Мир флоры и фауны всегда вызывает горячий интерес у педагогов и детей. Жизнь растений и животных, разнообразие их видов, места обитания, природные зоны и условия их существования – знания, которые мы можем и даем детям на протяжении многих лет.
Наш детский сад №2329 работает более 13 лет. Созданная трудом наших сотрудников предметно-развивающая среда, высокая квалификация, сплоченность и умение искать и находить ответы на поставленные вопросы позволили нам с 2008 года стать сетевым учреждением ресурсного центра ЮНЕСКО «Мы и природа». Мы стараемся научить наших воспитанников видеть, слышать, чувствовать природу и сопереживать ей. Очень широкие возможности перед нами открывает интеграция экологии с изодеятельностью. Занятия в изостудии неизменно связаны с передачей детям экологических знаний.
Как они проходят? В виде предварительной доверительной беседы, позволяющей в форме разговора друзей (содружества) донести до детей не только задачи художественно-эстетического развития, но и дать им возможность больше узнать о маленьких и больших секретах окружающего мира природы. Например, при рисовании пейзажа или отдельного объекта природы темой бесед часто возникают вопросы, связанные с жизнью растений и животных, так как мы рассматриваем не только внешний вид растения или животного, но и обращаем внимание на условия, без которых не может прожить все живое. Этому очень помогают мини-музеи, созданные заботливыми руками наших педагогов. В них такое разнообразие, что составить нужную композицию по теме занятия не составляет большого труда. А как это интересно детям! Ведь они могут подобрать, расставить, переставить все своими руками, добиваясь выразительности композиции и интересной компоновки, например, натюрморта из осенних листьев и яблок.
Знакомясь со скульптурой, как с произведением искусства, наши воспитанники узнают и о том, что скульптура сделана из мрамора (гранита, фарфора, глины, дерева), то есть из природного материала, знакомятся с его некоторыми свойствами.
На рисовании мы не стараемся сосредоточиться только на художественной стороне занятия, а знакомим ребят с художественными материалами, такими, как угольный карандаш, сангина, соус и пастель. И художественно-эстетическое, и экологическое обучение детей тесно связано с развитием эмоций ребенка, умением сочувствовать, сопереживать, умением видеть красоту окружающего мира. Чтобы восприятие образов природы стало острее и глубже, мы используем на занятиях различные игровые приемы, музыкальное сопровождение, записи звуков природы. Ведь малыш, если ему рассказать о том, что цветы нуждаются в воде так же, как и человек, в лучшем случае прослушает сообщение, но оно не станет его достоянием. Много ли, мало ли надо цветку воды? А вот если ребенок нарисует веселый дождик, который поит цветы, если педагог поможет ему увидеть, расцветшие на рисунке цветы, связать их количество с интенсивностью дождя, то ребенок обязательно запомнит то, что избыток или недостаток воды равно губительны для всего живого на нашей планете.
Работа в составе Ресурсного центра «Мы и природа», участие в обмене опытом, позволяют нам не только повысить собственные умения, но и поделиться интересными идеями с педагогами-дошкольниками других детских садов столицы. А все это в конечном итоге позволит углубить знания о природе и бережном отношении к ней наших воспитанников.
Надежда ЩЕГЛОВА, заведующая детским садом общеразвивающего вида №2329
Комментарии