search
main
0

То, что по-настоящему интересно

Метод проекта

Метод проектной деятельности открывает горизонты возможностей реализации на практике приобретенных знаний всех предметных областей. В нашей школе он используется как в урочной, так и во внеурочной деятельности: на уроках, как правило, реализуются краткосрочные учебные проекты с элементами исследовательской деятельности, тогда как вне уроков реализуются долгосрочные, чаще всего исследовательские годовые проекты, презентация которых проходит на школьной научно-практической конференции.

Есть разные модели, мы выходим в проектной деятельности за рамки урока с 4‑го класса. Однако в 4‑м и 5‑м классах наиболее продуктивны не годовые, а двух-трехмесячные практико-ориентированные проекты, которые делают образовательный процесс частью жизни современного общества, позволяют ученикам создать своими руками то, в чем нуждается повседневный мир.

Проектная деятельность в 4‑5‑х классах не ограничивается приобретением практического опыта, в процессе работы над проектом ребята осваивают и теоретические основы проектного метода: они учатся формулировать цель и задачи, планировать свою деятельность и определять ход проекта. А уже с 6‑го класса наши ученики начинают работу над исследовательскими проектами, учатся определять актуальность обозначенной в работе проблемы, формулировать гипотезу, определять предмет и объект исследования, проводить исследование и делать выводы из полученных результатов. Нужно обратить внимание на достаточно важный аспект в работе над проектом: проект – это совместная работа ученика и руководителя-педагога, который в паре с ребенком открывает новое, преодолевает трудности, внезапно возникшие на пути реализации работы. Такой путь проходят ребята в подготовке к проектной деятельности в старшей школе.

Приобретенные базовые навыки позволяют каждому ученику 10‑го класса продемонстрировать самостоятельное выполнение работы при условии консультационного сопровождения работы педагогом-куратором. Куратор в старшей школе уже выполняет функции научного руководителя проекта или руководителя, задача которого состоит в соблюдении норм и требований научного исследования или учебного проекта. Принципиально новым и значимым фактором в работе над проектом старшеклассников является персональная ответственность ученика за весь проект.

Индивидуальный проект, являясь обязательным для всех обучающихся в предпрофессиональных классах, стал прекрасной возможностью для понимания каждым старшеклассником правильности выбранного профиля, а в дальнейшем и специальности еще до момента поступления в вуз. Кроме того, обучающиеся приобретают профессиональные навыки, которые потребуются в институте и в профессиональной деятельности.

Для нашей школы проектная деятельность в старших классах сродни большому делу, в котором участвует весь профиль. Выбранный вектор классного сообщества определяет движение индивидуальной работы каждого обучающегося. Чаще всего начало связано с определением общей задачи класса, которая связана с решением проблемы родного города, района или школы, поиском способа устранения проблемы, с которой они сталкиваются каждый день. Реализация таких проектов получает отклик у местных жителей, а молодежь заявляет о своем участии в жизни города.

В этом году ребятам было предложено рассказать о родном и любимом городе, используя разные медиаформаты, в контексте большого и многогранного проекта «Я подарю тебе Москву». Сообществом учащихся медиакласса было принято решение показать Москву такой, какой ее не всегда видят туристы и даже ее постоянные жители: «Москва готическая», «Москва цокольных этажей», «Москва через вывески», «Лица Москвы», «Музыка Московских улиц» – это далеко не полный список тем проектов класса. Приобретенные на практикумах по медиажурналистике навыки работы с медиаформатами – интервью, стрит-ток, статья, фотоколлаж, подкаст, лонгрид – будут использованы каждым в индивидуальном проекте. Уже прошел первый проектный рубеж «Презентация методологии проекта», ребята готовятся ко второму, не за горами и презентация на проектной сессии, которая определит направление деятельности каждого на летней предпрофессиональной практике.

Метод проекта в современном образовательном процессе помогает школьникам решить множество самых разнообразных задач, развивающих навыки поиска и обработки информации, критического мышления, групповой работы и лидерства, тайм-менеджмента и управления стрессом. Но самое главное – это самостоятельная работа над интересной образовательной задачей, которая может быть воплощена в реальный результат, впоследствии позволяющий прийти к успеху в современном мире, где обучение в течение всей жизни становится нормой.

Елена ЯРОВАЯ, учитель русского языка и литературы, куратор класса городского образовательного проекта «Медиакласс в московской школе» школы №1290

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте