search
main
0

Тихон ХРЕННИКОВ: Не верю я во вдохновение…

Похоже, что живой легенде отечественной музыки Тихону Николаевичу Хренникову, который родился за пять лет до Октябрьской революции, – мировые войны, становление и падение советской власти и другие события планетарного масштаба пошли на пользу, увеличивая его жизнестойкость, темперамент и оптимизм. А он в свою очередь наделял ими свои произведения. Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда он более 40 лет бессменно руководил Союзом композиторов СССР, еще участвует и в руководстве знаменитым Международным конкурсом имени Чайковского…

– Насколько серьезный статус имеет этот конкурс на международном уровне?
– В Оргкомитет поступило 627 заявок от молодых исполнителей. А приняли участие 65 пианистов из 24 стран, 52 скрипача из 19 стран, 63 виолончелиста из 22 стран, 92 вокалиста из 14 стран. Тяга молодежи со всего мира огромна. По-другому не может и быть. Ведь проводники русской исполнительской школы за границей доказали ее превосходство над всеми. Скрипачи Вадик Репин, Максим Венгеров олицетворяют вершинный уровень исполнительского искусства. А Женя Кисин – вообще самый дорогостоящий пианист в мире. Ведь наши музыканты оплодотворяют всю мировую музыкальную культуру. Взять, например, Америку. Там ведь нет своей музыкальной культуры. Все создано русскими эмигрантами – Рахманиновым, Добровейном и другими. Жена Добровейна Роза Левина сделала Вана Клиберна. Так что, как это ни парадоксально, он тоже был представителем русской исполнительской музыкальной школы. Поэтому-то его так все и почувствовали на конкурсе Чайковского.
– Что вы думаете о будущем нашей музыкальной культуры?
– Сейчас идет очень быстрое созревание юных музыкантов, буквально к 12-14 годам. И тем, кто покинул страну, боюсь, будет некуда возвращаться – новое поколение властно занимает все места. К сожалению, дети сейчас должны платить за обучение, за общежитие. И это при том, что родители-то не получают высокую зарплату.
– Как вы посоветуете вести себя в дальнейшем победителям конкурса и неудачникам?
– Когда я был мальчишкой и решил ехать в Москву учиться, мой отец, простой приказчик, очень умный человек, сказал мне: “Тихон, никогда не расстраивайся от неудач и не слишком радуйся своим успехам. Что бы ни происходило вокруг тебя, только работай. Всегда продолжай работать”.
– Приятно, что иностранные вокалисты продемонстрировали неплохое владение русским языком. И очень проникновенно исполняли русские романсы…
– Не случайно руководитель Союза театральных деятелей Александр Калягин наградил обладателя I премии среди вокалистов – русского баса Михаила Казакова – за драматическое искусство. А драматическое искусство невозможно без владения языком.
– Буквально народными стали ваши собственные песни. “Песня о Москве” из фильма “Свинарка и пастух”, песенки из фильма “Гусарская баллада”, чудесный романс из “Верных друзей”. Вот это результат уважения национальных музыкальных традиций!!!
– Да, я очень любил писать музыку именно к тем фильмам, где много музыки и где она играет драматическую роль.
– Мы вас видели в фильме “Поезд идет на восток” в виде молодого матроса с аккордеоном…
– Снялся совершенно случайно. Тогда, в 47-м году, режиссер Райзман предложил мне самому исполнить собственную песню.
– По роду своих общественных обязанностей вы встречались со Сталиным?
– Целых четыре раза. Он на меня производил впечатление живого Бога. Репрессии не миновали и нашу семью. Преследовались два моих брата. Одного мне удалось спасти, а другой был осужден на 10 лет.
– Не скучаете без Союза композиторов?
– Теперешнее мое положение дает мне одиночество для того, чтобы что-то сочинять. Хотя все-таки не удается быть вне общественных обязанностей.
– Откуда берете вдохновение в сегодняшней жизни?
– Грабарь описывал свою встречу с Чайковским, в музыку которого был страстно влюблен. Как он, пылая от своей любви, сказал: “Петр Ильич, вы пишите только вдохновенные вещи, вдохновение к вам приходит всегда”. Но Чайковский его обескуражил: “Юноша, не говорите пошлостей, никакого вдохновения не существует. Есть только работа. Работать надо каждый день. Тогда вдохновение придет”. Как говорится, вдохновение не посещает ленивых. Не верю я во вдохновение.
– Тихон Николаевич, вы создали симфонии, балеты, оперы, оперетты, песни, а есть ли у вас самое любимое произведение?
– В разное время нравятся разные вещи. А иногда мне кажется, что их написал совершенно другой человек, вовсе не я…
– Вашему творческому долголетию трудно не изумиться. На сцене Детского музыкального театра имени Наталии Сац – премьера вашего мюзикла “Чудеса, да и только”.
– Все компоненты этого спектакля сделаны изумительно. Я очень доволен этим спектаклем.

Ну еще бы – его делали одни мэтры. И создали на сцене подлинный праздник. Либретто по мотивам пьесы-сказки Самуила Маршака написали Роксана Сац и Виктор Рябов. Фокусы с “волшебными” вещами поставил сам Игорь Кио. В спектакле задействованы живой оркестр, оперные певцы, балетные танцоры. Художником постановки стала дочь Тихона Николаевича Наталья. Благодаря ее замыслу спектакль начался уже прямо с занавеса, украшенного птицами с яркими хвостами, орлом с распростертыми крыльями. По-моему, это суперспектакль. Сказки не стареют, в них всегда добрым молодцам урок. В том числе и от Тихона Хренникова.

Елена МАСЛОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте