search
main
0

То, что трогает душу и сердце

Чем запоминаются современные фильмы о Великой Отечественной войне

Иногда кажется, что охватившая почти весь цивилизованный мир культура отмены опаснее вирусной пандемии, потому что с теми или иными проявлениями ее можно столкнуться там, где этого никак не ожидаешь.

«Собибор», снятый Константином ХАБЕНСКИМ, стал событием. Фото с сайта tvcenter.ru

Казалось бы, невозможно, чтобы в России, больше всех стран пострадавшей в борьбе с нацизмом, кто-то вдруг сказал, что смотреть советскую военную киноклассику и умиляться жертвенности советского солдата сегодня фальшиво. И тем не менее это недавно прозвучало, причем из уст человека, чье слово весомо в мире отечественного кино. Пусть это останется, скажем так, казусом его нравственности. Ведь кто бы как ни трактовал сегодняшние политические события, ни один здравомыслящий человек не скажет, что подвиг наших предков вдруг может перестать быть таковым. Нет, это то, что действительно велико, бес­смерт­но, истинно.

Вспоминая свое детство конца 1970‑х – середины 1980‑х, я понимаю, что о жестокости войны и стойкости победителей мы, школьники, знали в основном по кино. В кинотеатрах нам показывали «Орленка» Эдуарда Бочарова, «Балладу о солдате» Григория Чухрая, «Летят журавли» Михаила Калатозова, драмы «В бой идут одни старики» Леонида Быкова, «А зори здесь тихие…» Станислава Ростоцкого и многое-многое другое. И это, как я сейчас понимаю, было крепкой составляющей нашего уважения к трагическому прошлому страны, к старшим поколениям. Эти фильмы нужно смотреть, чтобы не стать теми самыми Иванами, родства не помнящими (сегодня, кажется, этот риск велик, как никогда раньше).

Конечно, язык советских картин уже почти недоступен молодому поколению. Ушли в прошлое многие реалии тех лет, быт, материальные приметы. В то же время снимаются новые фильмы о Великой Отечественной войне, которые по динамике и стилю повествования ближе современным юношам и девушкам. Эти картины, жанрово тяготеющие к блокбастерам, нередко становятся мишенью для кинокритиков и зрителей из категории «40+». Авторам вменяют в вину погоню за кассовыми сборами, игнорирование исторических фактов, пренебрежение в угоду картинке точностью костюмов, неорганичность актеров, да много чего. С частью претензий нельзя не согласиться. Но даже при этом сложно отрицать факт: в каждой такой работе есть своя ценность, то зерно, которое стоит рассмотреть, восхититься, рассказать о нем детям, родным, всем неравнодушным. Чтобы память жила, передавалась от отцов к детям.

«Брестская крепость» Александра Котта (2010 год) – бесспорно, один из лучших современных фильмов о войне. Тот случай, когда и использование современных приемов кинопроизводства не мешает. Зритель вместе с героями погружается в ужас памятного июньского утра 1941 года, переживает боль героев, их готовность биться до конца. «Нужно смотреть» – жаль, что нет у нас подобной маркировки, к этой картине она была бы применима.

Драму «Белый тигр» режиссера Карена Шахназарова, историю о дуэли советского танкиста с фашистской машиной-призраком, вышедшую в 2012 году, восприняли неоднозначно. Кто-то сдержанно хвалил: военная мистика, свежо. Кто-то поругивал: нудно, сумбурно. Между тем в фильме блеснул очень талантливый и, как мне кажется, на сегодня недооцененный кинематографом актер Алексей Вертков. А самое главное – там потрясающий финал – монолог автора «Майн кампф», легко узнаваемого по косой челке и скобочке усов. Смысл слов, обращенных к загадочному собеседнику (злой демон, князь тьмы?), потрясает созвучностью сегодняшней повестке, апрелю 2022 года, когда Европа удивляет гибкостью позвоночника и тонким лицемерием, более приличествующим Востоку.

«Битва за Севастополь» Сергея Мокрицкого (2015 год) – байопик, рассказ о Герое Советского Союза, лучшем снайпере 25‑й Чапаевской стрелковой дивизии Людмиле Павличенко. Это, возможно, не самая яркая работа Юлии Пересильд, исполнившей главную роль, однако у нее получилось показать выдающегося воина, невероятную женщину – сильную и хрупкую одновременно. Впечатляет эпизод, взятый из реальности, когда Павличенко в 1942 году в составе молодежной делегации СССР посетила Канаду и США. «Джентльмены, мне 25 лет, и я убила 309 фашистских захватчиков, – сказала она в Америке на одной из встреч с журналистами и военными. – Не кажется ли вам, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?» Гробовая тишина, потом аплодисменты, переходящие в овации. Возможно, американская общественность только в этот момент приблизилась к пониманию того, что происходит на Восточном направлении и к мысли о необходимости открывать второй фронт.

«Собибор», снятый Константином Хабенским, стал в 2018 году событием. «Подвиг, который мы забыли» – слоган, как нельзя лучше отражающий наши порой удивительное невежество и беспамятство. Фильм, основанный на реальных событиях, рассказывает о единственном удавшемся массовом побеге заключенных из концлагеря. Главным организатором восстания стал лейтенант Красной армии Александр Печерский, роль которого исполнил Хабенский.

«Прощаться не будем» Павла Дроздова (2018 год) относит к событиям 1941 года, когда немецкие соединения приближались к Твери (тогда Калинину). Добротный, можно сказать, крепко сколоченный военный боевик с сильным актерским составом. Здесь интересна фигура маршала Конева (Андрей Серебряков), полководца, чья карьера являла череду взлетов и падений. Под Калинин он был переведен после Вяземской катастрофы, одного из тяжелейших своих провалов. Усталый, больной, просящий у адъютанта куриного супа. Важно вспомнить, что это тот самый Иван Степанович, который позже блестяще проявил себя в Берлинской и Пражской операциях.

«Т-34» Алексея Сидорова (2018 год) и «Девятаев» Тимура Бекмамбетова (2021 год) – две остросюжетные истории о побеге советских военнопленных из лагеря на вражеской технике, танке и самолете. И если «Девятаев» – это, как и «Битва за Севастополь», байопик, то драма Сидорова – особый случай. В 1942 году в Германии действительно в одном из лагерей пленные русские танкисты вырвались с полигона на Т-34 во время испытаний бронебойного оружия. Однако все они погибли, тогда как фильм радует благополучным исходом. Но, знаете, это правильный финал. Это словно дар новой жизни тем, кто выбрал свободу и дорого заплатил за нее. Воплощение их мечты, да и нашей – всех, кто помнит и гордится.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте