Цели: 1. Осознание детьми, что непохожесть людей друг на друга создает проблемы и что для решения этих проблем необходимо проявлять терпимость.
2. Овладение ключевыми словами: характер, конфликт, терпимость.
3. Развитие навыков отслеживающей дискуссии работы в группах.
4. Воспитание толерантности (уважительного отношения к мнению других людей).
Ход занятия
Проверка домашней работы
Дети зачитывают свои сочинения “Что будет со мной, если все решения будут принимать за меня”.
Учитель благодарит ребят за работу. Рассказывает о своих впечатлениях от предыдущих сочинений “Я – учитель”. Подчеркивает, что все сочинения разные, т.к. на их форму и содержание повлияли индивидуальные особенности и характер каждого ученика.
Сообщение темы урока
Люди непохожи друг на друга, и это создает проблемы в общении. И на сегодняшнем занятии мы научимся решать эти проблемы. Сейчас я расскажу историю, герои которой – разные по характеру люди.
Чтение рассказа “Драка”.
Работа в группах.
Очевидно, что все участники и свидетели драки отличаются друг от друга, поэтому они и думают о ней по-разному. Разделитесь на группы и попробуйте одним предложением отозваться на ситуацию драки от имени каждого, кто имел к ней отношение. (Дети в группах, представив себя каждым из персонажей рассказа, от его имени формулируют короткие высказывания). Закончив работу, каждая группа обыгрывает свои формулировки, доказывает их соответствие индивидуальным особенностям персонажей.
Работа над понятием “Характер”
Вы сейчас строили высказывания от имени героев рассказа. Эти высказывания об одном и том же событии не совпадают у разных героев, потому что у каждого из них – свой характер.
А что обозначает это слово?
Дети сами формулируют это понятие, а затем сравнивают с толкованием в словаре. Дети записывают в альбомы разные значения этого слова, вспоминают обороты речи.
Учитель обращает внимание детей на то, что слово это греческого происхождения, оно обозначает “печать, чеканка, черта, особенность”.
Характеристика героев рассказа
А теперь попробуйте в группах очень коротко, может быть, в одном слове охарактеризовать каждого героя рассказа “Драка”. А потом нарисуйте (можно схематически) лицо каждого персонажа, чтобы отразить в рисунке его характер. (Дети выполняют это задание в группах, результаты обсуждают).
Размышление над вопросом “Как выйти из конфликта с наименьшими потерями”.
Мы увидели, что отношение к драке у всех, кто в ней участвовал или ее наблюдал, разное. Это происходит потому, что у них разные характеры, разные индивидуальные особенности. Значит, одно из последствий того, что каждый человек индивидуален, – многообразие взглядов, отношений, оценок. Хорошо это или плохо, что каждый видит мир по-своему? (Дети, размышляя над этим вопросом, приходят к выводу, что, с одной стороны, это делает жизнь людей более разнообразной, богатой, неожиданной, а с другой – иногда приводит к непониманию, проблемам, конфликтам).
А как следует вести себя, чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями?
(Дети дают варианты ответа на этот вопрос).
Все вы по-разному говорили об одном: чтобы достойно выйти из конфликта, важно прежде всего желание и умение понять другого, встать на его место, быть терпеливым и снисходительным.
Но ведь иногда разногласия могут принести пользу. Вспомните, были ли у вас в жизни ситуации, когда несовпадение мнений позволило увидеть какую-то проблему с совершенно неожиданной стороны. Если конфликт приносит пользу, он становится, как говорят ученые, конструктивным. Когда это может произойти?
(Ответы детей)
Работа со словарем
Дети записывают в словари два новых слова – “конфликт” и “терпимость” и их значения. Проводится работа с речевыми оборотами.
Составление памятки “Как стать терпимым”
Все мы знаем, что в семье и классе надо жить дружно. Но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Не потому ли, что они напоминают нам наши собственные недостатки?
Иногда нам кажется, что к нам несправедливы. Иногда мы чувствуем зависть. А может быть, мы боимся оказаться менее любимыми? Стремясь казаться более сильными, мы становимся нетерпимыми, и вместо того, чтобы стать лучше, оказываемся в одиночестве.
А как стать терпимым? Попробуйте в своих группах составить памятку на эту тему, дать советы своим друзьям.
(Дети выполняют задание на плакатах, затем результаты обсуждают).
Эти памятки мы вывесим в классе. Надеюсь, они помогут нам избегать конфликтов.
Проведение теста “Терпимы ли вы?”
Хорошо давать советы другим. Теперь же давайте проверим себя и посмотрим, насколько мы терпимы к окружающим. (Подведение итогов теста).
Домашнее задание
Вспомните дорожные знаки – разрешающие, запрещающие, предупреждающие. Подумайте, какие аналогичные знаки можно было бы предложить для конфликтующих людей. Изобразите эти знаки на альбомном листе. На следующем уроке мы сделаем выставку этих знаков и самые удивительные, оригинальные, выразительные, красочные получат награду. Лучшие работы мы предложим старшим ребятам из детской республики “Россиада” нашей школы, чтобы эти знаки помогали им в разрешении конфликтов.
(В занятии использованы методические рекомендации В. Максаковой и Л. Семиной “Учимся принимать решения”).
Ирина ДРУЖКИНА,
учитель начальных классов средней школы N 8
Тамбов
Комментарии