Впервые за всю историю конкурса «Учитель года России» историк из Дагестана Ахбердило Ахбердилов, работающий в горном селе Тидиб Шамильского района, вошел в пятерку победителей. Ахбердило Абдулаевич сразу же расположил к себе почти детской искренностью и непосредственностью. Кроме того, оказалось, что преподавание истории не единственная специальность одного из лучших учителей Дагестана. Ахбердило профессионально занимался танцами, играет на пяти музыкальных инструментах. Несколько лет он танцевал в ансамблях «Дагестан» и «Лезгинка», но затем вернулся учить детей в родную школу и сейчас обучает их еще и хореографии, и музыке. Кроме того, Ахбердило Абдулаевич руководит школьным вокально-хореографическим ансамблем «Гидатль».
…Тидиб – родное село Ахбердило Ахбердилова. Находится оно в горах на высоте 1280 метров над уровнем моря. Это удивительное место, поражающее своей первозданной красотой и нетронутостью. Возникновение села ученые относят к ХIII веку. Здесь, в Гидатлинской долине, где и находится Тидиб, найдено более 20 археологических памятников. Ахбердило Абдулаевичу удалось увлечь ребят историей родного края, тем более что ведет он еще и краеведение. – Я рассказываю ребятам о том, что в нашем ауле еще в Средние века были построены две башни, имевшие оборонительную цель. Верхняя башня в высоту достигала семи этажей, имелся и подземный колодец, путь к которому пролегал через подземный ход на глубине восьми метров. Жаль, что до сегодняшнего времени эти башни не сохранились, – говорит учитель. – Но мы со старшеклассниками занимаемся исследовательской деятельностью, детально изучаем все археологические находки, а также жизнь великих людей, связанных с нашим селом. Так, тидибцы приняли активное участие в Кавказской войне, немало из них сражалось в войсках имама Шамиля. Еще более активно они выступили против царизма в восстании 1877-1878 годов. Много семей из нашего села было сослано в Сибирь. Во время Великой Отечественной войны тидибцы мужественно защищали Родину, на фронт ушли 68 человек, не вернулись 34.Ахбердило Абдулаевич может говорить об истории родного края часами. Оказалось, что в Тидиб сначала пришло христианство и лишь позднее, в ХV веке, сюда проник ислам. Кстати, имя Ахбердило в переводе означает «новости ислама». Ахбердилова назвали так в честь дедушки, который был известным в Нагорном Дагестане арабистом и народным целителем.- Детство у меня было обычное, – вспоминает Ахбердило Абдулаевич, – как у сверстников, пока в результате несчастного случая не умер мой отец. Он был учителем математики в трех гидатлинских селах в те тяжелые времена, когда отсутствовали профессиональные педагоги, а мама всю жизнь работала в колхозе. Мне было всего лишь 11 лет. Мы с мамой еле концы с концами сводили, я был самым младшим в семье. Мои старшие брат и две сестры жили в Махачкале. Учился я неплохо, особенно нравились история и русская литература. Я тогда зачитывался романами Михаила Шолохова. А еще с упоением играл с друзьями в волейбол. Окончив Тидибскую школу в 1985 году, я поступил на исторический факультет Дагестанского государственного университета. Не могу сказать, что всегда мечтал стать учителем, тяга к профессии пришла со временем. По словам Ахбердило Ахбердилова, многому он научился именно в университете: и петь, и играть на музыкальных инструментах, и танцевать. Все пять лет участвовал в конкурсе «Студенческая весна». Именно этот конкурс дал толчок к развитию сценических талантов молодого человека.После окончания ДГУ его направляли работать в одну из школ Махачкалы, однако Ахбердило предпочел вернуться в родное село.- Мама нуждалась в моей поддержке, я ведь самый младший в семье. В родной школе были мне очень рады, доверили преподавание не только истории, но и музыки. Заодно был создан детский вокально-хореографический ансамбль «Салам», впоследствии переименованный в «Гидатль».В репертуаре ансамбля фольклорные и профессиональные танцы народов Дагестана, аварские и русские песни, исполнение на национальных музыкальных инструментах. Возраст ребят – от 9 до 15 лет. Юные артисты выступают на различных праздниках, родительских и сельских собраниях, детских республиканских фестивалях и конкурсах.Ахбердило признается, что на первых порах было очень трудно, сказывалось отсутствие опыта.- Я не мог оторваться от концертов ансамбля «Лезгинка», мне хотелось танцевать так же виртуозно, стать настоящим профессионалом. Поэтому через пять лет работы в родной школе, попросив разрешения у матери, я поехал в Махачкалу повышать свою квалификацию по хореографии, – говорит Ахбердило. – Два года работал артистом балета в Государственном ансамбле песни и танца «Дагестан». А позже два года и в Академическом заслуженном ансамбле танца Дагестана «Лезгинка». Не обращая внимания на возраст (рядом были совсем молодые ребята) и порой на насмешки, учился всему, что может пригодиться впоследствии. И никогда не забывал, что я учитель. Как только почувствовал, что знаний накопил достаточно, вернулся в родной район, стал художественным руководителем муниципального ансамбля «Дагбаш», по совместительству работал и учителем музыки в родной школе. Через год полностью перешел в Тидибскую СОШ. Обзавелся семьей. Кстати, моя жена тоже учительница, преподает русский и аварский языки в нашей же школе….Ахбердило Абдулаевич огромное значение в преподавании истории придает наглядности.- Все новое – это хорошо забытое старое, – говорит Ахбердилов. – Применяя инновационные методы обучения, тем не менее нельзя отказываться от традиционных методов. Сегодня все российские школы, в том числе и наша, подключены к Интернету, однако самодельная, хорошо оформленная наглядность по-прежнему остается важным подспорьем для учителя. – Услышал – забыл, увидел – запомнил, есть такое очень мудрое выражение, – говорит Ахбердило Абдулаевич. Поэтому, не жалея ни сил, ни времени, учитель с большим вкусом и старанием оформил кабинет истории, заведующим которого он является. Ахбердило Ахбердилов уверен, что лучше всего ребята запоминают материал, если видят его каждый день в кабинете истории, в коридорах и вестибюлях школы в виде многочисленных красиво оформленных стендов с самодельными наглядными пособиями.- Информация должна храниться не в папках и шкафах, откуда материалы вынимаются от случая к случаю, а быть вывешенной на стенах кабинета и коридоров, дети должны видеть ее ежедневно. В такой обстановке даже самый равнодушный к урокам ученик обязательно что-нибудь да запомнит, и на всю жизнь. Ахбердило Абдулаевич привлекает к изготовлению наглядных пособий своих учеников, справедливо считая, что, занимаясь такой работой, ребята пополнят свои знания по истории, глубже и полнее осмыслят изучаемые темы. Примечательно, что в кабинете истории, созданном Ахбердиловым, 75 больших и маленьких стендов.- И это еще не предел, – улыбается учитель, – будем стараться и дальше.Особое внимание учитель уделяет трудовому воспитанию.- Для сельского жителя, да и для городского тоже, очень важна привычка к труду, – говорит Ахбердило Абдулаевич.В Тидибской школе всегда понимали важность трудового воспитания. Между прочим, большой вклад в строительство новой двухэтажной школы, которая была построена за пять лет, внесли старшеклассники. Они грузили стройматериалы, убирали мусор, занимались озеленением школы – всего не перечислишь. Сейчас ребята работают на приусадебном участке, где выращивают картофель, кукурузу, фасоль, фрукты. Урожай с участка идет на питание детей из группы продленного дня. – Самый действенный метод влияния на детей – личный пример учителя, – убежден Ахбердилов. – Большинство наших педагогов после работы занимаются физическим трудом, внешним и внутренним оформлением школы, работают на своих приусадебных участках. На классных часах проходят такие беседы, как «Народные промыслы жителей аула Тидиб в ХIХ веке», «Труд моих односельчан раньше и теперь», «Сельскохозяйственные работы гидатлинцев», ребята занимаются также в школьном музее, где размещены самые разнообразные орудия труда горцев. Кроме бесед с учителями у ребят есть возможность пообщаться с ветеранами труда, которые сполна испытали все тяготы и лишения прошлых лет. В нашей школе сложилась еще одна добрая традиция – каждой осенью ребята вместе со своими классными руководителями отправляются на экскурсию в окрестности села Тидиб, где собирают шиповник. Между классами проходят соревнования по количеству собранного шиповника. После сушки шиповник сдается в пункты приема, вырученные деньги идут на награждение классов-победителей, проведение различных конкурсов и вечеров отдыха, на посещение театра и цирка, приезжающих из Махачкалы.Ахбердило Ахбердилов один из самых уважаемых людей в селе. К нему идут за советом не только дети, но и взрослые. Разумеется, всероссийская слава сделала его еще авторитетнее в глазах сельчан и, конечно, школьников и коллег-педагогов. – Жаль, что в сутках лишь 24 часа, – улыбается учитель. – Теперь меня приглашают на различные семинары и открытые уроки, просят показать мастер-класс. Времени на все не хватает, ведь у меня уроки в своей родной школе, репетиции ансамбля, семья, дети: сын еще дошкольник, дочка учится в пятом классе, а самый старший уже студент.Тем не менее Ахбердилов делится своим опытом с молодыми учителями, выступает перед ними в школе, а также на различных районных и республиканских семинарах и конференциях. Ахбердило Абдулаевич принял участие во Всероссийском конкурсе в один самых плодотворных периодов своей жизни – в сорок пять лет. У него есть своя жизненная и педагогическая философия, есть чем делиться с коллегами не только из Дагестана, но и из других регионов. P.S. Методический материал Ахбердило Ахбердилова на стр. 11. с. Тидиб, Республика Дагестан
Комментарии