Филипп Филиппов обустроил помещение для занятий с приходящими глухонемыми мальчиками в 1903 году. Идея такой практической помощи императрице Марии Федоровне понравилась. И государыня распорядилась включить это учреждение как полноценное ведомство в Калужский губернский отдел ее попечительского общества. 22 апреля 1907-го Филиппу Филипповичу указом Николая II присвоили звание личного почетного гражданина Калуги, в 1914-м наградили орденом Святого Станислава 3-й степени. Тогда же его детище преобразовали в школу-приют для глухонемых мальчиков и девочек. Так, вот уже 109 лет калужская специальная школа-интернат №5 II вида имени Федора Рау дарит детям возможность услышать, а главное – понять мир.
– Содержание образования в нашей школе, – объясняет директор 5-й Наталья Аверина, – определяется образовательной программой, разработанной исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников c нарушением слуха. Развитие школы-интерната осуществляется в соответствии с идеологией и стратегией комплексной модернизации образования Калужской области и программой развития школы по основным направлениям инновационной деятельности. Решение задач стратегического развития школы-интерната и изменения в инфраструктуре обеспечивается за счет бюджетных средств, направляемых на улучшение условий, влияющих на повышение качества образования.Школа работает в открытом режиме. Поэтому у нее много друзей: Калужское региональное отделение Всероссийского общества глухих; Патриаршее подворье Симонова монастыря Общества слепоглухих и глухонемых; компания «САБМиллер Рус»; калужское Управление по работе с населением; городской Совет ветеранов Ленинского округа; Калужский физкультурно-оздоровительный клуб инвалидов «Лидер»; российский благотворительный фонд «Кто, если не я?»; благотворительный фонд «Центр помощи беспризорным детям» Торгово-промышленной палаты РФ; центр реабилитации неслышащих «Отофон»; благотворительный фонд помощи детям «Детские домики».Это специальное учреждение создано для обучения и воспитания слабослышащих и позднооглохших детей и получения ими дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, профессионального самоопределения и социальной адаптации. Школа ориентируется на создание условий для личностного развития, укрепления здоровья и реализации реабилитационного потенциала ребенка с ОВЗ с учетом его индивидуальных возможностей. Учатся здесь на год больше. Выпускники, освоившие программы за курс средней школы, проходят итоговую аттестацию в форме ЕГЭ или ГВЭ. Большое внимание уделяется включению учащихся с нарушением слуха в общеобразовательную среду и дальнейшей интеграции их в общество слышащих.Здесь к обучению слабослышащих и позднооглохших детей подходят дифференцированно. Есть классы I отделения – для воспитанников с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха. Есть классы II отделения – для воспитанников с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха. Есть и специальные классы для тех, у кого выявлена сложная структура дефекта.В начальной школе здесь решают задачи формирования академических компонентов и жизненных компетенций детей с нарушением слуха, познания и освоения ими мира, достижения целевых установок, определяемых личностными, семейными, общественными потребностями и возможностями ребенка. Ведется целенаправленная работа по формированию восприятия и воспроизведения устной речи, направленная на формирование коммуникативных компетенций.Следующим шагом служит создание условий для развития ключевых компетенций. В 5-й учат ребят применять их в учебной, познавательной, социальной практике. Вся работа здесь направлена на повышение мотивации к обучению, формирование ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способности ставить цели и строить жизненные планы, готовности к саморазвитию.Поэтому особое внимание уделяется коррекционной работе, направленной на преодоление коммуникативного барьера и успешную социализацию детей с нарушением слуха в общество слышащих сверстников. В школе создана служба социально-психологического сопровождения детей с ОВЗ. В целях развития личностных качеств и творческих способностей воспитанников реализуется программа формирования жизненных компетенций «КлючЪ».Переход школы на реализацию основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения и концепций СФГОС уже начат. Апробация проводилась в 1-м «А» классе с использованием УМК «Начальная школа XXI века». Была поставлена цель – сформировать и развить общеучебные умения, то есть универсальные учебные действия, обеспечивающие умение учиться. Для достижения поставленной цели психологом, администрацией и педагогами, работающими в 1-м классе, была разработана комплексная программа.- В обучении и воспитании слабослышащего ребенка, – отмечает Любовь Разумовская, возглавляющая коррекционную работу в 5-й, – важно помочь ему преодолеть отклонения в развитии. В нашей школе особое внимание уделяется соблюдению единого слухоречевого режима, направленного на формирование коммуникативных компетенций и успешную интеграцию в среду слышащих сверстников. Ведь наилучшие условия слухоречевой среды устанавливаются во время общения детей со слышащими людьми.Система коррекционной работы в школе-интернате направлена на создание особых образовательных условий. Здесь прежде всего помогают научиться общаться с окружающими. Тот, кому это удалось, может уйти в обычную школу, поступить в вуз, овладеть профессией, сможет жить полноценно.97 процентов воспитанников 5-й не слышат с рождения или потеряли слух в предлингвальный (доречевой) период. Результаты анамнестических данных учитываются при составлении индивидуального коррекционно-развивающего образовательного и психолого-педагогического маршрута, а при необходимости и медицинского сопровождения. Наиболее благоприятный прогноз можно строить, когда причина нарушения слуха наследственная или потеря слуха произошла вследствие применения ототоксических антибиотиков. И напротив, внутриутробная инфекция, родовая травма, осложнение после перенесенного заболевания часто приводят к дополнительным дефектам, а именно нарушению интеллекта, опорно-двигательного аппарата, зрения.В кабинетах для индивидуальных занятий установлены слухоречевые тренажеры. Многие дети ходят с индивидуальным слуховым аппаратом. Кому-то удается вернуть слух благодаря операции. Но… Важно не только вернуть слух, но и научить слышать, научить распознать в незнакомых звуках их неповторимое значение. Вот в этом главная миссия 5-й. Вот уже 109 лет.
Комментарии