В соответствии со статьей 11 закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 06-10.2006 №49-ЗАО «О защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе» в автономном округе обеспечиваются сохранение и развитие языка и письменности, национального искусства, фольклора, национальных видов спорта коренных малочисленных народов Севера в порядке, предусмотренном федеральными законами и законами автономного округа.Изучение языков коренных народов Ямала (ненецкого, хантыйского, селькупского) регламентируется статьей 4 п. 2, в котором говорится об организации изучения родных языков в местах компактного проживания коренного населения. В данном законе говорится также об обеспечении подготовки специалистов по родным языкам. Однако только законодательным путем проблема изучения родных языков не может быть решена. Учащиеся из числа коренных народов нередко пренебрегают изучением родного языка по той причине, что его изучение ничего не даст им в плане будущей социализации.
Поэтому одной из задач образовательно-воспитательной работы в ЯНАО является создание такой духовно-нравственной атмосферы в образовательных учреждениях округа, когда изучение русского, родного и иностранного языков было бы одинаково престижно.В 39 общеобразовательных учреждениях автономного округа в 2010 году продолжено обучение детей из числа коренных малочисленных народов Севера родным языкам. Общее число школьников, изучающих родные языки, составляет 4830 человек (всего в 2009-2010 учебном году обучались 9404 представителя коренной национальности), в том числе в сельских территориях автономного округа изучение родных языков как предмета организовано в 37 общеобразовательных учреждениях для 62% детей из числа коренных малочисленных народов Севера. В октябре 2009 года в Ямало-Ненецком автономном округе принят закон о родных языках коренных малочисленных народов Севера. Документ направлен на сохранение и изучение языков аборигенов, а также их развитие в СМИ, научно-публицистической, художественной и учебной литературе. В частности, предполагается внедрение системы непрерывного обучения родным языкам в школах, училищах и вузах, постоянное повышение квалификации преподавателей профильных предметов. На 1 января 2009 года в ЯНАО насчитывалось 36066 представителей КМНС. 71,8% из них – ненцы, 23,3% – ханты, 4,5% – селькупы. Анкетирование 2009 года показало, что порядка 80% жителей свободно владеют родными языками. На сегодняшний день в ЯНАО работают 24 школы-интерната. Надо отметить, что за последние годы материальная база воспитательных учреждений этого типа значительно укрепилась. Группы детей укомплектовываются по родственным связям или по психологической совместимости, что дает хорошие результаты. Образование для коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории ЯНАО, является фактором сохранения этнической идентичности. В то же время молодое поколение малочисленных коренных народов Ямала утрачивает национальные традиции, обычаи, материальную и духовную культуру. Поэтому в комплексную программу развития образования ЯНАО до 2015 года включены такие мероприятия, как упорядочение сети малокомплектных школ, продолжение поиска оптимальных форм обучения коренных малочисленных народов Севера, внедрение профильного обучения в сельской школе, разработка системы мер по выявлению одаренных учащихся в отдаленных территориях.Активно внедряются предметы, изучающие традиционные формы хозяйствования малочисленных народов Севера, способствующие успешной социализации и дальнейшему трудоустройству детей коренной национальности.В настоящее время администрация Ямало-Ненецкого автономного округа и ассоциация «Ямал – потомкам» подготовили проекты законов о родных языках, о правовом статусе коренных малочисленных народов Севера. Во всех общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, в учебные планы включены предметы национально-регионального компонента («Литературное краеведение», «География Ямала», «Культура народов Ямала»). В школах-интернатах факультативно изучаются «История Ямала», «История края», «Резьба по дереву», «Малая техника Севера», «Бисероплетение», «Зов предков», «Экология Ямала», «Оленеводство», «Рыболовство», «Национальные виды спорта». Все сельские школы Ямала занимаются проблемой этнопедагогического образования, так как региональный и федеральный вариативный базисный учебные планы позволяют сохранять и изучать этническую культуру любой национальности. В то же время школа на фактории Лаборовая – единственная школа на Ямале, которая имеет возможность весь календарный год проводить для детей этнокультурные и этнопедагогические занятия. В школе обучаются 56 детей. Работа педагогического коллектива Лаборовской начальной общеобразовательной школы направлена на разработку и апробацию новой системы организации учебно-воспитательного процесса: формирование системы преемственности семейного и школьного воспитания в условиях тундровой малочисленной сельской школы, апробацию программы подготовки учащихся по углубленному эколого-трудовому обучению в тундровых экстремальных условиях. Таким образом, вырисовывается некая новая модель школы для детей Севера, которая по содержанию практически не будет отличаться от обычной адаптивной школы, но будет заниматься обязательным профориентационным воспитанием во второй половине дня.Автор и руководитель эксперимента известная ненецкая писательница Анна Павловна Неркаги, идейный вдохновитель и этнопедагог школы, мать огромной семьи, в которой 16 приемных детей, апробирует новую, альтернативную, северную региональную модель школы образования, развития и трудового образа жизни в условиях кочевья. Это позволяет выпускнику выбрать наиболее правильный путь: продолжить привычное дело кочевого хозяйства в тундре, поступить в вуз и применить свои знания в качестве преподавателя в Лаборовской школе или остаться в городе, поселке, обретя понравившуюся профессию. Традиционными стали уроки нравственного развития и истории родного края на природе. Обучение ведется в соответствии с программами по этнотруду для мальчиков и девочек раздельно, с учетом экологического календаря ненцев. В общей сложности оборудованы 8 чумов, построены собор Святой Троицы, изба-читальня, успешно функционирует этностойбище, куда летом Анна Павловна приглашает на отдых детей из неблагополучных семей и детских домов. Но сверхзадача Анны Неркаги – научить детей любить и быть любимыми. Наталия ЦЫМБАЛИСТЕНКО, доктор филологических наук
Комментарии