англо-саксонской правовой системе. Сегодня на уроке мы познакомимся с правовой системой России и США, выявим общее и различие в правовой системе наших стран.
1-й этап урока: учитель знакомит учащихся с особенностями романо-германской и англо-саксонской правовой системы (согласно схеме).
Давайте познакомимся с историей создания российской и американской правовой системы.
Сообщение учащихся «История создания российской правовой системы», «История создания американской правовой системы».
2-й этап урока: учитель совместно с учениками составляет таблицу.
3-й этап урока: задания учащимся (работа с документами)
1-я группа – Прочитайте статьи 71-73 Конституции РФ и ответьте на вопрос: какие вопросы жизни общества регулируются федеральным законодательством, а какие совместным законодательством РФ и субъекта РФ?
2-я группа – Изучите ст. 6, 19 и 221 Гражданского кодекса РФ и ответьте на вопрос: что такое обычай делового оборота, национальный обычай, местный обычай? Можем ли мы их отнести к источникам права?
3-я группа – Прочитайте статью 15 Конституции РФ и ответьте на вопрос: является ли международный договор составной частью правовой системы России?
4-й этап урока: учитель совместно с учениками выясняет, какие вопросы жизни общества регулируются федеральным законодательством, а какие совместным законодательством РФ и субъекта РФ.
Федеральное законодательство: регулирует права и свободы человека; формирование федеральных органов власти; уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право; гражданское и гражданско-процессуальное право; арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; амнистия и помилование; судоустройство; прокуратура.
Законодательство РФ и субъекта РФ: административное и административно-процессуальное право; трудовое право; семейное право; жилищное право; земельное право; лесное право; закон о недрах; законодательство об охране окружающей среды; вопросы местного самоуправления; адвокатура; нотариат.
Для российского законодательства характерно такое понятие, как иерархия законов.
Закон – это принятый в особом порядке правовой акт по основным вопросам жизни государства, выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой.
Иерархия федеральных законов:
Федеральный конституционный закон
Федеральный закон, Кодекс
Указы президента
Постановления правительства.
Иерархия законов субъекта:
Конституция (Устав) субъекта
Законы субъектов
Указ президента республики, губернатора
Постановления правительства субъекта
Нормативные акты местного самоуправления.
5-й этап урока: учитель объясняет ученикам, какие вопросы регулирует федеральное законодательство США, а какие общее право штатов.
Федеральное законодательство: вопросы экономики; вопросы финансов; вопросы обороны; трудовые отношения; охрана природы; таможенные правила; авторские права; патентные отношения.
Законодательство штатов: гражданское право; уголовное право; судоустройство; судебный процесс.
Основные понятия
Нормативно-правовой акт – выраженное в письменной форме решение компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права.
Источник права – совокупность политико-юридических обстоятельств, обусловивших появление и функционирование права.
Судебный прецедент – судебное решение, принятое по аналогии с уже имеющимся судебным решением.
Вопрос: Как вы думаете, какая из существующих правовых систем является наиболее оптимальной для граждан государства и почему?
Учитель: Таким образом, сегодня на уроке мы познакомились с правовой системой России и США, рассмотрели особенности каждой из них, познакомились с основными чертами романо-германской и англо-саксонской правовых систем, узнали, какие вопросы находятся в ведении федерального законодательства России и США.
Темы для рефератов:
1. Англо-саксонская правовая система и ее особенности.
2. Романо-германская правовая система и ее особенности.
3. «История создания российской правовой системы».
4. «История создания американской правовой системы».
5. Правовой обычай как источник права.
6. Судебный прецедент как источник права.
7. Договор как источник права.
Романо-германская правовая система: Историческая основа – римское право. В формировании права главная роль отводится законодателю. Права разделяются на публичное и частное.
Высшей юридической силой является Конституция. Кодификация нормативных актов. Правовой обычай и прецедент – вспомогательный источник права.
Англо-саксонская правовая система: прецедент – основной источник права; отсутствует деление права на отрасли и подотрасли.
Ирина КЕНЯ, учитель граждановедения, Брянск
Комментарии