В этой школе в первый класс набирают по талантам: у детей проверяют слух, ритм, умение рисовать… Калачевская гимназия № 1 – одно из старейших учебных заведений не только в небольшом городе Калач, но и во всей Воронежской области, в 2009 году школа отметит свое 150-летие. Однако записываться в старики гимназия не торопится: каждый день здесь звучит музыка, дети поют, танцуют и даже играют на балалайках и домрах.
Когда-то на месте гимназии в уже не сохранившемся деревянном здании размещалось училище с пятилетним обучением, потом открылась женская прогимназия, а в 1916 году состоялось освящение нового двухэтажного здания женской гимназии. Позже статус школы неоднократно менялся, к основному зданию были достроены три пристройки, последняя – в 80-х годах прошлого века. Но до сих пор в старой части здания сохранились очертания старых печей и массивная лепнина на потолке.
Школьная история нашла свое место в экспозициях гимназического музея. Девчата-экскурсоводы из 8 «Б» (ничуть не уступающие дореволюционным гимназисткам в обаянии!) рассказали мне не только об исторических вехах, но и о выпускниках гимназии, воевавших в Великую Отечественную, о прославленных учителях и даже о школьной пионерской форме, которую, как выразилась одна из девочек, «носили до нас». Все это есть в музее. А те, кто, по большому счету, не так уж давно носил пионерскую форму, сегодня преподают современным воспитанникам гимназии мировую художественную культуру, риторику и историю искусств, хореографию и хоровое пение.
Конечно, алгебру и физику с химией никто не отменял. Здесь, как и в других инновационных школах, изучают предметы обязательной программы, а выпускники гимназии с успехом поступают на бюджет во все вузы Воронежа. Наиболее тесно гимназия сотрудничает с педагогическим университетом и медицинской академией. Уже несколько лет в гимназии действует научное общество учащихся «Эврика», часть своих исследований ребята проводят в Закалачском лесу – дубраве почти такой же старой, как Шипова дубрава. Декан естественно-географического факультета Воронежского педуниверситета Светлана Алферова, преподаватели вуза и студенты – частые гости гимназии.
Но главное, что отличает гимназию, это художественно-эстетическое направление в работе с детьми.
«Развиваться – это грести против течения. Стоит только остановиться, как тебя тут же снесет назад». Эти слова я прочитала на плакате в кабинете директора школы Виктора Мартыненко. Их Виктор Тимофеевич вспоминает, когда слышит рассуждения о том, что совмещение искусства и общеобразовательной школы – это лишние траты и заботы. С такой «экономией» директор категорически не согласен:
– Настоящее развитие личности ребенка должно идти через искусство. Например, у нас половину ребят, играющих в оркестре, отличниками и тихонями никак не назовешь. А когда их видят на концертах родители, когда приходят в зал люди со всего микрорайона, а эти ребята на сцене в белых рубашках, чистенькие, сосредоточенные – играют!
У нас в гимназии более 600 учеников, и по-прежнему к нам идут с удовольствием. В этом году набрали три первых класса. Все дети, кто хочет петь, танцевать, рисовать, лепить, идут к нам. Потому что все это есть в школьном расписании, и все это бесплатно. Во второй половине дня у нас работают творческие коллективы по четырем направлениям: художественное, хоровое, хореографическое и оркестр русских народных инструментов.
Знаете, как мы детей в первый класс набираем? Проверяем не их знания по математике, а проверяем слух, физические данные, умение рисовать. После чего педагоги определяют, кому из ребятишек лучше идти на хор, кому в оркестр, а кому рисовать или танцевать. Потом советуемся с родителями и принимаем окончательное решение по каждому ребенку. Бывает, не обходится без споров, но мы все равно стараемся, чтобы ребенок определился и не бегал потом с одного отделения на другое. Правда, много таких, кто успевает и в оркестре заниматься, и на футбол ходить, и в туристический клуб.
Турклуб «41-й меридиан» появился в гимназии в 2003 году, и сразу очень понравился мальчишкам и девчонкам. За эти годы юные туристы неоднократно становились призерами и победителями соревнований всех уровней, от районного до областного. А в прошлом году глава Калачевского района Анатолий Бакулин дал клубу сто тысяч рублей на покупку туристического снаряжения, которое ребята выбирали и покупали сами, вместе с руководителем Владимиром Кузнецовым. Кстати, учитель информатики Владимир Анатольевич Кузнецов занимается еще и созданием на базе школы районного медиацентра. Оборудование для него гимназия получила по нацпроекту, и в школе теперь есть своя типография, новые компьютеры с выходом в интернет, множительная и видеотехника, на свои средства гимназия купила видеокамеру. В школе есть дети, пишущие стихи и прозу, и теперь следующий шаг – это издание настоящей книги произведений юных авторов. Это будет хорошим дополнением к уже имеющейся художественной галерее.
Картины украшают школьные коридоры уже лет пять или шесть. Директор говорит, в первые два месяца сажал рядом охрану, боялся, что испортят или украдут. Скоро стало понятно, что охранникам здесь сидеть – только бездельничать. Никто на шедевры не покушался, наоборот, старались лучше рисовать, чтобы и твоя картина стала украшением гимназии. Кстати, основные учителя, ведущие в гимназии художественное направление, это Татьяна Блощицына, Людмила Христич и Ольга Бабенко.
Непривычно было увидеть в школе и театральный класс: настоящий мини-театр с балконом, сценой, занавесом. Как говорит замдиректора по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка и литературы Анна Ивановна Мартыненко, не каждого ребенка родители специально повезут за 250 километров из Калача в Воронеж на спектакль. Тем не менее дети должны знать, что собой представляет театральный зал и что есть в нем и балкон, и бельэтаж, и партер, и амфитеатр.
Сейчас в театральном классе проходят встречи в литературной гостиной, а мальчишки и девчонки очень ждут, когда же в гимназии появится настоящий режиссер.
В 2004 году гимназия заняла второе место во Всероссийском конкурсе воспитательных систем.
Рассказывает Анна Ноженко, один из руководителей гимназического оркестра русских народных инструментов:
– В 1993 году, когда мы вместе с Сергеем Владимировичем Поповым создавали этот оркестр, первых деток привели к нам сами родители. В конце года мы уже сделали первый небольшой концерт. Теперь мы уже известны, и ребята приходят к нам сами. Мы проводим отбор по слуху и по желанию.
– Легко ли с коллективом, который почти сплошь состоит из мальчишек? Наверное, не все покладистые?
– Бывает сложновато, но общий язык мы находим. Не только занимаемся, но и интересуемся их внешкольной жизнью: в каких условиях живет семья, чем увлекается кроме оркестра. Например, у нас среди музыкантов несколько спортсменов. И если им нужно ехать на соревнования, то из оркестра их отпускаем. И сами идем за них болеть, а уж если одержат победу, все их поздравляем. Так же и с предметными олимпиадами: победителей поздравляем все вместе.
У нас очень хорошие контакты с преподавателями. Если бы не было этого, то и всего художественно-эстетического отделения не было бы. Иногда приходишь на физику и просишь учителя: пожалуйста, отпустите Сережу или Сашу, у нас сейчас концерт. И отпускают. А один раз наш учитель физики так и сказал: «Физика приходит и уходит, а искусство вечно! Пусть идет и играет».
А если серьезно, учителя просто видят, что есть отдача. Что и обычным предметам от музыкальных занятий польза. У ребят повышается чувство ответственности, к себе начинают относиться серьезнее и критичнее. И потом, любой оркестр, или хор, или ансамбль, если серьезно в нем заниматься, требует сил и времени. Дети приучаются работать!
Еще один момент, на чем воспитываются наши дети. Мы часто даем концерты в центре реабилитации инвалидов, в пансионатах для пожилых людей. Когда мы идем в дом престарелых, то рассказываем ребятам, для кого они будут играть, какие люди там живут, почему они туда попали. И мы заметили, что ребята очень хорошо реагируют на этих бабушек и дедушек. Очень терпеливо себя ведут.
…Слушая рассказ Анны Антоновны, подумала вот о чем. Не только обучающую и воспитательную функции выполняет эта гимназия. Родителям учеников по-настоящему повезло, ведь имея такую школу под боком, не надо тратить время на то, чтобы везти ребенка в «музыкалку» или школу искусств. Все – в одном здании, в одном большом школьном доме: и уроки, и дополнительное образование, и развитие. И все на высоком уровне. Например, звание народного имеет не только оркестр, но и хор «Россияночка», руководимый Валентиной Шульгиной (концертмейстеры – Татьяна Адамова и Татьяна Радченко). Детские работы художественного отделения постоянно занимают призовые места на областных и даже всероссийских выставках. Преподаватель макраме Ирина Кущева увлеченно рассказывала мне, как обычная бутылочка благодаря умению десятиклассницы Маши Дьяченко может превратиться в вазу и стать «ювелирной работой». Кому из родителей не захочется, чтобы и их ребенок научился делать подобную красоту? Или прекрасно рисовать, или играть на домре?
Сегодня национальные проекты призваны поддержать инновационные школы. Но инновации – это совсем необязательно знания в чистом виде. Это, скорее, комфортные условия обучения и воспитания для каждого ребенка.
Калач, Воронежская область
Модель идеального учителя гимназии № 1:
Учитель гимназии, он же – гуманист, творец, исследователь.
Как гуманист он пропагандирует общечеловеческие ценности, осознает нравственный долг перед каждым учеником, обладает высоким уровнем общекультурной компетентности и эрудиции. Искренне желает вступить в естественный партнерский диалог с учащимися.
Как творец он генерирует идеи, создает и организует творческую развивающую среду. Владеет педагогической импровизацией. Находится в постоянном поиске нового, открыт педагогическим новациям и так далее.
Как исследователь он обладает гибким педагогическим мышлением, целостным видением своего труда, имеет высокий уровень профессионализма, способен действовать в условиях неопределенности, создает собственные исследовательские проекты.
Соответствует требованиям первой, высшей квалификационной категории. Обладает высоким уровнем методологической компетентности, осознанно развивает свою индивидуальность средствами своей профессии. Открыт для постоянного профессионального обучения, накопления опыта, активно участвует в обновлении содержания образования. Имеет высокую степень методической изобретательности. Владеет технологиями, активными и интерактивными методами обучения, знает методику проведения нетрадиционных форм занятий. Владеет профессиональными педагогическими умениями.
Комментарии