search
main
0

Тихо, идет запись! Отстаивая права своего ребенка, не нарушайте чужих

История с диктофонной записью, тайно сделанной первоклассником на уроке в московской школе №1572 и выложенной его мамой в Сеть, разделила родительское сообщество… До какой границы простираются права родителей в защите прав своих детей? И не окажутся ли родители в суде как ответчики по делу о тайной диктофонной записи в школе?

Одним можно, а другим нельзя?После конфликта в школе №1572 школьные администрации задаются вопросом: вправе ли родители заставлять своего ребенка тайком записывать уроки учителей?На первый взгляд родители действовали в рамках закона. В статье 44 Закона «Об образовании в РФ» взрослому населению России дается право знать, по каким программам и методикам школа учит их детей. Мамы и папы заставляют детей приносить из школы тайные записи школьных уроков? Их право: гражданское законодательство разрешает делать запись на публичных мероприятиях и в местах, открытых для свободного посещения.Впрочем, школьные администрации давно почувствовали: что-то здесь не так.- У нас, – жалуются педагоги, – учителя не имеют права прикрикнуть на ребенка, а детям можно даже тайно записывать или снимать учителя. Родители упорно вычитывают все, что прописано в законах, дабы мы не покусились на их права и свободы!.. Если абстрагироваться, то получается: одному (ребенку) можно все, и он ничем не ограничен. Другому (учителю) – нельзя ничего, он только имеет кучу обязанностей и запретов.Учителя не единственная уязвимая сторона в этой истории. Новое поколение родителей готово отстаивать права своих детей. И закрывает глаза на то, что из-за этого их дети оказываются в эпицентре школьного конфликта.- Дети получают свою порцию негатива и с той и с другой стороны! Учительница унижает их и кричит (ее действия абсолютно неэтичны и недопустимы с педагогической точки зрения), но и родители преподносят своим детям урок «тихой агрессии» и подлости, – убеждена Татьяна Галимова, директор гимназии №104 «Классическая гимназия» города Екатеринбурга, финалист Всероссийского конкурса «Директор школы»-2016. – Учат своих чад тайком, исподтишка записывать и выставлять на широкое обсуждение то, что полезнее было бы обсудить на месте: в своем классе, в школе, в кабинете директора.- Родители в этой ситуации не думают, что нарушают права детей, – считает юрист Анна Вавилова. – В комментариях к истории, случившейся в первом классе школы №1572, тема детских прав даже не прозвучала. А ведь дети – такие же полноправные граждане. Они тоже имеют право на конституционную тайну переговоров!Дети тоже имеют праваЗа тайно сделанную и опубликованную в Сети запись урока мамам и папам грозят судебные иски. Подадут их родители других учеников.- Когда запись сделана на уроке в школе, возникает несколько проблем, – объясняет Анна Вавилова. – Конституция гарантирует тайну переговоров и переписки. Нельзя нарушать права других участников образовательного процесса, которые окажутся рядом во время записи. Допустим, родители решили: мы будем действовать в рамках закона, наш ребенок тайком запишет на диктофон только урок (на уроке теоретически никаких личных разговоров быть не должно). Но школьник забыл выключить телефон после урока, и в запись попали личные разговоры учеников на перемене. Родители уверены, что их ребенок, сделав тайком запись, не выложит ее в Сеть без их одобрения. Но где гарантия, что он не даст послушать эту запись одноклассникам на переменке, чтобы просто «посмеяться»? В итоге у «подслушанного» одноклассника психологическая травма: ему, может быть, придется даже сменить школу…Вторая проблема: если тайную съемку или запись по требованию родителей ведет младшеклассник. Он не осознает ни серьезности ситуации, ни потенциального вреда, который он может принести другим детям. Ребенок этого возраста может забыть выключить телефон вовремя, оставить включенный телефон в классе, когда пошел в столовую…Учитель и инспектор ГИБДД – что общего?Обиженная мама первоклассника из школы №1572 была уверена: закон будет на ее стороне, когда она выложит в Сеть тайком записанный урок своего ребенка. Ведь принимают же суды записи разговоров с инспекторами ГИБДД или с чиновниками, которые требуют у вас взятку. Но школа совсем другое дело.- Гражданское законодательство разрешает делать запись в местах, открытых для свободного посещения. Относится ли к таким местам школа? Это юридически сложный вопрос, – объясняет Анна Вавилова. – С одной стороны, есть правила допуска в здание школы. С другой – право на зачисление в школу имеет любой ребенок (при соблюдении порядка приема). Поэтому доступ в школу не может быть ограничен так, как доступ в частную квартиру (куда хозяин имеет право вас не пустить). Учитель не может ограничить доступ в класс ученику, зачисленному в школу (а при наличии мест в школе отказать в зачислении нельзя). Приведу пример: в кинотеатре тоже не любой человек может пройти на любой сеанс и сесть на любое кресло. Для этого нужен билет! Но вот купить этот билет вправе любой, и именно это ключевое обстоятельство.Анна Вавилова предупреждает: юристы могут по-разному толковать ситуацию. Возможен вариант, когда суд вынесет решение не в пользу родителей.- Мое мнение таково: школа – это публичное место, – считает она. – С одной стороны, доступ в школу не полностью свободен, но с другой стороны, его нельзя ограничить для ребенка, записанного в эту школу, по личному желанию кого-либо. Поэтому, да, записывать на диктофон в школе можно. Но записывать не конкретную учительницу, а  урок как образовательный процесс. Тогда это будет одной из форм реализации родительского права знакомиться с образовательным процессом в школе, где учатся их дети (ст. 44 Закона «Об образовании в РФ»).Конечно, в любой школе есть места, где нельзя делать запись ни при каких обстоятельствах. Это в первую очередь туалеты и душ. Незаконно включать диктофон и во время «личного времени» учеников и учителя. Обед или перемена – это личное время, которое принадлежит каждому.- Разумеется, не должно быть никаких тайных записей в доме у педагога (даже если ребенок пришел на дополнительное занятие), – предупреждает юрист. – Это 100% незаконно!Когда запись урока законнаНо вот три условия, при которых запись урока может стать доказательством и рассматриваться судом.Первое: предупредите о начале записи педагога и класс.Второе: озвучьте точное время (часы и минуты), число, номер кабинета, предмет, которому посвящен урок. Эти данные не обязательно сообщать перед началом видеозаписи, но для диктофонного файла они обязательны.Третье: урок должен быть записан полностью!- Для того чтобы оценить урок конкретного педагога, жизненно важно иметь запись этого урока (уроков) от и до, без купюр. «Нарезка» совершенно не подойдет для этих целей, – объясняет Анна Вавилова. – Вырезанные и склеенные фразы педагога без доказательств, что это его голос, без опознаваемого времени, когда эти фразы сказаны, суд не примет в качестве доказательства. Учительница грубо обращается к кому-то из класса? Может быть, это ее разговор дома с собственными детьми? Или ее записали, когда она играла роль «злого учителя» в школьном спектакле?К тому же оценивать запись такого урока должны профессионалы. И только в контексте.- Кто может оценить, допустимо или недопустимо вел себя педагог на записанном уроке? – продолжает юрист. – Это может быть только экспертная оценка профессионального сообщества. Для этого не написать четких инструкций в духе «эти грамматические конструкции и слова допустимы, а за использование таких-то грамматических конструкций и слов объявляем педагогу выговор». Сложно формализовать «норму». Слишком разные дети и обстоятельства! Недопустимо сказать одному ребенку: «Ты ничего не понимаешь, такое простое задание не можешь решить!» А другого ученика эти слова, напротив, мотивируют к новым достижениям. Например, крик: «А ну, немедленно сядь!» вне контекста можно расценить как недопустимую грубость. Но если в это время ребенок занес учебник над головой одноклассника? Или открыл окно и перевесился через подоконник? Восприятие фразы в этом контексте будет уже иным…Школа без тайнДиректора уверены: в школе, которая ничего не скрывает, родителям не придет в голову дать ребенку в руки диктофон и просить его тайком записать урок.- Школа должна быть открытой системой! – уверена Татьяна Галимова. – Когда идешь после звонка по коридорам нашей гимназии, видишь открытые двери классов. Учителям нечего скрывать. Чем больше будет прозрачности (в том числе онлайн-уроков, открытых дискуссионных площадок, ежедневной событийной хроники на сайте школы), чем более доступной будет информация о школе, о ее учениках и учителях, о больших и малых делах, тем объективнее будет мнение о ней, тем меньше будет поводов сомневаться в том, что происходит за «закрытыми дверями» классных комнат…Анна Вавилова подчеркивает: в любой ситуации родители должны прежде всего подумать о диалоге с администрацией школы. Она советует идти на беседу с директором школы с любыми доказательствами на руках – от рассказа очевидца до тайно сделанной на уроке диктофонной записи (пусть даже в суде ее не примут). Что подумает суд, не важно. Директор школы не судья и не прокурор.Главное, чтобы, отстаивая права своего ребенка, родители не нарушали чужих прав. Даже случайно.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте