Учитель немецкого языка Клавдия Дитятьева прислала в редакцию описание работы в технологии «Портфель ученика», проводимой в Полковниковской СШ Косихинского района Алтайского края. Наш эксперт – преподаватель Московского института открытого образования Елена Зачесова – написала в своем отзыве: «В Полковниковской школе портфолио применяется осознанно и системно, в процесс работы над ним вовлечены ученики, учителя, администрация школы и, что очень интересно и показательно, родители учеников. Работа заслуживает высокой оценки».
Работать по технологии «Портфель ученика» мы с ребятами начали еще в 5-м классе, когда выполняли первую проектную работу «Eine alte deutsche Stadt». Во время защиты проекта мои ученики, заполняя лист самооценки, писали, что оставят эту работу на память, покажут своим родным и положат в «портфель ученика». Со временем таких работ стало много. Портфель пополнялся текстами, сообщениями, сочинениями, контрольными работами, кроссвордами, стихами и т.п. Ученики сами, по собственному выбору, а часто по заданию учителя отбирали в свое «досье» работы. В классе 12 учеников. Семь из них собирают портфели с 5-го класса, сейчас они уже закончили 9-й.
Портфель или отдельные работы ученика сопровождаются его комментарием: почему он поместил здесь именно эти работы, каковы достоинства этих материалов. Все портфели мы выставляем на презентацию в классе. Во время презентации ученик показывает свое продвижение в выбранной им или его учителем области знания, доказывает, что он приложил максимум усилий, рассказывает, совпала ли его самооценка с оценкой учителя, эксперта, родителей. Желательно, чтобы защита портфолио велась на иностранном языке.
Портфель демонстрирует умение школьников оперировать грамматическим и лексическим материалом для выражения собственных мыслей, решения проблемных заданий. Высокая культура письма, речи – неотъемлемые качества портфеля.
Подходы к созданию портфеля могут быть разные. Важно, что школьники учатся анализировать свою работу, успехи, объективно оценивать свои возможности и видеть способы преодоления трудностей.
Главная цель – развитие моих учеников. Они отличники учебы, участники школьной и районной олимпиад, они много работают над совершенствованием речевых умений, грамматическим материалом, выписывают и читают немецкую газету «Zeitung fur Dich», журнал «Juma», разыгрывают сценки для кукольного театра на немецком языке, защищают проекты:
5-й класс: «Eine alte deutsche Stadt» («Макет немецкого города»).
6-й класс: «Klassentahrten durch Deutschland» («Проспекты по городам Германии»).
7-й класс: «Auf dem Lande auch viel Interessantes» («Наше село Полковниково в 2010 году» – коллаж).
8-й класс: «Eine Traumschule» («Школа будущего»- коллаж).
9-й класс: «Probleme der Jugendlichen» («Проблемы молодежи»).
Требования к оформлению и содержанию портфеля:
– титульная страница;
– краткая история успехов ученика;
– записи, доклады, домашние работы;
– контрольные и самостоятельные работы;
– тестовые работы (разных видов);
– групповой, индивидуальный проекты;
– моя любимая работа;
– оценка учителя, родителей, экспертов, психолога, учащихся.
Представляю вашему вниманию фрагменты портфеля ученика 10-го класса Николая ПЯТКОВА. В нем представлены различные материалы и задания, проектная работа по теме «Проблемы сегодняшних подростков».
Лист самооценки
Над проектом «Сегодняшняя молодежь» я работал около месяца. За это время я выполнил много работ, часть из которых требовала знакомства с дополнительной литературой, другие – рассуждения и выражения собственного мнения. За время работы над проектом я узнал много нового: о религиях в Германии, о взаимоотношениях между представителями разных религий, о проблемах молодежи, в том числе о проблемах с родителями и со школой. Я выяснил, как немецкая молодежь избавляется от стресса и где она чувствует себя спокойно, что такое для молодых немцев «классно!». Но вообще молодежь сейчас интернациональная, она практически одинакова во всех странах мира. Этот проект – уникальная возможность сравнить себя с германскими сверстниками. Он для меня важен еще и потому, что тема «Сегодняшняя молодежь» есть на экзаменах и при поступлении в вуз.
Оценка учителя
Рецензия на работу Николая Пяткова.
Николай, ты проделал большую работу по сбору материала в «портфель ученика». Ты отобрал самые значимые для тебя работы, проанализировал их четко, аккуратно и полно. Твоя самооценка соответствует действительности, она не завышена. Я думаю, что ты получил много полезной и интересной для тебя информации.
На защите проекта ты показал хорошие речевые умения (монолог, диалог, инсценирование). Сообщение звучало четко, логично и полно. Тема раскрыта. Твою защиту на презентации очень хорошо оценили и эксперты, и родители, и администрация школы, и психолог.
Я довольна твоими результатами. Спасибо за работу.
Желаю дальнейших успехов!
Клавдия ДИТЯТЬЕВА, учитель немецкого языка Полковниковской СШ Косихинского района
Алтайского края
Комментарии