search
main
0

Тишина – залог здоровья?

Внешний вид Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков очень напоминает картины художников-абстракционистов. Этакий разноцветный набор неправильных геометрических фигур. Войдя внутрь этого “веселенького” здания, я был неожиданно удивлен царящей в нем тишиной: кроме охранника, людей не наблюдалось. Молодой человек в камуфляже любезно проводил меня на третий этаж к кабинету директора. На протяжении нашего трехминутного путешествия по лабиринтам лестниц и коридоров нам не встретился ни один человек.
Ожидая аудиенции в приемной директора, я разглядывал стенды и плакаты на стенах и, между прочим, узнал, что Центр существует уже девять лет при Департаменте образования Москвы и насчитывает 170 сотрудников, среди которых пять кандидатов… психологических наук и один доктор…
– Наше учреждение оказывает консультативно-диагностическую и коррекционную помощь детям и подросткам, – пояснил директор Центра Владимир Касаткин. – Это речевая, нейропсихологическая и психологическая коррекция. Созданы также специальные группы для подготовки детей к школе,которые ведут опытные педагоги, психологи и логопеды.
– Статистика утверждает, что учеба в школе повышает детскую патологию на 25-40 процентов. Что вы как специалист можете посоветовать на этот счет?
– Существует образовательная программа “Здоровье”, руководителем которой я являюсь. Она спонсируется Фондом Сороса. В программе семь разделов, отвечающих в основном на три вопроса: что нужно делать, чтобы не заболеть; не попасть в травмоопасную ситуацию; сохранить психологическое здоровье. Программа емкая и не ограничивается сколиозом или, скажем, близорукостью.
– Между тем медики ставят эти два заболевания на первое место по распространенности у детей школьного возраста. Но это, как считают они, следствие перегрузки. Кстати, при обсуждении образовательных стандартов критике в основном подвергалась именно перегруженность. Как с нею бороться?
– Видите ли, вопрос перегрузки, например в старшей школе, связан с поступлением в вуз – это личное дело каждого школьника. В США, например, подобный вопрос вообще не обсуждается. Проблемы незащищенного секса или ношения оружия в школу куда более значимые.
– Вы, по-видимому, очень хорошо осведомлены о проблемах американского образования, однако вернемся в Россию. Медики из НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, например, провели эксперимент, сопоставив качество восприятия учебного материала с учебной нагрузкой. Оказалось, что внимание, реакция и память у гимназистов, отягощенных грузом дополнительных предметов и факультативов, в два-три раза хуже, чем у обычных школьников.
– Ну и что? Если ребенок серьезно готовится к поступлению в вуз, ему не обойтись без перегрузки. Что же касается перенасыщенности школьного расписания, то в этом виноваты не стандарты, а сами учителя.
– Каким образом?
– Чем больше часов – тем выше зарплата. По-моему, ясно.
– Честно говоря, впервые сталкиваюсь с подобной трактовкой.
– Видите ли, я занимаюсь проблемой здоровья школьников 12 лет. Этому посвящена моя вторая, докторская диссертация. Я неоднократно представлял Россию на международных конференциях по здоровьесберегающим технологиям. Могу сказать совершенно определенно: в нашей системе образования сегодня только начинает формироваться здоровьесберегающая политика, дискуссии о которой ведутся на протяжении вот уже двадцати лет.
– Дискутируют не все. Многие директора школ и учителя, насколько я знаю, уже сегодня весьма успешно внедряют здоровьесберегающие технологии: прививают детям любовь к спорту и правильному образу жизни, оптимизируют учебный процесс, сочетая “двигательные” предметы с “умственными”.
– Директору некогда заниматься проблемами здоровья. Это должны делать специалисты. Нашим центром на этот счет разработаны несколько проектов по региональным моделям укрепления здоровья и программам обучения здоровьесберегающим технологиям…
Выйдя из кабинета директора, я спустился на первый этаж и, тщетно пытаясь найти выход, заблудился в архитектурном “хаосе” коридоров, переходов и рекреаций. Должен сказать, что внутренняя планировка Центра вполне соответствовала его внешнему “абстракционистскому” виду, а мое последнее впечатление ничуть не противоречило первому – в помещении царила все та же тишина.

Дмитрий ЕГОРОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте