search
main
0

Тихий подвиг. В Великом Новгороде 47 лет по кусочкам собирали уникальные фрески

В Великом Новгороде в церкви Георгия на Торгу открылась выставка «Возрожденные из руин. Церковь Спаса Преображения на Ковалеве и ее фрески». Церковь Спаса Преображения на Ковалеве с уникальными фресками в 1992 году наряду с еще несколькими памятниками Новгородской области была внесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО как достояние всего человечества. Но за полвека до этого события церковь представляла собой… громаду руин высотой около 5 метров.

Две войныВ 1941 году Новгород был занят фашистами. Потом он в течение почти трех лет был прифронтовым городом. Церковь Спаса на Ковалеве почти 800 дней стояла меньше чем в километре от линии фронта. На подступах к городу велись ожесточенные бои. Советское командование отдало приказ не делать мишенями многочисленные храмы внутри оккупированного Новгорода. Но уникальные храмы ХIV века, расположенные сразу за пределами города, на линии обороны, серьезно пострадали согласно официальным данным от немецкой артиллерии. Самой большой потерей для искусства оказалось, однако, не разрушение стен церкви Спаса на Ковалеве – после войны они были восстановлены. Безвозвратно загубленными считались ковалевские фрески, как их называют в среде реставраторов.Церковь Спаса Преображения на Ковалеве была построена в 1345 году, а расписана в 1380 году, как указывают летописные источники, на средства некоего Афанасия Степановича и жены его Марии, причем всего за одно лето. Оставшиеся безымянными великие мастера своего времени покрыли 350 квадратных метров стен уникальными фресками.Через месяц после окончания росписи произошла знаменитая Куликовская битва. Искусствоведы считают, что предвоенная атмосфера лета 1380 года словно впиталась в ковалевские фрески. В нижнем ярусе росписи находились изображения святых воинов. Когда в результате бомбежек в 1941 году свод над ними и передняя стена рухнули, они оказались открытыми дневному свету. Если бы об истории ковалевских фресок снять художественный фильм, этот эпизод мог бы стать одним из самых ярких. Много дней русские святые словно взирали с безмолвной угрозой на врага. Затем пришел черед и этих изображений рассыпаться на мелкие кусочки.Ковалевские фрески содержали изображения Христа, Ильи Пророка, Моисея, великомучеников Бориса и Глеба, евангельские сцены «Оплакивание Христа», «Положение во гроб», «Распятие», сюжеты «Преображение», «Проповедь 12-летнего Христа во храме Иерусалимском». Одним из безусловных шедевров живописи ХIV века признан сюжет «Не рыдай мене, мати, зряще во гробе». Отличительной особенностью ковалевских фресок считается их интимность, приглушенность. Мастера писали их при свечах. Дневной свет почти не проникал в храм. Но когда загорались свечи, пламя освещало фрески, и изображения святых становились живыми, светились краски: стальные, оливковые, изумрудные, голубые, сдержанно красные, золотые.После освобождения Новгорода на месте этого чуда нашли пятиметровую груду щебня, и в ней – мелкие осколки фресок. Около миллиона фрагментов.ГрековыПосле войны взялись в первую очередь за строительство жилых домов. Начали реставрировать разрушенные памятники культуры и архитектуры внутри города. И только к 1960-м годам настала очередь храмов за пределами Новгорода.К 1962 году руины церкви Спаса на Ковалеве представляли собой заросший травой холм. По проекту архитектора Леонида Красноречьева стены церкви были восстановлены. При этом выяснилось, что уцелело всего 16 квадратных метров росписей из 350. Большая и лучшая часть живописи погибла. Никто из специалистов не верил в восстановление ковалевских фресок. Никто, кроме Грековых.Судьба Александра Грекова уникальна. Его семья покинула Россию в 1920-м, вырос он за границей. 17-летним юношей в 1927 году Греков уже участвовал в реставрации росписей церкви в Сан-Стефано в Стамбуле, в Турции и во Франции выполнял частные заказы по реставрации древних икон. В 1939 году Греков пошел на войну против фашизма добровольцем во французскую армию. В 1948 году Александр Петрович принимает невероятное, но тогда уже не наверняка гибельное решение – приехать на историческую Родину, в Россию.Состоявшийся во Франции реставратор в 40-летнем возрасте стал столяром в Ярославле.В 45 лет он добился работы в Ярославской научно-реставрационной мастерской по реставрации лепнины, изготовлению памятников и изразцов. В 52 года возглавил там же участок живописи и начал заниматься реставрацией икон и монументальных росписей. В 1963 году, в 53 года, впервые побывал в Новгороде и узнал о судьбе ковалевских фресок.Судьба словно заставила этого человека свернуть с более легкого пути, не убояться начать жизнь в 50 лет заново, приготовив его к выполнению долга, который мог совершить только он один. В 1965 году Греков переехал в Москву, где начал работать в объединении «Союзреставрация». За восстановление росписей в церкви Спаса на Ковалеве близ Новгорода он взялся по доброй воле. Как вспоминала позже его супруга Валентина, никто из маститых советских реставраторов за восстановление ковалевских фресок не брался – они считались бесперспективными. Греков поехал в Новгород. Вместе с верной спутницей – женой Валентиной Борисовной, также по профессии реставратором.Когда им удастся то, что они совершили, их опыт назовут первым и до сих пор единственным в мировой реставрационной практике. А тогда, в 1965 году, Александр и Валентина Грековы своими руками вместе с помощниками начали просеивать каждый сантиметр мусора через сито, разбирая вручную фрагменты уцелевших фресок из груды камней, штукатурки, земли и строительного раствора. Складывали фрагменты на фанерки, сортировали и отвозили в город. Там, в мастерской, расположенной в подвале, по воспоминаниям самого Александра Грекова, «еще и еще разбирали, отсортировывали, подбирали и подклеивали разноцветные кусочки штукатурки, постепенно преобразовывавшиеся в роскошные мантии царей и цариц, блестящие доспехи воинов, скромные одежды схимников, мучениц и мучеников. Замыкались круги нимбов, из которых проглядывали проницательные, полные глубокой мудрости глаза ликов. Появлялись портреты святых воинов, мучеников, царей, монахов…». Грековы поставили перед собой дерзкую, невозможную задачу – восстановить не отдельные фрагменты росписей, а все росписи целиком или хотя бы значительную их часть.Супруги Грековы разработали уникальную методику восстановления монументальной живописи из сотен тысяч фрагментов различной величины. За несколько десятилетий, подбирая фрагменты и закрепляя их на металлических щитах, реставраторы восстановили около 30 композиций. Миру были возвращены почти 180 квадратных метров уникальных фресок, больше половины их изначальной площади.В неснятом пока художественном фильме о ковалевских фресках мы увидели бы холодную терраску деревенского дома близ Новгорода, которую никогда не имевшие лишних денег москвичи Грековы снимали много лет подряд. Работали на Новгородчине от первых теплых дней до последних сентябрьских, когда, как вспоминает Валентина Грекова, вода в чайнике на терраске начинала замерзать. Потом руководство Новгорода выделило Грековым скромную квартиру благодаря хлопотам Дмитрия Сергеевича Лихачева.35 лет до своей кончины в 2000 году Александр Греков работал над восстановлением ковалевских фресок, которое назначил себе делом своей жизни.За свою работу в 1989 году супруги Грековы получили Государственную премию СССР в области литературы, искусства и архитектуры. И Александру Петровичу, и Валентине Борисовне в 1990-х годах были присвоены звания «Почетный гражданин Новгорода» и «Заслуженный деятель искусства РФ». Ему было тогда 80 лет, ей – 60. Но ценнее всех званий и наград для Грековых, я думаю, стали слова Дмитрия Сергеевича Лихачева, который назвал их труд подвигом.Мне кажется, Бог отпускает людям столько лет жизни, сколько нужно им для завершения какого-то важного дела на Земле. Александр Греков умер в возрасте 90 лет. Валентине Грековой сейчас 82. Несмотря на годы, Валентина Борисовна полна энергии и энтузиазма. Она работает ведущим специалистом новгородской реставрационной мастерской «Фреска». Кроме продолжающейся реставрации ковалевских фресок специалисты этой мастерской занимаются воссозданием волотовских фресок. Церковь Успения Богоматери на Волотовом поле оказалась на той же линии огня в Великую Отечественную, что и церковь Спаса на Ковалеве. Из Волотова в реставрационную мастерскую перевезли 1750000 фрагментов обрушившихся фресок.В мечтах Валентина Грекова видит специальный музей фресок, который можно было бы организовать в Новгороде. О таком музее мечтал Александр Петрович Греков, а еще – о создании центра изучения русской монументальной живописи. Для того чтобы продолжить дело Грековых, в Новгороде найдутся молодые кадры. В 2012 году в Новгородском государственном университете принято решение об открытии новой специальности «реконструкция и реставрация архитектурного наследия».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте