search
main
0

То, что отбирает жизнь, возвращает музыка… Главное – научить детей мыслить

Главное – здоровье
Основной задачей на конкурсном уроке молодого преподавателя физкультуры из Тюменской области Андрея КАЙЗЕРА было развитие скоростно-силовых качеств десятиклассников. Он провел комбинированный баскетбольный урок, разбив группу юношей на две подгруппы – сильную и относительно слабую. Отбор проводился не по жестким нормативам, а по уровню подготовки – прыжкам через скамейку и броскам мяча в кольцо.
Начался урок, как и положено, с ходьбы и упражнений для рук, разминки кистевых суставов, бега с ускорениями. Затем – имитация подбора и подхвата мяча под щитом. Большое внимание уделялось темпу, интенсивности выполнения упражнений и технических элементов игры. Парни отрабатывали ведение мяча, короткие и длинные передачи.
Физкультурник Владимир Савченко (Алтайский край) провел легкоатлетический урок с семиклассниками. После короткой разминки он разбил класс на мальчиков и девочек. Ребята прыгали в длину с короткого разбега, а девчонки метали набивные мячи из положений сидя и лежа в разноцветные мишени, закрепленные на стене. Потом группы поменялись местами.
У Савченко – особая система тестирования. Преподаватель простым способом определил уровень физической подготовки учеников. Каждый прыгал со скакалкой 30 секунд. Выше уровень у того, кто больше совершил прыжков.
Запомнилось, как школьники массажировали мышцы рук и ног ударами пустых пластиковых бутылок. Для укрепления здоровья, оказывается, тару тоже можно применять…

“Свет мой, зеркальце, скажи…”
Ирина Ведина из Казани на конкурсном уроке провела психологический тренинг “Я особенный, я себя уважаю”. Шестиклашки расположились в круг, на стене – большой плакат со множеством эпитетов: добрый, веселый, сильный… Ребят захватила игра в “Скажи комплимент – прими комплимент”. Каждый называл положительные качества своего одноклассника. Например, Сережа – сильный, а Света – красивая. Казалось, игра может продолжаться до бесконечности. Преподаватель задает вопрос: “За что вы себя уважаете?” Из самых разнообразных ответов запомнились: за то, что я есть; за то, что я уважаю других.
Детям нужно развить уверенность в себе. “Сейчас увидим портрет уникального человека”, – говорит психолог. Ребята подходят к ней по одному и смотрят… в зеркало. Школьники согласны с тем, что они уникальны. В каждом человеке есть что-то свое, особенное. Когда люди разные, они интересны друг другу…
Серьезный урок-игру провел со старшеклассниками психолог из Свердловской области Алексей Титов. Игра называлась “Степной огонь”. Все школьники знают, что такое ВИЧ-инфекция и насколько она опасна. Ребята встают в круг, закрывают глаза. Психолог обходит их и касается рукой одного из учеников. Допустим, он носитель инфекции. Школьники выходят из круга, общаются, пожимают друг другу руки. “Носитель СПИДа” выдает себя. Что испытали ребята, которые общались с ним? Пошли бы сдавать анализы? Ведь скрытый период (3 месяца), когда СПИД невозможно определить, наиболее опасен для окружающих.
Задача психолога в этой игре – показать, что каждый человек несет ответственность за свою жизнь. Он должен контролировать ситуацию, а не быть ее жертвой.

Спичечница и Рахманинов
Когда дерево растет, оно приносит пользу человеку: выделяет кислород, сохраняет экологический баланс, плодоносит, может служить лекарственным средством. Это первая жизнь дерева. Но есть еще и вторая. Эту тему раскрыл на уроке технологии преподаватель из Липецкой области Михаил Духанов.
Вторая жизнь дерева, по мнению шестиклассников, это стройматериалы, бумага, мебель и изделия народных промыслов. Учитель рассказал ребятам, что резьба по дереву бывает ажурной и геометрической. Виды художественной росписи – хохлома и городец. Ученики определяли породы и пороки древесины. На столе у каждого – молоток, гвозди и пять деревянных деталей. Задача: сделать предмет, который пригодится в домашнем хозяйстве, – спичечницу. После разъяснений преподавателя ребята берутся за дело. Учитель ходит по классу, подсказывает, помогает. С работой все справляются успешно.
– Мы сделали спичечницу, – пояснил учитель, – но она не закончена. Можете взять ее домой и разрисовать, что-то вырезать на ней; кому-нибудь подарить, например, с надписью: “При пожаре звонить 01”.
Идея урока – продлить вторую жизнь дерева как можно дольше. Научить ребенка мыслить, изобретать, моделировать. Труд формирует личные качества – настойчивость, любознательность, ответственность и хозяйственность. Ребенок никогда не сломает то, что сделал сам.
“Музыкальный образ” волгоградка Елена Смолина раскрыла через произведения Сергея Рахманинова. 1917 – 1926 гг. – период эмиграции композитора. Что же скрывается за этими датами? Душевная боль, ностальгия. Поэтому его музыка грустная и задумчивая. Она “вьется, как тропа в полях”. Чтобы понять истоки русской интонационности, нужно заглянуть в народную песню. Ведь человек поет не только голосом, но и душой. Например, в песне “Степь да степь кругом…” перед слушателями разыгрывается трагедия. Семиклассники называют основные черты русского характера: любовь к Родине, жертвенность.
Смолина придерживается теории Дмитрия Кабалевского. Главное – научить детей слышать музыку и размышлять. Учитель музыки убеждена: идея, интонация и гармония – едины.

Михаил БОНДАРЕВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте