В 2022 году исполнилось 875 лет со дня основания Москвы! Счастливым образом номер нашей школы совпадает с юбилейной датой. Из года в год столица меняется и преображается, а вместе с ней растут и развиваются маленькие москвичи.
Уже четвертый год в дошкольных группах нашей школы проходит фестиваль «Калейдоскоп профессий-875»! Ребятам предоставляется возможность ознакомиться с разными профессиями и перевоплотиться в повара, кондитера, дизайнера детской книги, селекционера, естествоиспытателя и др. Фестиваль состоит из двух этапов: подготовительного и демонстрационного. С учетом возрастных особенностей знакомство с профессиями позволяет:
– пробудить у детей живой интерес к познанию окружающего мира;
– ознакомиться с деятельностью людей разных профессий и попробовать решить задачи в конкретных практических ситуациях;
– закрепить элементарные навыки, необходимые представителям разных профессий, в процессе организованной и самостоятельной деятельности.
В Москве трудятся представители большого количества разных профессий. В юбилейный год мы выбрали профессии, которые тесно переплетаются с жизнью мегаполиса и будут интересны дошколятам.
Столица представляет собой культурно-исторический центр. В Москве сохраняются и реконструируются исторические здания, проектируются и строятся новые районы. Чтобы с раннего детства повысить интерес ребят к достопримечательностям города и сформировать представление о начальном моделировании и конструировании как о части научно-технического творчества, мы решили ознакомить детей с профессией «инженер-конструктор».
Наши педагоги, используя комплект учебного оборудования для конструирования и проектной деятельности «Моя Москва», ознакомили ребят с историческими и культурными памятниками столицы, провели предварительную работу по основам моделирования и конструирования. В ходе режимных моментов и в свободной деятельности проводили беседы о Москве, обсуждения, рассматривали иллюстрации.
Практический этап предполагал создание и презентацию модели достопримечательности города из конструктора «Лего». Ребятами были сконструированы модели павильона «Авиация и космос» на ВДНХ, Москвы-Сити и высоток Москвы с прилегающими парками и скверами, московских двориков, Речного вокзала с прилегающей инфраструктурой и пароходами, Московского Кремля со знаменитой Спасской башней, гидротехнических сооружений, Большого театра, киностудии «Мосфильм» и др.
Примеряя на себя роль инженера-конструктора, дети целенаправленно использовали определенные детали, проверяли устойчивость конструкции, старались достичь внешнего сходства и украсить свои постройки. Важную роль в творческой конструктивной деятельности участников сыграли полученные ранее знания, воображение и личный опыт. Дети продемонстрировали нестандартный подход, умение работать в команде, овладели терминологией, продемонстрировали навыки творческого конструирования и умение использовать в самостоятельной деятельности схемы построек из предложенных наборов.
После конструирования ребята презентовали свои модели построек. Они комментировали особенности и отличия своей работы от оригинала, учились давать полные ответы на вопросы о своей конструкции, делились впечатлениями о постройках друг друга.
Москва – город музеев. Поэтому ребята с наслаждением осваивали и профессию «экскурсовод». Чтобы повысить интерес юных москвичей к музеям столицы, мы решили организовать собственный музейный комплекс в дошкольных группах. Воспитатели с детьми приступили к созданию мини-музеев в группах. Родители воспитанников приняли активное участие в этой работе. Это помогло изучить особенности музейного дела, сформировать у дошкольников представление о мини-музее, ознакомиться со спецификой профессии «экскурсовод». Надо отметить, что обогатилась среда дошкольных групп. Музейные обстановка и атмосфера способствуют духовно-нравственному становлению подрастающего поколения, открывают пространство для познания, воспитания, эксперимента и творчества.
На подготовительном этапе дети старшего дошкольного возраста с помощью педагогов и родителей занимались сбором и классификацией необходимого материала по выбранной тематике. В ходе организации мини-музея дошкольники активно участвовали в обсуждении его экспонатов, приносили из дома различные предметы, дополняли своими поделками и рисунками. Необходимо отметить, что такая форма организации музейного пространства дает возможность детям менять и переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок может быть созерцателем или принимать участие в интерактивной программе. А в музее, созданном вместе со своими друзьями, он соавтор, творец экспозиции и экскурсовод. Каждый мини-музей – это результат совместной творческой работы детей, педагогов и родителей.
На практическом этапе были представлены следующие музеи и их экспозиции: музей народно-прикладного искусства, музей морских путешествий, музеи кукол, боевой славы, часов, Бородинской битвы, колокольчиков, музеи «История Бумажного человека», «У меня зазвонил телефон».
Подготовка и проведение экскурсии – это непростое дело! Оно требует определенных знаний и умений, специальных навыков и смелости выступить перед группой детей и взрослых. Несмотря на юный возраст, маленькие экскурсоводы ответственно отнеслись к поставленной задаче: представляли экспонаты, рассказывали интересные факты, отвечали на вопросы посетителей, обращали внимание на правила поведения в музее. Воспитанники с большим старанием ознакомили гостей с визитной карточкой музея, а также приоткрыли завесу тайн о поисках тех или иных экспонатов. Знакомство с профессией «экскурсовод» на примере музеев позволило расширить кругозор детей, ознакомить с далеким прошлым человечества, историей вещей и предметов, развить инициативу, способность к коммуникации в поиске дополнительной информации и самостоятельность.
В свой 875‑й день рождения Москва, как истинная дама, наводит красоту: на улицах города появляются тематические конструкции, цветочные арки, флаги, уличные качели. Столицу окутывает аромат растений, которыми украшают улицы и площади к ежегодному фестивалю цветов «Цветочный джем».
Украшенные улицы, атмосфера праздника и красота осенней Москвы вдохновили нас на идею ознакомить детей с профессией «флорист», ведь работа с природным материалом – это всегда увлекательно! Практический этап фестиваля прошел в дошкольных группах в октябре. В начале месяца педагоги-наставники ознакомили участников с темой конкурсного испытания и провели беседу с родителями об особенностях подготовки домашнего задания «Составление композиции (икебана) из сухого природного материала». В последующие дни воспитанники получили общие представления о профессии «флорист», ознакомились с техникой создания композиции из природного сухоцвета.
Практический этап «Букет городу» состоял из двух частей: презентации домашнего задания «Составление композиции (икебана) из сухого природного материала» и создания композиции в технике художественной флористики. Кто не любит получать цветы в день рождения? Москва точно не из их числа! Поэтому каждый участник постарался создать оригинальную композицию, которая несла в себе не только разнообразные дары природы, но и элементы рисунка. Изготовление таких цветочных композиций гармонично сочетало в себе природные и искусственные материалы. Ребята с большим удовольствием составляли букеты из сухоцветов, проявляя творческую фантазию и демонстрируя эстетический вкус. В ходе конкурсного испытания дошкольники ознакомились с основами композиции, научились компоновать детали и встраивать их в единое целое. Большое внимание было уделено технике безопасности и организации рабочего места. Проверяли аккуратность выполнения работ и соблюдение чистоты рабочего места после выполнения конкурсного задания. Итогом фестиваля стала презентация уникальных авторских букетов из листьев, цветов, декоративной зелени и различного вспомогательного материала. По окончании фестиваля работы ребят были размещены в школьной галерее.
Какую профессию выберут наши маленькие москвичи, когда вырастут? Мы сможем узнать ответ на этот вопрос лет через десять-пятнадцать. Но мы уверены, что ребята будут гостеприимными хозяевами своего любимого города, будут стремиться узнавать его историю и участвовать в его благоустройстве. А значит, с городом неразделимы!
Татьяна ШАМИЧ, воспитатель школы №875;
Наталия ЖИТНЯКОВА, методист школы №875
Комментарии