Сегодня проблемы, касающиеся работы директоров школ, актуальны как никогда. Разобраться в них мы попросили Николая РЕШЕТНИКОВА, заведующего кафедрой управления образованием Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования.
– Николай Николаевич, каков механизм утверждения в должности директора школы? Его выбирают или назначают?
– С 1992 года изменился привычный порядок назначения директоров школ органами управления образованием. В соответствии с 35-й статьей Закона РФ «Об образовании», директор школы может быть нанят советом школы или учредителем (в том числе по контракту), избран коллективом школы или назначен учредителем. Механизм назначения определяется уставом, действующим в конкретной школе. Как раньше, так и сейчас при вступлении в должность директора издается соответствующий приказ, завершающий достаточно протяженный организационный период, обязательным этапом которого, собственно говоря, всегда являлись выборы. Но не следует рассматривать выборы на руководящую должность как признак демократических отношений. Даже в наиболее развитых и демократических странах мира далеко не всегда директора выбирают. За границей существуют школы, желающих управлять которыми надо искать, и школы особые, директоров для которых надо специально подбирать и готовить. И даже есть такие школы, где конкурс на должность директора превышает более ста человек на место.
Я хочу сказать, что до обсуждения процедуры выдвижения и утверждения кандидатуры надо проанализировать особенности должности (рабочего места), на которую планируется назначить человека. Выборы – не цель, а средство решения определенных управленческих и социальных проблем. Поэтому саму идею выборов директора школы не следует идеализировать и тем более противопоставлять назначению на должность. Каждый из вариантов имеет как свои плюсы, так и минусы. Здесь важно понять, что, назначая человека на должность директора школы, мы даем ему очень широкие полномочия – право непосредственного управления огромным коллективом детей, учителей и технических работников, право работать с документами строгой отчетности, бюджетом школы. Поэтому сразу же встает вопрос об ответственности и за выбор, и за назначение. Одним словом, сегодня директоров и выбирают, и назначают, а проблемы детей и педагогов, к сожалению, только множатся.
– Какими профессиональными и личными качествами должен обладать директор?
– Директор школы, безусловно, публичный человек, поэтому и требования к его личным качествам должны быть очень высокие. Иначе он не сможет руководить большим и сложным по составу коллективом, который почти на девяносто процентов состоит из детей (от 6-летних малышей до 17-летних юношей и девушек). Педагоги и технические работники в школе в основном женщины. В связи с этим директор прежде всего должен обладать мудростью, терпением и оптимизмом. Влияние директора обычно не ограничивается рамками школы, поскольку родители учеников, хоть и не его подчиненные, но, безусловно, люди в определенной мере зависимые. И чем дальше от Москвы, тем фигура директора школы значительнее, тем больше он влияет на настроения социума. Это неуклонно подтверждают выборы глав муниципалитетов, губернаторов, депутатов.
В новых социально-экономических условиях еще более серьезные требования предъявляются к профессиональной компетенции директора школы. Наконец-то в России управление людьми стали считать профессией, требующей высшего профессионального образования. Современный директор должен знать очень много вещей – законодательство, экономику и финансы, психологию малых групп, менеджмент качества. Он должен уметь работать с бюджетом, привлекать дополнительные средства. И такие директора появились. Их опыт показывает, что даже в нынешних условиях школа может развиваться.
К сожалению, практика показывает и то, что нередко управление школой сегодня пытаются осуществлять как в старое время, игнорируя установленную законом автономность школы. Там, где органы управления нарушают законодательство, от директора школы, как и прежде, требуются такие качества, как готовность демонстрировать «соответствие» и «одобрямс». В некоторых регионах директора за тринадцать лет так и не научились читать законодательные нормы, разбираться в своих и чужих правах и обязанностях. Они не умеют работать со сметой, бюджетом школы, полностью доверяя централизованной бухгалтерии. За качество образования некоторые руководители принимают растущее количество четверок и пятерок в журналах. При этом они уверены, что количество тех или иных отметок характеризует уровень работы учителя, а отсутствие денег на их зарплату объясняют «слабостью» бюджета. Что тут можно сказать? Надо учиться. Если же директору это делать не хочется, то ему надо пожалеть детей, учителей, родителей и заняться каким-нибудь менее сложным делом.
– Насколько власть портит человека и как от этого уберечься?
– Понимаете, здесь все зависит от того, какой человек приходит во власть. А вот для снижения риска «порчи» как раз и нужны системы подготовки и введения в должность, выверенные процедуры выборов, подтверждение соответствия статусу и распределение ответственности. Очень важно наладить современную систему контроля и отчетности директоров школ. Сегодняшняя практика контроля и отчетности у нас есть самое слабое звено управления образованием – она является испорченной калькой советского периода. Достаточно сказать, что это абсолютно не соответствует ни букве, ни духу действующего законодательства России. Если бы существовала хоть какая-то ответственность и какие-либо санкции за нарушение законодательства в сфере образования, то власть в образовании портила бы людей намного реже. Безнаказанность развращает людей, как ничто другое.
– Что делать коллективу, если в школу назначили директора, который ему не нравится?
– А что написано в школьном уставе? Если «избирать», то переизбирайте. Если «нанять», то нанимайте кого-то другого. Если «назначить», то жалуйтесь тому, кто назначил. Если директора «назначили», то в этом случае вариантов немного. Обычно жаловаться бессмысленно – тот, кто назначал, вряд ли захочет признавать свое решение ошибочным. Поэтому воспользуйтесь народной мудростью о злобном характере любви. Или меняйте место работы.
– Обязательно ли хороший директор является хороший учителем-предметником, или эти вещи взаимоисключающие?
– А может ли, к примеру, хороший директор быть хорошим шофером, скрипачом, агрономом? Это разные специальности, не совпадающие по требуемым способностям. Бывают, конечно, талантливые люди, осваивающие много профессий на очень высоком уровне. Но работа директора очень сложна, она требует от человека серьезнейшей концентрации. В советское время директорами чаще всего назначались далеко не худшие учителя-предметники. Если учесть, что при этом мы имели очень много интересных и талантливых директоров школ, то эти вещи не взаимоисключающие друг друга. Хотя мы знаем много примеров замечательных руководителей, никогда в жизни не работавших в качестве учителя-предметника.
– Как известно, на педагога учатся в педвузе, а где учат на директора?
– Сегодня в вузах готовят дипломированных (сертифицированных) руководителей для такой отрасли народного хозяйства, как образование. Уже несколько лет в перечень специальностей введена новая профессия – «менеджер образования». Институты повышения квалификации осуществляют переподготовку по этой специальности (ее может пройти любой педагог, обучение которого органы управления образованием или школы готовы финансировать или который может платить за это сам). Одним словом, желающий стать директором школы может учиться у тех, кто имеет лицензию на образовательную деятельность – в ИПК, педагогических вузах и университетах, Академии повышения квалификации работников образования. Везде, где учат этой интересной и сложной профессии.
Подготовил Михаил БОНДАРЕВ
Комментарии