Современные ИКТ во многом определяют качество образования, значительно расширяют границы доступа к мировым информационным ресурсам, повышают мобильность в сфере образования. Для своевременного включения в новые инновационные условия следует форсировать работу по созданию сетевых образовательных сообществ, средой взаимодействия которых может служить система образовательных порталов. Она призвана обеспечить свободный и оперативный доступ к качественным образовательным ресурсам как регионального, так и федерального уровня.
Создание интегрированной территориально-распределенной многоуровневой системы образовательных порталов должно способствовать:
активизации использования имеющихся и созданию новых актуальных и качественных информационных и образовательных ресурсов;
расширению доступа к этим ресурсам участникам образовательного процесса, органам управления образованием, профессиональным и общественным организациям;
использованию современных учебно-методических, информационных и телекоммуникационных средств, в особенности технологий дистанционного обучения;
включению в портал мультимедийных технологий, позволяющих обеспечить высокое качество горизонтального и вертикального взаимодействия участников СОС.
Один из значимых факторов эффективного функционирования СОС – создание механизма выбора и развития в образовательном пространстве «точек роста» (места размещения СОС, располагающего информационными, телекоммуникационными ресурсами, квалифицированными и активными научно-педагогическими кадрами, владеющими информационными и телекоммуникационными технологиями и заинтересованными в работе сообщества). Портал, будучи основным инструментом доступа к образовательным ресурсам и средой взаимодействия участников сетевых сообществ, должен располагаться в этих «точках», образуя тем самым целую систему образовательных порталов.
Функциональность подобной системы должна охватывать все основные виды образовательной деятельности, в которых могут принимать участие члены сообществ. Следовательно, она должна иметь многоуровневую структуру, на нижнем уровне которой должен располагаться портал образовательного учреждения.
В качестве примера приведу архитектуру портала, разработанного и функционирующего в образовательных учреждениях Бичурского района Республики Бурятия. Ресурс разработан с применением технологий Java 2 Enterprise Edition, в качестве клиента выступает web-браузер, в качестве сервера – web-контейнер Apache Tomcat 5.5. При разработке портала были использованы следующие технологии.
Spring Framework – набор базовых библиотек, на котором построено приложение, имеющее следующие возможности:
возможность разворачивания приложения не только на J2EE-серверах, но и на легковесных web-контейнерах, что ускоряет как разработку, так и расширяет список совместимых серверов приложения;
организация доступа к данным как при помощи технологий ORM, так и с помощью JDBC;
декларативное управление транзакциями, упрощающее процесс разработки.
Hibernate (ORM-компонент) позволяет организовать доступ к данным при помощи объектно-реляционного отображения, при использовании которого отпадает необходимость написания сложных запросов. Также решается проблема кэширования данных.
Struts Framework реализует шаблон проектирования Модель – Вид – Контроллер, согласно которому вся бизнес-логика приложения должна быть отделена от его визуального представления. Такое разделение значительно упрощает код приложения и делает его более пригодным к дальнейшей поддержке.
Acegi Security позволяет отделить кодирование бизнес-логики приложения и вопросы безопасности на основе ролей пользователей.
В web-приложении объектом-контроллером выступает сервлет ActionServlet, являющийся основой web-фреймворка Apache Struts. В соответствии с настройками web-приложения сервлет обрабатывает полученный от web-сервера запрос и вызывает соответствующий объект-обработчик, передавая ему полученный запрос. Обработчик использует параметры запроса для обращения к сервисам доступа к данным (уровень Spring) с целью получения объектов, соответствующих данным параметрам. Сервисы доступа к данным (конфигурируемые с помощью контейнера объектов, входящего в состав фреймворка Spring) используют соответствующие объекты доступа к данным, которые в свою очередь используют ORM-фреймворк Hibernate, предоставляющий средства для эффективного доступа к базе данных PostgreSQL.
Следует отметить, что создание и развитие многоуровневой системы образовательных порталов на базе «точек роста» СОС, функционирующих на основе применения синергетического подхода для моделирования процессов коммуникации и самоорганизации с использованием принципа обратной связи, позволит предотвратить процесс «затухания» пространства СОС и сфокусировать внимание на круговой взаимосвязи системы выбора. Это обеспечит формирование активной информационно-коммуникативной среды в виде системы образовательных порталов. Школьный информационно-образовательный портал, функционирующий в Бичурском районе, интегрируя региональные образовательные интернет-ресурсы в единую информационно-образовательную среду, может инициировать синергетический эффект развития не только «точек роста», но и самих сетевых образовательных сообществ.
Виталий НАЙХАНОВ, проректор по информатизации и новым технологиям обучения Восточно-Сибирского государственного технологического университета, Улан-Удэ
Комментарии