search
main
0

Тет-а-тет. Если действительно захотеть – все получится

Велика ли сила тяготения к компьютерному чуду среди педагогов? Я зашла в несколько городских курганских школ, где провела фронтальный опрос учителей. Своего рода «срез знаний», какой иногда любят устраивать учителя ученикам.

– Ни разу к нему не прикасалась, – заявила мне 40-летняя учитель истории.

– Включить-выключить могу, просто текст набрать, но медленно, и… все, – ответил молодой учитель с пятилетним стажем.

Как-то руки не доходят, по шесть уроков каждый день да еще классное руководство, много в классе проблемных детей, – поделилась учитель химии, у которой за плечами 20-летний опыт работы.

– Обходились без компьютера раньше, не одно поколение ребят выпустили, обойдемся как-нибудь без него и сейчас, – сказал педагог пенсионного возраста.

– Я бы с удовольствием, да где и когда? – развела руками учительница, которая помимо уроков в школе занимается репетиторством.

Естественно, я привела лишь некоторые ответы. В целом же картина получилась далеко не оптимистичной. Из десяти опрошенных только трое умеют работать в режиме пользователя, набивать и копировать текст, записывать его на дискету.

Почему процесс постижения учителями компьютерной техники, мягко говоря, идет слабовато, пришлось выяснять при более длительном общении. Причем, закапываясь в глубь проблем, я узнавала такие нюансы, о которых нельзя говорить, называя конкретные школы, поскольку встанет вопрос о трудоустройстве моих интервьюированных.

В одной городской школе вот уже 10 лет работает учитель русского языка и литературы Надежда Михайловна Л. (фамилию она попросила не называть). Из шести русоведов она одна владеет компьютером. Просто потому, что собралась с духом и купила его в личное пользование.

В школе есть 10 компьютеров, но кроме учителя информатики доступа в компьютерный класс нет никому. Два года они стоят мертвым грузом. Педагогическому коллективу объяснено: кабинет закрыт, поскольку что-то там не соответствует санитарным нормам.

Педагоги, зная, как компьютер может облегчить их труд, с завистью узнают, что в других школах директора лично осваивают технику и создают условия, чтобы учителя могли ею пользоваться. Однако в выяснениях и спорах со своим руководителем терпят фиаско. Воз и ныне там.

Надежда Михайловна, вспоминая прошлое, рассказывает, как непросто далось общение с компьютером в первый раз. И страх, и ужас, и паника, что не сможет справиться… Однако удивительно быстро поняла одну истину: чтобы его не бояться, надо на нем работать. В конце концов, он не кусается, и оттого, что не ту кнопку нажмешь, не ломается.

С приобретением компьютера у нее пошла большая экономия времени. Набирает раздаточный материал, делает карточки, таблицы на урок русского языка, памятки – с диктовки ученики делают много ошибок. В прошлом году, когда Курганская область участвовала в эксперименте по ЕГЭ, Надежда Михайловна познакомилась со всеми демо-версиями. И себя, кстати, проверила.

Интересный материал для классного часа нашла по истории российского герба и гимна. А конспекты уроков! Это же просто муки адовы – по 150 раз их переписывать. А тут подкорректировал – и вперед.

Появились программы, с помощью которых можно быстро составить расписание. Опять же экономия нервов да еще бумаги.

– А какие презентации можно было бы показывать ребятам на уроках! – мечтает русовед. – Разложила бы в таблицы, сделала бы слайды. И литературу можно было бы «оживить». Проходим пейзаж – представила бы целый видеоряд, а пока по-старому приходится оформлять урок: вывешивать пару-тройку картинок из старых журналов на доску.

На курсах из их школы было несколько человек, но отдачи пока не почувствовали, а возможно, уже забыли, чему учились – знания реализовать не на чем.

В другой школе Марина Константиновна (фамилию по понятной причине не называю) поведала историю о том, как их «информатик» не любит, когда кто-то из педагогов изъявляет желание поработать на компьютере. «Сломаете! – талдычит он, – а мне ремонтировать». Она считает, что лучше бы компьютер стоял в библиотеке и не нужно было бы кланяться каждый раз. То есть должны быть в школе компьютеры, предназначенные для учителей. И они должны быть доступны, иначе всевозможные барьеры уменьшают желание осваивать технику.

Инна Павловна Нигматуллина 26 лет работает учителем французского языка, в настоящее время в Звериноголовском районе, в Круглянской средней школе, где учатся порядка 300 учащихся.

У них в школе 4 компьютера поселились в прошлом году. Поскольку в учебном заведении пятидневка, то в субботу учителям в определенное время можно два часа заниматься на компьютере.

– Интерес, конечно, у педагогов есть, – рассказывает Нигматуллина. – И никто из нас этой техники уже не боится, но возможностей, чтобы основательно вникнуть, маловато. От выходного до выходного что-то забывается. Иногда бывают мероприятия или что-то случается – в результате освоение, закрепление материала растягивается.

Уроки с использованием компьютера Инна Павловна еще не проводила. Посмотрела программу «Золотой французский» и сделала вывод: она мало подходит для ее средних классов.

Несколько круглянских учителей проходили курсы в Курганском институте повышения квалификации педагогических работников. Правда, на одну машину там приходилось восемь человек – это не очень удобно, поскольку лучший эффект возможен только при личном контакте с кнопками, мышью… Словом, как заметила, учитель французского, когда происходит «тет-а тет».

На здании Круглянской школы установлена спутниковая тарелка. Информация, которую передает Минобразования и науки, они получают и пользуются ею, а вот выйти в интернет возможности пока нет. Модем еще не приобрели.

Приобщение к компьютеру лучше всего идет там, где руководитель сам научился и организовал учебу педагогического коллектива. Об этом мне сказал заведующий кафедрой информационных технологий Курганского ИПКРО Валерий Кулешов. Он и Евгений Квашнин, преподаватель кафедры, – учителя учителей, с их помощью педагоги области получают знания о современных технологиях и учатся работе на компьютере.

Он привел в пример директора курганской школы № 17 Станислава Шигурова. Его школа одна из «продвинутых». Директор лично пишет программы о применении информационных технологий в управлении учебным заведением. В курганской школе № 41 – такая же приятная ситуация. Учителя, завучи и директор владеют техникой. Благодаря опять же современному, энергичному руководителю – Ольге Кулешовой. У них вся школьная документация делается в компьютерном варианте.

По мнению Кулешова, ни один руководитель образовательного учреждения сегодня не скажет, что он не понимает важности информатизации. И стремления у педагогов, приезжающих на учебу в институт, неподдельные, настоящие. Другое дело, как складывается все на местах.

Валентина ШАЛАЙ, Курганская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте