search
main
0

Терять таланты недопустимо! Их поиск должен стать государственной задачей

Талантливые ребята – это будущее нашей страны. Не случайно практически все развитые государства мира считают систему поиска талантливых ребят своей главной задачей. Там университеты, начиная с младших классов школ, ведут поиск одаренных учеников, борются за них. Ведь уже доказано, что наука делается группами ученых, а открытия совершаются благодаря таланту одиночек. Мы должны создавать условия равной учебы всем, заботиться о том, чтобы случайные обстоятельства не помешали действительно одаренному ребенку раскрыть свой талант.

Я хорошо помню систему олимпиад, созданную в СССР. Академики Колмогоров, Капица и другие наши выдающиеся ученые придавали олимпиадам особое значение, возглавляли оргкомитеты всесоюзных олимпиад. Через систему олимпиадного движения прошло много светил науки. Кстати, их рейтинг как ученых начинал формироваться еще на школьной скамье, задолго до того, как они поступили в вуз. Именно Колмогоров и Капица предложили систему школ-интернатов для одаренных детей. По стране их насчитывалось пять, сохранились они и сейчас – в Санкт-Петербурге, Киеве, Новосибирске, Екатеринбурге. Правда, Киев теперь другое государство. Такая школа существовала при МГУ, там училось около 800 учеников. Тогда в нее отбирали ребят по всем регионам нашей некогда огромной страны – в интернате учились таланты из Армении, Грузии, Якутии, Молдовы, Поволжья… Программа была рассчитана на три года, потом эти ребята поступали в МГУ. Кстати, эта школа-интернат существует и сейчас. В ней обучаются около 400 учеников. Появились здесь и москвичи, хотя раньше сюда брали только ребят из провинции. Отбору талантов серьезно помогла и наша заочная школа при МГУ, через нее прошли десятки молодых талантов. Аспиранты ночами проверяли их работы, результаты контрольных и проверочные задания высылали по почте – тогда ведь еще не было интернета. Эта заочная школа охватывала всю страну. Вообще я считаю, что система поиска и воспитания талантов должна включать в себя несколько составляющих. Среди них – олимпиады, школы-интернаты, математические школы, ведущие университеты. Все эти звенья должны работать сообща, в комплексе. Конечно, сейчас другая страна, иные ценности. Я вообще склонен считать, что каждое новое поколение лучше предыдущего. К сожалению, желания учиться, пробовать свои силы в науке у нынешней молодежи гораздо меньше, чем у предыдущих поколений. У современных ребят больше прагматизма. Но таланты, мечтающие заниматься наукой, есть и сегодня. Правда, с повсеместным введением ЕГЭ возникает опасность усреднения знаний, опасность не разглядеть талант. Единый экзамен вообще меняет философию обучения. Школа вскоре начнет просто натаскивать на ответы тестов ЕГЭ. При таком подходе наши ребята в скором времени разучатся мыслить. Я считаю, что определенной эффективной альтернативой ЕГЭ как методу отбора в вузы может стать система олимпиад. Именно она поможет нам наладить поиск талантливой молодежи. В то же время хочу отметить, что эта система должна быть многоуровневой, состоять из нескольких этапов. Мы ни в коем случае не должны забывать талантливых ребят из сельских школ. Даже если они побеждают у себя в регионе, то к всероссийской олимпиаде пока что не готовы. У них другие начальные условия. Поэтому нужен этап олимпиад, который охватывал бы сельских детей. Олимпиаду необходимо структурировать, и, разумеется, она не должна быть разовым мероприятием. Думаю, нужно создать устойчивый рейтинг успехов школьников, чтобы, начиная с 5-го класса, отражать достижения юного таланта в специальном банке данных. При современных возможностях нет никаких препятствий для того, чтобы иметь такой постоянно обновляющийся банк данных на каждого талантливого ученика страны. Таким образом, мы будем иметь паспорт успехов таланта, начиная с 5-7-х классов, чтобы быть уверенным, что победа на всероссийской олимпиаде не случайна и что он действительно все время показывал высокие результаты по конкретному предмету. Кроме того, необходимо, чтобы ведущие университеты взяли на себя контроль за проведением и качеством олимпиад. Не обойтись и без командировок профессоров в регионы. Нужен также общероссийский общественный совет, отвечающий за объективность проведения олимпиады. Там должны быть абсолютно неподкупные ученые, которые опирались бы на вузовские комиссии, на поддержку вузов. Нельзя сбрасывать со счетов и отдельные туры олимпиад, к примеру, такое движение, как «Шаг в будущее», которые проводит МГТУ имени Баумана при поддержке МГУ. Кроме того, Московский государственный университет к своему юбилею собирается проводить отбор талантливых детей в рамках программы «Ломоносов». Мы заинтересованы в поиске талантов, причем вовсе не обязательно, что они пойдут учиться именно к нам. Мы не собираемся искать таланты только для себя, благо с конкурсом при поступлении у нас проблем нет и в ближайшее время не будет. Просто мы понимаем необходимость выявления и поддержки талантов, важно, чтобы ничто не помешало им реализовать свой интеллектуальный потенциал. Критерием поступления в вуз должно быть одно – знания. И именно олимпиады помогут отобрать в ведущие вузы страны наиболее одаренных ребят. Кстати, весной этого года я получил у экс-министра Владимира Филиппова разрешение принять победителей региональных олимпиад без экзаменов. Правда, потом он неожиданно отказался от своих слов. Но тем не менее мы засчитали ребятам победу в олимпиаде, оценив по высшему баллу тот предмет, в котором они оказались лучшими. По остальным предметам им пришлось сдавать экзамены. В результате из 800 приехавших к нам победителей региональных олимпиад 739 человек стали нашими студентами. Хочу сказать, что мы очень довольны этим контингентом. Их интеллектуальный уровень на порядок выше поступивших к нам традиционным путем.

Виктор САДОВНИЧИЙ, председатель Союза ректоров России, ректор МГУ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте