(Ведущий подходит к гостям и начинает знакомиться с каждым). Знаете, а знакомиться очень приятно, но на это потребуется много времени. А что, если мы все разом назовем каждый свое имя? Три-четыре! (Зал хором произносит свои имена. В этой многоголосице разобраться, естественно, трудно. Ведущий праздника предлагает назвать свои имена сначала девочкам, а потом мальчикам). А теперь повернитесь друг к другу, назовите свое имя и пожмите друг другу руку. Получилось? Улыбнулись. У нас с вами получилось, как в доброй детской песенке “Про улыбку”.
Исполняется песня. Все подпевают.
Ведущий: Представьте себе, что мы находимся не в уютном зале, а сидим в космической ракете и собираемся облететь нашу планету. Вы хотите отправиться в полет? Для этого понадобятся ракета и опытные пилоты. Вы хотите стать опытными пилотами? Осталось запустить ракету. На старт!
Дети: Есть на старт! (Вытягивают руки перед собой).
Ведущий: Мотор!
Дети: Есть мотор! (Руки сжимаются в кулаки).
Ведущий: Контакт!
Дети: Есть контакт! (Большие пальцы обеих рук соприкасаются друг с другом. Жужжащий звук на всем протяжении, пока ведущий проговаривает слова).
Ведущий: десять, девять, восемь… один – пуск!..
Дети: Ура!
Игра первоначально объясняется ведущим с показом игровых действий.
Ведущий: Смотрите, мы подлетаем к большому красивому городу с золотыми куполами, красными Кремлевскими стенами, Спасской башней, Красной площадью. Вы, наверное, догадались, что я говорю о столице нашей Родины – Москве. А вот уже виднеются пики Уральских гор, сибирские леса, воды озера Байкал. И вот показался другой красивый город, который стоит на берегу большой и очень красивой реки Амур, – наш любимый Хабаровск. Звучит одна из популярных песен о городе Хабаровске в исполнении хабаровского барда Матвея Журавлева.
Ведущий: К сожалению, Матвея Журавлева, автора этой песни, уже нет в живых. Но всю свою жизнь он любил наш город. А вы любите наш город? А кто из вас знает, когда был образован город Хабаровск? Сколько исполнилось лет нашему городу в 2000 году? А что было на месте, где высадились солдаты капитана Дьяченко? Жил ли здесь кто-то другой? Наверное, это очень символично, что олимпиада по граждановедению для 3-5-х классов проходит в мае, в канун дня рождения нашего города, который мы по праву называем своей малой Родиной.
Окончание песни.
Ведущий: Слово предоставляется председателю жюри конкурса “Большой урок для маленького гражданина”…
Председатель представляет жюри, рассказывает о порядке проведения конкурса, желает ребятам удачи. Звучит веселая песня. Детей разводят по классам для выполнения олимпиадного задания.
Праздник начинается с веселой игры-кричалки “На берегу”. Дети дружно и в той же интонации повторяют за ведущим слова каждой строчки.
Ведущий: Здравствуйте, девочки и мальчики, родители и учителя, гости праздника. В нашем городе уже второй раз весной проходит фестиваль для ребят 3-5-х классов по граждановедению. Сегодня наш фестиваль называется “Большой урок для маленького гражданина”. Давайте узнаем, сколько третьеклассников собралось в этом зале? Второклассников? Пятиклассников? (Ребята, которые учатся в этих классах, встают. Зал аплодирует). Очень приятно, что в этом зале собралось так много участников и зрителей. И, наверное, настало время познакомиться с человеком, который с такой большой любовью к вам и с большой настойчивостью стремился к тому, чтобы и олимпиада, и фестиваль в этом году на радость всем детям состоялись. Давайте продолжим наше знакомство и узнаем, где вы учитесь. Я буду перечислять школы, а вы будете поднимать руки. (Называет школы). Нравится ли вам изучать свою страну, Дальний Восток, Хабаровский край? Что вы о них узнали? (Проводится опрос детей из зала). Сегодня мы подводим итоги конкурса “Большой урок для маленького гражданина”. Для участия необходимо было выполнить два далеко не легких задания. Трудно ли было написать свою первую автобиографию гражданина и подвести итог своим 10-11 годам жизни?
Ведущий подходит к школьникам и просит их рассказать о своих впечатлениях о конкурсных заданиях и работе над ними.
На сцене появляется Шапокляк. Жестикулирует за спиной ведущего, всем своим видом показывая, что не верит словам ребят.
Шапокляк: Какие могут быть “хорошие дела”? Да у них у всех на лбу написано, что они все делают, как я, – по-хулигански.
Ведущий: Во-первых, здравствуй, Шапокляк. А кто тебя к нам пригласил?
Шапокляк: В том-то и дело, что никто. Я сама. (Открывает сумку, а оттуда высовывается крыса Лариска). Они меня не пригласили, правды боятся. А все равно скажу: все мальчики – хулиганчики, а девочки – …
Ведущий: Подожди, Шапокляк, не спеши, перед тобой хорошие ребята, которые уже сегодня стремятся быть полезными людям,помогают животным и растениям. (Зачитываются лучшие сочинения).
Шапокляк: Выдумали вы этих ребят и радуетесь.
Ведущий: А вот и нет. Я приглашаю этого ученика на сцену. (Под аплодисменты зрителей на сцену выходит конкурсант). (Можно прочитать несколько лучших работ и пригласить на сцену их авторов).
Шапокляк: Крыска Лариска, смотри – они и вправду существуют. И вы правда всем помогаете и букашек, козявок не обижаете? И вы тоже?.. (Шапокляк пытается завязать разговор со зрителями).
Ведущий: А ты, Шапокляк, сомневалась. (Под бурные зрительские аплодисменты вручаются первые награды конкурса: дипломы и значки).
Шапокляк: А это там еще кто? (Показывает на дверь).
Ведущий: Это наш давний друг Тигренок. (Входит Тигренок и поет песню о дружбе).
Тигренок: Здравствуйте, дети и взрослые.
Ведущий: Очень хорошо, что ты пришел к нам на праздник. И песня твоя очень интересная. Дружба действительно позволяет творить чудеса.
Тигренок: А вот интересно, есть ли у ребят друзья и как их зовут?..
Шапокляк: У меня вот нет друзей, кроме крыски Лариски. Наверное, хорошо иметь друга, он и пожалеть может, и помочь.
Тигренок: Не печалься: если не будешь обижать, дразнить и хулиганить, то я и мой друг, гималайский медвежонок, будем с тобой дружить.
Шапокляк: Не буду обижать, дразнить и хулиганить. Кому хочется без друзей остаться?! Хорошие дела делать буду – помогать вам буду.
Ведущий: На олимпиаде ребятам предлагалось написать небольшой рассказ о символах Хабаровского края. Очень многие дети хорошо справились с этим заданием. (Зачитываются 2-3 работы).
Ведущий: На сцену для награждения в номинации “За самый оригинальный рассказ” приглашаются… (Называются имена призеров).
Ведущий: Тигренок, а чем ты занимаешься? (Тигренок рассматривает атлас “Люби и знай свой край”).
Тигренок: Изучаю историю Хабаровского края. Вот интересно, когда я изучу историю Хабаровского края, смогу ли я так же хорошо выполнить такое же сложное задание, как и ребята?
Ведущий: Конечно, сможешь! Я тебя познакомлю сейчас со знатоками истории городов Хабаровского края. (Называются имена призеров, и они приглашаются на сцену, им вручаются призы).
Ведущий: А еще жюри было очень приятно читать ответы ребят на вопросы: “Какое дополнительное право ты бы в первую очередь предоставил ребятам своего возраста?” и “Какой вопрос ты считаешь самым важным для жителей Хабаровска?”. Поэтому жюри решило определить еще одну номинацию по этим заданиям и наградить… (Зачитываются имена призеров. Они приглашаются на сцену. Им вручаются призы и значки конкурса).
Остались позади волнения и переживания по выполнению заданий олимпиады по граждановедению. И теперь настало время подвести итоги.
Победители приглашаются на сцену, им вручаются призы.
Ведущий: Настало время узнать, кому наши юные граждане обязаны рождением “Большого урока”. На сцену приглашаются учителя.
Педагоги награждаются фирменными значками конкурса. Звучит заключительная песня праздника.
Ведущий: Фестиваль подходит к концу. У нас появился повод подумать и найти ответы на такие вопросы: можешь ли ты назвать себя настоящим гражданином России? Что ты уже сейчас сделал для этого? Может ли твоя хорошая учеба стать основой для счастливого будущего Родины, Дальнего Востока, Хабаровского края?
Светлана ПОСМИТНАЯ,
учитель начальных классов
Хабаровск
Комментарии