Для того чтобы сохранить на селе социальную сферу, под одной крышей объединяют различные структуры – школу и детский сад, школу и сельский Дом культуры, детский сад и сельскую амбулаторию. Но зачастую это формальные, не имеющие внутренних связей объединения. Фактически не одна, а две-три и более организаций, которым приходится терпеть друг друга.
Пять лет назад в нашем селе открылась новая школа. В красивом современном здании расположились средняя школа и детский сад, оно стало подарком для детей от двух до семнадцати лет. И это не просто два учреждения в одном помещении – это образовательная организация, обеспечивающая непрерывность дошкольного и общего образования, имеющая единую структуру.
Решение объединить детский сад и школу было принято не случайно. Девять лет у нас работает Школа развития детей шестилетнего возраста, реализующая общую программу предшкольной подготовки, разработанную учителями начальной школы и воспитателями старшей группы детского сада. Шестилетки еженедельно ходят на занятия по математике, развивают речь, обучаются грамоте, готовят руку к письму с помощью рисования, лепки, аппликации. Учебный день состоит из двух занятий. Утреннее проводит воспитатель старшей группы в детском саду, а вечернее – учитель, который примет детей в 1-й класс, в учебном кабинете школы. Также предполагаются занятия с психологом школы. Организация образовательного процесса в Школе развития осуществляется в соответствии с приказом директора школы, расписание занятий утверждается заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
Для родителей организованы индивидуальные консультации по приемам развития личности ребенка, лекции по вопросам воспитания детей в семье и подготовке их к школьному обучению.
Немодное название
Вот почему, когда в 1999 году было построено типовое здание средней школы на 192 ученика, а учащихся в селе было только 94, администрация Косихинского района и Комитет по образованию приняли решение о переводе детского сада в рекреацию начальной школы. Появилась возможность организовать совместную деятельность по всем направлениям: хозяйственные вопросы, методическая сеть, образовательные программы, единая воспитательная система.
Интеграция осуществлялась одновременно по двум направлениям – формирование нормативно-правовой базы и организация образовательного процесса.
Необходимо было разработать устав образовательного учреждения новой модели, который бы соответствовал Конституции РФ, Закону РФ «Об образовании» и другим нормативным, правовым актам, не вступал в противоречия с требованиями Пенсионного фонда (чтобы сохранить льготы участникам образовательного процесса) и налоговой инспекцией.
Пришлось отказаться от заманчивого желания назвать образовательное учреждение модно и броско: «Комплекс средняя школа – детский сад», «Образовательный центр» и т.д. Мы пришли к выводу, что оптимальный вариант названия – МОУ «Малаховская средняя общеобразовательная школа». При этом детский сад является структурным подразделением средней школы, а школа имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности по четырем ступеням обучения. Нулевая ступень – дошкольное образование, о чем записано в уставе школы. Отдельной главой в уставе регламентируется порядок комплектования групп нулевой ступени обучения.
Ресурсы
Управление объединенной структурой осуществляет директор школы. Формы самоуправления – совет школы, педагогический совет, общее собрание работников школы, которые едины для школы и детского сада.
Разработаны дополнительные локальные акты, определяющие работу школы в новых условиях. Так, в школе действует Положение о структурном подразделении школы – дошкольном образовательном учреждении, соответствующее Типовому положению о ДОУ. Однако в нем оговорено, что:
– режим работы ДОУ и длительность пребывания в нем детей определяются уставом МОУ «Малаховская СОШ»;
– непосредственное руководство ДОУ осуществляет заместитель директора по дошкольному образованию (ДО).
Для зам. директора по дошкольному образованию была разработана новая должностная инструкция. Он подчиняется непосредственно директору школы. Основные направления его деятельности:
– организация образовательного процесса на нулевой ступени обучения;
– методическое руководство образовательным процессом на нулевой и первой ступенях обучения;
– соблюдение норм и правил техники безопасности на нулевой ступени обучения.
Заместитель директора по ДО не решает хозяйственных вопросов (это компетенция завхоза школы), он занимается методической работой, причем не только на нулевой, но на первой ступенях обучения, а значит, имеет возможность повысить свой профессиональный уровень, увидеть перспективы развития дошкольного образования.
Также изменился функционал завуча, зам. директора по воспитательной работе и других участников образовательного процесса.
При оформлении документов на получение лицензии необходимо было учесть некоторые особенности структуры нового образовательного учреждения. Изменилось штатное расписание школы. Только благодаря объединению школа с малой наполняемостью и детский сад, включающий две разновозрастные группы, имеют в своем штате зам. директора по УВР, зам. директора по ДО, зам. директора по воспитательной работе, старшую вожатую, музыкального работника, психолога, социального педагога, медицинского работника, завхоза, зав. столовой, рабочего по обслуживанию зданий и сооружений, оператора стиральных машин, работающих на школу и детский сад в равной мере. Единое образовательное пространство дает возможность дошкольникам использовать ресурсы школы: музей, библиотеку, учебные кабинеты, спортивный зал, компьютерный класс.
Наследники
В новых условиях изменилась структура планирования работы Малаховской СОШ.
Школа входит в краевую сеть «Школа здоровья». Разработана ведущая комплексно-целевая программа «Здоровье», единая для школы и детского сада. Действуют подпрограммы: «Здоровое питание», «Программа медицинской службы», летняя программа для школы «Сто процентов здоровья», программа валеологической работы в детском саду.
Воспитательная система школы называется «Наследие», основные ее направления – экология и краеведение. Программа экологической работы едина для школы и детского сада. Цель этой программы – не только формирование активной социальной позиции дошкольников и школьников, совершенствование экологического образования, но и единство познавательной и практической деятельности с дошкольного возраста до окончания средней школы. Все разделы программы построены на принципах преемственности.
Определена единая методическая тема школы: «Адаптивная модель как этап становления «Школы здоровья». Поставлена цель: создать условия для развития учащихся и воспитанников с учетом их склонностей и способностей, состояния физического и психического здоровья. Создана единая методическая служба. Зам. директора по ДО является председателем методического объединения воспитателей детского сада и входит в состав методического совета школы.
Благодаря новому образовательному учреждению наши ребята получают ценные уроки жизни. Урожай, выращенный учебно-производственной бригадой, идет на питание не только учащихся школы, но и воспитанников детского сада. Все знают, что динамический час проводится на свежем воздухе, потому что в детском саду в это время тихий час, значит, в школе шуметь нельзя.
Надеемся, что наш опыт окажется полезен однокомплектным и малокомплектным сельским школам, которые хотят не только механически соединить два образовательных учреждения, но и наладить внутренние связи. Главное – не упустить ни одной детали. Кстати, в здании детского сада теперь три квартиры с центральным отоплением для педагогов. Это позволило решить проблему обеспечения жильем молодых специалистов.
Екатерина ШЕРШНЕВА, директор Малаховской СОШ, Алтайский край
Комментарии