Совместная акция Министерства образования РФ, “Учительской газеты”, Ассоциации “За гражданское образование” и Самарского регионального центра гражданского образования, объявленная в конце прошлого года, завершилась в “Орленке”. 500 школьников, победителей первого Всероссийского конкурса социальных проектов “Я – гражданин России”, из 36 российских регионов стали участниками финала и провели на Черном море 22 незабываемых дня.
Чем раньше молодые люди начнут улавливать болевые точки окружающего мира, анализировать социально-политические ситуации, выдвигать новые идеи, предпринимать конкретные реальные действия по улучшению нашей жизни – тем скорее можно ожидать позитивных перемен в общественном устройстве страны, в становлении гражданского общества. Именно поэтому проект “Гражданин”, широко известный и популярный в американских школах, нашел своих почитателей и в России. Почему из США? Ведь и в нашей истории немало ярких примеров: тимуровское движение, пионерские и комсомольские дела во благо Родины, общественно полезный труд в школах… Дело в том, что американские коллеги из Центра гражданского образования в Калабасасе (штат Калифорния) разработали такую технологию, которая помогает ученикам не только по зову сердца приниматься за общественно полезные дела, но и, что очень важно, тщательно и по-научному организовывать эту работу, а значит, извлекать из этого уроки жизни. Проект учит школьников выявлять наиболее острые проблемы города и села, школы и района, общества и государства, собирать данные, анализировать их, оценивать возможные последствия, разрабатывать планы действий, формировать портфолио, проводить социологические опросы, работать со СМИ, вступать в диалог с разными ветвями власти.
Финалу в “Орленке” предшествовал заочный тур, который, в свою очередь, родился с подачи “Учительской газеты” и Ассоциации “За гражданское образование”. В частности, после одной из стажировок, которую мы организовали для российских учителей, проект начал апробироваться в Самарской области. Взяв его за основу, самарцы предложили свои варианты и модели программы по социальному проектированию школьников. На трех последних всероссийских олимпиадах по граждановедческим дисциплинам высокие гости – из Государственной Думы Геннадий Селезнев, из Министерства образования Елена Чепурных, Владимир Филиппов – обратили внимание на этот проект. Результат: в конце прошлого года Министерство образования РФ официально объявило о начале Всероссийской акции “Я – гражданин России”. И хотя времени для ее раскрутки было не так много и удалось провести лишь один организационный семинар в Самаре, в оргкомитет поступило около двухсот проектов из 60 регионов страны.
Лето-2001 началось в “Орленке” с творческой тематической смены. Одновременно с финалом акции “Я – гражданин России”, участники которого жили в лагере “Комсомольский”, в двух других – “Звездном” и “Стремительном” – проходил фестиваль детского художественного творчества “Адрес детства – Россия”. Каждый день звучала музыка, слышались звонкие голоса ребят. Талантливые хореографические, хоровые, цирковые коллективы представляли свое искусство. Их сменяли не менее талантливые “Юные граждане”. На большой сцене они демонстрировали свою активную гражданскую позицию, умение обсуждать проблемы современности и искать пути их решения. Не случайно сами “орлята” назвали эту смену веселой и думающей.
Все проекты ребята публично представляли перед большой аудиторией, а в “Орленке” более двух тысяч отдыхающих. “Ребята, – заметил Владимир Пахомов, руководитель Самарского центра гражданского образования и ответственный за проведение финала, – неравнодушны к окружающему социуму. Дети не замахиваются на глобальные проблемы, их интересует происходящее рядом. Например, из Оренбургской области интересен проект “Сельская пекарня”, из Новосибирска – “Безопасный пес”, из Краснодара – пансионат для лежачих детей-инвалидов. Важно, что ребята не только подняли эти проблемы, но и сумели решить их”. И все-таки лучшими признаны:
Проект “Защитим березовую рощу” – средняя школа N 13 г. Обнинска Калужской области, руководитель Савинова Инна Петровна.
Проект “Социальная справедливость и солдатские вдовы” – Порздневская средняя школа Лухского района Ивановской области, руководитель Царева Вера Александровна.
Проект “Улучшение транспортного обслуживания населения” – Малокуликовская средняя школа Орловской области, руководитель Матюхина Наталья Александровна.
Проект “Молодежь и секты” – объединенная команда средних школ NN 6 и 91 г. Самары, руководители З.А.Мазыр и Е.Г.Шумская.
Проект “Сохранение и использование культурного наследия островской земли” – гимназия г. Острова Псковской области, руководитель Колесник Валентина Алексеевна.
Завершился финал защитой пяти так называемых национальных проектов, над которыми работали ребята, объединившись друг с другом из разных городов и регионов. Они представили интереснейшие разработки, посвященные, например, экологической поддержке и развитию Всероссийского детского центра “Орленок”, защите прав ребенка в школе, социальным гарантиям жителям российских окраин, трудоустройству молодежи в России, сохранению культурных памятников. В торжественной обстановке все 50 команд-победительниц получили дипломы Министерства образования, подарки и сувениры. Завершая церемонию награждения, Ирина Калиш, главный специалист Управления воспитания и дополнительного образования Минобразования России, на плечи которой легла организация этой творческой смены, объявила о начале новой, теперь уже второй акции “Я – гражданин России”. Высокие гости из правительства, из Министерства образования РФ, которых ожидал весь лагерь, так и не приехали, хотя и обещали. Но “Учительская газета”, инициатор реализации программы “Гражданин” в России, координатор образовательных программ и обменов из Посольства США в Москве Мария Львова разделили праздник тех, кто готов сегодня реально действовать и работать для процветания России, для утверждения в ней принципов и ценностей демократии, свободы, справедливости.
Ирина ДИМОВА
Краснодарский край – Москва
Комментарии