В современном мире постепенно назревает необходимость перехода от традиционного, утилитарного подхода к организации образовательного и воспитательного процесса к открытому вариативному образованию. Основой этого является предоставление учащимся возможности получения базового дошкольного и школьного образования различных направлений, приближенного к особенностям развития каждого ребенка, учитывающего его возможности, сильные стороны и ограничения.
Именно образовательные учреждения должны обеспечить право на индивидуальное развитие ребенка через свободный выбор различных форм, видов, направлений образовательной деятельности в соответствии с требованиями новых ФГОС, в которых гарантируется индивидуализация образования на основе построения детьми индивидуальных образовательных маршрутов. Политика Департамента образования администрации города Перми направлена на создание такого образовательного пространства, в котором родители и дети могут выбрать содержание образования, педагогические технологии, условия их предоставления, подходящие для конкретной семьи, для каждого ребенка. Только изобилие образовательных предложений может способствовать реализации запросов потребителя на тот или иной вид образования, так как родители и дети в условиях избыточного предложения образовательных услуг имеют реальные возможности выбора их видов и качества. Такая политика в организации образовательного пространства города способствует повышению как качества образования, так и конкурентоспособности самого образовательного учреждения. Конкурентоспособное образовательное учреждение – это такое учреждение, в котором наряду с качественной реализацией основной образовательной программы существует направление его индивидуального развития. Целью этого развития является системная работа по созданию условий для формирования определенных компетенций, качеств ребенка, которые, с одной стороны, гарантируются новыми ФГОС ДО, а с другой – детализируются и усиливаются спецификой школы или детского сада. Речь идет о бренде образовательного учреждения. Традиционно к брендовым школам относятся те учреждения, которые являются явными лидерами в образовательном пространстве города и последние три года возглавляют рейтинг образовательных учреждений Перми по содержанию образования. Это СОШ №146, которая удерживает первую позицию рейтинга, гимназия №17, СОШ №9, гимназия №6.Годами, десятилетиями складывались образовательные модели таких известных в городе учреждений, как Дягилевская гимназия, политехнический лицей №1, новый образовательный центр «Лицей №2», языковые школы СОШ №7, СОШ №22. При перечислении этих образовательных учреждений у каждого жителя Перми возникает четкое представление о специфике работы данной школы, лицея, гимназии. Понятно, что все 130 общеобразовательных школ города не могут предоставлять услуги такого же качества, как перечисленные выше образовательные учреждения. Но тем не менее нужно, чтобы каждая школа нашла ту особенность, ту специфику, ту индивидуальность, которая не просто востребована детьми и родителями, но и подкреплена традициями, возможностями того или иного учреждения. Ниже приводятся составляющие, которые формируют образовательный бренд пермских школ и детских садов: – появление нового содержания, специфических образовательных технологий; технологий; – появление новых традиций, смена общего имиджа детей, педагогов; гогов; – появление логотипа и других внешних признаков бренда; ренда; – расширение круга социальных партнеров; неров; – изменение предметно-пространственной, развивающей среды учреждения. А главное – все эти составляющие объединены одной содержательной идеей. Если в результате работы по выделению, оформлению и реализации собственной специфики в городе будет более 50% школ и детских садов, которые имеют устойчивый бренд, свое индивидуальное «лицо», то у жителей города будет реальный выбор учреждения для обеспечения своим детям индивидуально ориентированного образования. Только в этом случае город Пермь состоится как территория образовательного выбора. Рассмотрим более подробно направления формирования образовательного бренда учреждениями города Перми. Первое направление: школы повышенного статуса. В Перми, как и во всех крупных городах РФ, существуют учреждения повышенного статуса: гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением предметов. Эти учреждения имеют специфику, которая определяется их статусом. Здесь гарантируется изучение предметов на углубленном уровне, расширение гуманитарного или естественно-научного, политехнического направлений образовательных программ. Второе направление: уникальные школы города. В Перми создана и более 5 лет успешно функционирует сеть так называемых уникальных школ, обеспечивающих наполнение своей модели за счет системы дополнительного образования. На сегодняшний день в городе 10 таких школ: инженерная школа, школа дизайна «Точка», ТехноШкола, IT-школа, школа «Петролиум», школа «Фотоника», школа бережливого производства, школа киокушинкай, школа «БиоСинтез», школа «Мастерград». Специфика модели уникальных школ строится на реальном содружестве образовательных учреждений и промышленных предприятий города. Настоящие профессионалы своего дела – инженеры, дизайнеры, рабочие, программисты и т. д. – работают с детьми как в школе, так и на рабочих местах на своем предприятии в различных практико-ориентированных форматах. Третье направление: индивидуальные бренды учреждений. Школы и детские сады города выделяют свою специфику, описывают и формируют свой бренд, отражая это в названии образовательного учреждения. На сегодня существуют 5 школ и 12 детских садов, специфика которых прописана в программах развития учреждений и закреплена на уровне образовательного пространства города. Это школы: «Дуплекс», «Энергиум», «Город дорог», «Пермская кадетская школа», «Школа бизнеса и предпринимательства». Детские сады: «Эврика», «Легополис», «Компас», «АртГрад», «Парма», «Гардарика», «Экосад», «Конструктор успеха», «Эрудит», «Зодчий», «Чулпан», «Электроник». Продолжение процесса создания образовательными учреждениями собственных брендов и пополнение числа школ и детских садов, не только предоставляющих качественное образование в традиционном понимании, но и имеющих свою собственную образовательную модель, начинается с разработки и реализации программы развития. Уже в течение трех лет в городе идет целенаправленная работа с административными командами и педагогическими коллективами школ по поиску своей специфики, своей индивидуальности. Для административных команд города Центром развития образования было проведено более 20 различных мероприятий по этой тематике: круглые столы, курсы, семинары, индивидуальные консультации и т. д.Здесь помимо получения теоретических знаний, необходимых для разработки и реализации в школах города программы развития, учреждения получили возможность в проектном режиме презентовать основную идею развития школы, обсудить механизмы ее реализации, представить систему мероприятий программы. В результате сегодня все образовательные учреждения города имеют программы развития, идет активная работа по их реализации. Понятно, что главным ограничением такой системы учреждений является их территориальная доступность. Для снятия этого ограничения разрабатывается и готовится к реализации проект «Цифровая школа», одним из элементов которого будет возможность получения специфических услуг в сетевом режиме, дистанционно. Таким образом, в системе образования города активно внедряются современные форматы индивидуализации образовательной среды, которые позволяют на раннем этапе развития детей выявлять их сильные качества и создавать условия для проявления и поддержки детской одаренности.Данное направление деятельности Департамента образования поддерживается на уровне администрации города Перми. В рамках проекта «Золотой резерв» по созданию системы работы с одаренными и талантливыми детьми Д.И.Самойловым, Главой города Перми, с 2018 года учреждена специальная премия, которая вручается школьникам 8-11-х классов, занимающим лидирующие позиции в общегородском рейтинге портфолио учащихся.Людмила СЕРИКОВА, начальник Департамента образования администрации города Перми
Комментарии