search
main
0

“Терпимость – очень трудная добродетель” Воспитание толерантности

…Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство. А гражданин, обладающий истинным чувством собственного достоинства, никогда не опустится до оскорбления достоинства другого или до равнодушия в отношении достоинства своего государства.
Н. Чернышевский

Мир един, и в то же время население любой страны неоднородно. Множество признаков (социальных, политических, идеологических, религиозных, этнических и др.) делят граждан на всевозможные группы со своими интересами, представлениями о себе и своем окружении. Гармония между различными интересами – мечта любого государства, желающего не быть разорванным межнациональными, социальными и другими конфликтами. Сейчас трудно назвать страну, где нет тех или иных подобных конфликтов. Проблема воспитания гражданина, обладающего терпимостью к другим людям, актуальна для всех государств, но для России она имеет особую значимость. Во-первых, она многонациональна. А человек, любящий свою Родину, терпимо, с уважением относится к людям другой национальности, другой веры. Для подлинного гражданина характерна веротерпимость. У нас проживает около 150 наций и национальностей, насчитывается около 60 религий и верований, поэтому это все особенно актуально. Для мира и согласия в обществе атеисты должны понимать верующих и наоборот. Во-вторых, в России достаточно низкая правовая культура. Нет глубоких корней философии воспитания детей в духе терпимости.
Неоднократные диагностические исследования в моих классах выявили ряд проблем у учащихся, значительно снижающих уровень их обучаемости и воспитанности. Среди них можно выделить следующие: неадекватное отношение многих учащихся друг к другу; настоятельная потребность обсуждения ребятами всех волнующих их проблем; неумение слушать и вести дискуссию; нетерпимость к мнению других; неумение анализировать конкретные жизненные ситуации с правовой точки зрения.
Эти причины побудили меня начать работу над проблемой воспитания толерантности мышления у школьников. Система демократических и гражданских ценностей – краеугольный камень гражданского образования и воспитания. Однако не существует канонической и вечной трактовки демократических ценностей. Понимание их должно быть основано на разуме, а также на чувствах и опыте личности. В любой демократической стране существуют различные подходы к морали. Более того, этические и моральные нормы, система ценностей отчасти изменяются вместе с эволюцией самого общества. Различие систем ценностей и принципов зачастую является источником конфликтных ситуаций. Поэтому такие цели гражданского образования и воспитания, как формирование уважения и терпимости к другим людям, терпимости к противоположной точке зрения, овладение правилами общественной полемики (т.е. формирование толерантности мышления) способствуют цивилизованному диалогу в обществе, а также участию каждого в обсуждении и выработке важных решений.
Исповедование терпимости уходит своими корнями еще в Древнюю Индию. Более двух тысяч лет назад великий буддийский император Ашока оставил запечатленными в назидание потомству не собственные деяния, а заповеди милосердия, взаимного понимания и мира. В Англии приверженцем таких взглядов был философ Джон Локк, а также Ловце Диккисон, писатель, создавший труд “Современный симпозиум”, который можно было бы назвать Библией Терпимости. По мнению писателя Форстера, “терпимость – добродетель скучная. Невзрачная. Она может быть тяжким бременем. Казалось бы, требуется всего лишь умение ладить с другими людьми, способность терпеть, но как это сложно. Если вам не нравятся какие-то люди, постарайтесь все же ужиться с ними по мере сил и возможности. Только на основе терпимости можно построить цивилизованное будущее”.
Воспитать гражданственность, толерантность помогает граждановедение. В центре внимания курса – человеческая личность. Какое-либо навязывание ученику своего мнения будет означать нарушение его прав. Поэтому на своих занятиях я стараюсь не считать свою точку зрения истиной в последней инстанции, а за учеником оставляю право иметь собственное мнение о решаемой проблеме. Все свои уроки я провожу на принципе сотрудничества. Он предполагает акцентирование внимания на приобретении детьми положительного опыта эмоционально-нравственных переживаний в ходе совместной деятельности. А это может быть достигнуто посредством создания ситуации успеха: фиксации внимания на положительных сторонах личности ребенка; индивидуального применения приемов эмоциональной поддержки, в том числе и невербальных; налаживание положительных взаимоотношений со сверстниками.
Одной из задач, которые я преследую на уроке, является создание благоприятной психологической атмосферы, при которой подростки могли бы свободно высказать свою точку зрения, не боясь быть непонятыми. Добиться этого возможно путем применения различных активных методов работы на уроке.
Эвристическая беседа как один из таких методов позволяет учащимся не просто осмысливать информацию, а переживать ее усвоение как субъективное открытие еще не известного для себя знания. Центральное место в эвристической беседе я отдаю созданию (и, естественно, решению) проблемных ситуаций. С помощью соответствующих методических приемов (постановка проблемных и информационных вопросов, выдвижение гипотез и их опровержение, обращение к классу “за поддержкой”) стараюсь побуждать учеников к совместному размышлению, развивая тем самым терпимое отношение к мнению других людей.
Ролевая игра – это маленькая пьеса, разыгрываемая учениками, в основном импровизированная. На таких занятиях я преследую цель оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам. В результате применения такого метода повышается понимание ситуации и вызывается сопереживание по отношению к оказавшимся в ней людям. Например, в ролевой игре о праве на равенство ученик, играя роль человека, чьи права ущемляются, может понять, каково быть жертвой дискриминации.
Ролевая игра позволяет поддерживать активность учащихся, провоцировать их на нестандартные мысли и поступки. Она, имитируя реальную жизнь, ставит вопросы, на которые нет простого и однозначного ответа. Это дает возможность ребятам в процессе обсуждения прийти к пониманию о наличии различных точек зрения в решении предлагаемой ситуации. Анализ проведенных ролевых игр мы проводим совместно с учащимися, вместе выявляем причины неудач, строим планы на будущее.
Широко используемый на моих уроках метод дискуссии дает возможность ученикам исследовать и анализировать вопросы, касающиеся прав человека, развивать умение слушать, вести полемику, а также приобретать иные навыки, важные для формирования толерантности мышления и поведения. Для успешного проведения дискуссии мы с учащимися разработали на первых занятиях “Правила дискуссии”. К ним мы отнесли следующие: слушать того, кто говорит, не прерывать его; поднимать руку, если есть желание высказаться; при несогласии с кем-либо критиковать мнение, но не того, кто его высказывает; не смеяться, когда кто-либо говорит; поощрять всех к участию в дискуссии.
Эффективным способом формирования толерантности мышления выступает метод открытых вопросов. Они предполагают различные ответы и точки зрения. Вот несколько примеров подобных вопросов: гипотетические вопросы помогают ученикам вообразить те или иные ситуации, стимулирующие мыслительный процесс (“Что бы вы сделали/подумали, если бы…?”); побуждающие к размышлениям (“Как бы мы могли помочь решить эту проблему?”); поощряющие/поддерживающие (“Это интересно, а что случилось дальше?”) – они позволяют ученикам делиться собственным опытом и взглядами; выявляющие мнение (“Что вы думаете или чувствуете по поводу…?”) – такие вопросы показывают ученикам, что их мнение для учителя важно и интересно; зондирующие (“Почему вы так думаете?”), заданный не в агрессивной форме, а с искренней заинтересованностью, этот вопрос может помочь учащимся задуматься и объяснить/ проанализировать свое мнение; разъясняющие/обобщающие (“Буду ли я права, если скажу, что вы думаете…?”).
Композицию уроков строю с учетом разрабатываемой мной проблемой. Результатом моей деятельности по формированию толерантности на уроке граждановедения явилась разработка программы курса “Граждановедение, 7-8 класс”. Целью данной программы является воспитание у учащихся чувства собственного достоинства и уважения к достоинству других людей; формирование осознания себя как личности; уважение прав других людей и умение отстаивать и защищать свои собственные права; понимать язык законов. Воспитать у учащихся толерантность мышления как основу правового мировоззрения. Научить детей ориентироваться в житейских конфликтах.
Основным условием реализации разрабатываемой мной проблемы выступает созданная в гимназии N 23 педагогическая модель гражданского общества, задающая межпредметный и инструментальный подход всему процессу обучения и воспитания.
Таким образом, за два года работы по выбранному направлению на уроках граждановедения и во внеурочной деятельности можно отметить такие результаты:
у учащихся достигнут устойчивый интерес как к предмету в целом, так и к конкретной проблеме;
проявляется интерес к политической жизни страны;
большинство ребят приобрели навыки анализа своего поведения и окружающих людей с правовой точки зрения;
у детей вырабатываются умение слушать других, потребность в сравнении различных точек зрения по одной проблеме;
установлено более тесное взаимопонимание и сотрудничество между учащимися.
Работа по данной теме позволяет устранить ряд существенных противоречий в общении учителя и учеников, учащих и учащихся, ребенка и родителей, учеников с окружающей действительностью, что особенно важно в наше время.
Возможно, кому-то и покажется утопией воспитание толерантности мышления, гражданственности личности в России, в условиях всем известного правового беспредела. Однако, ничего не предпринимая, мы обречены вечно жить в таком обществе. Напротив, каждый даже незначительный шаг в избранном нами направлении будет мало-помалу приближать нас к жизни в более справедливой и человечной среде. “Терпимость – очень трудная добродетель…” (Ларошфуко). Но именно она спасет человечество от конфликтов, войн и столкновений. Поэтому для меня так важно, чтобы именно толерантность стала линией поведения моих учеников.

Наталья ГУДОШНИКОВА,
учитель граждановедения
Саранск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте