В научной и популярной психологической литературе уже давно ведутся споры о том, какая реальность стоит за известным термином «эмоциональный интеллект» (ЭИ), который вошел в обиход с легкой руки журналиста-психолога Дэниела Гоулмана.
В научном мире на это понятие все еще смотрят с большой долей скепсиса, пытаясь как можно более точно отделить этот тип интеллекта, к примеру, от личностных качеств. А в области прикладной психологии усматривают взаимосвязь между успешностью и уровнем развития навыков понимания и управления эмоциями, как своими, так и окружающих людей (именно такое понимание ЭИ, или EQ, считается общепринятым). Признавая то, как важны эмоции для психологического благополучия и познания, и представители науки, и психологи-практики ищут ответ на вопрос: как измерить эмоциональный интеллект? Будущее или реальность – тест EQ и на что могут повлиять его результаты?
Понимать эмоции и управлять ими
Не нужно быть психологом, чтобы знать: тесты IQ и других когнитивных способностей не могут измерить то, что лежит в плоскости наших взаимоотношений с окружающими людьми, не предсказывают нашу успешность во взаимодействии с другими людьми, то, как мы адаптируемся к окружающему миру и эффективно решаем задачи, связанные с общением. И если тест IQ способен успешно предсказать академическую успеваемость, то для всего остального нужна другая «линейка», другой измерительный инструмент. Именно здесь «на арену» и выходят тесты EQ.
Определить уровень EQ
В отечественных и зарубежных психологических исследованиях используется довольно большое количество измерительных инструментов, которые, как утверждают их авторы, определяют уровень эмоционального интеллекта. В целом исследования показывают, что методы изучения, построенные как психологические опросники и предполагающие самоотчет человека, в большей степени измеряют его личностные качества. Если же требуется более точный измерительный инструмент, который определяет уровень эмоционального интеллекта, то стоит обратить внимание на тесты задачного типа, такие как MSCEIT, в которых необходимо решать задачки, связанные с распознаванием и пониманием эмоций, управлением эмоциональными состояниями и т. п. В настоящее время на русскоязычной выборке адаптирован и апробирован как взрослый MSCEIT, так и подростковый вариант теста (MSCEIT-YRV), который можно использовать для диагностики подростков начиная с 10 лет. В этом смысле единый тест EQ все еще остается перспективой будущего, однако это не означает, что навыки эмоционального интеллекта не нуждаются в развитии.
Прокачать навыки EQ (свои и обучающихся)
Распознавание и понимание собственных чувств и эмоций – это в принципе очень полезная практика, особенно в моменты, когда кажется, что чувств нет или их слишком много. Одна из базовых техник – «Эмоциональная палитра». Возьмите лист бумаги и попробуйте записать так много эмоций и чувств, которые только можете вспомнить (испытывали когда-либо сами, читали в литературе). Чем больше чувств и эмоций вы сможете перечислить, тем шире и одновременно точнее настроен ваш собственный эмоциональный репертуар. Предложите это упражнение сделать вместе с близким вам человеком и потом обменяйтесь списками, вы будете удивлены теми различиями, которые обнаружите. Подобное упражнение будет полезно выполнить и подросткам, например, во время классного часа. А для того чтобы лучше понимать свой эмоциональный мир, полезно чаще задавать себе вопрос «Что я сейчас чувствую?» или сверяться со своим списком, если прямо сейчас нет слов для чувств.
Управление собственным эмоциональным состоянием, конечно, тоже дело практики. Одна из техник, которая поможет провести своего рода инвентаризацию способов, – «Квадрант управления собственными эмоциями». Ее авторы предлагают разделить все способы на те, которые повышают и понижают степень вашей эмоциональности как во время публичного выступления или взаимодействия с другими, так и в других ситуациях. Такой список также полезно хранить где-то под рукой, особенно в тех случаях, когда нужно быстро вспомнить какой-то способ и здесь и сейчас повлиять на свое состояние. Совершенно точно такой квадрант пригодится подросткам-старшеклассникам, ученикам 9‑х и 11‑х классов.
Для того чтобы лучше понимать эмоции других людей, полезно наблюдать за окружающими, используя для этого различные ситуации. Хорошую пищу для наблюдений и размышлений дадут книги, фильмы и сериалы, в которых уделяется внимание миру человеческих чувств. А еще можно потренироваться определять, какую эмоцию выражает танцевальное движение. В этом смысле просмотр танцевального шоу или балета тоже отличная практика для развития эмоционального интеллекта.
Управление эмоциями окружающих – достаточно тонкий момент, и важно помнить, что оно не приравнивается к манипуляции. Например, можно задуматься о балансе эмоций во взаимоотношениях с близкими людьми. Это своего рода «эмоциональный счет» в отношениях, и можно подумать о том, равен ли он, даете ли вы столько же, сколько получаете, и наоборот. Человек, обладающий высоким уровнем эмоционального интеллекта, хорошо понимает, что ему нужно для восстановления баланса, и может об этом попросить другого. Если же вы классный руководитель, то для учеников своего класса вы можете провести акцию «Тайный друг». По секрету друг от друга все вытаскивают бумажку с именем одноклассника. Задача состоит в том, чтобы незаметно для этого одноклассника в течение заранее запланированного времени (от одного часа до недели) оказывать ему знаки внимания, делать какие-то ни к чему не обязывающие приятные жесты, предлагать помощь. Конечно, это упражнение будет по-разному воспринято детьми в зависимости от того, насколько развит коллектив класса. Сыграйте в эту игру внутри педагогического коллектива, обсудите результат и вместе оцените риски. Если вы знаете, что в вашем классе это упражнение провести трудно, загадайте вместе с классом много разных желаний, пусть каждый напишет о чем-то, что ему интересно было бы сделать вместе с классом, а вы в результате получите и копилку совместных игр, и отличный инструмент диагностики уровня сплочения своего класса.
Высокий уровень развития эмоционального интеллекта – это не только богатая палитра самых различных навыков, но еще и отличная профилактика эмоционального выгорания. А в долгосрочной перспективе, как показывают многочисленные исследования, высокий уровень эмоционального интеллекта связан с успехом в карьере, успешными и счастливыми отношениями в семье и на работе. Безусловно, EQ – это один из навыков будущего, который мы можем эффективно развивать уже сегодня.
Варвара ЛАВРЕНТЬЕВА, методист Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы
Комментарии