За десять лет реформ большинство организаций практически свернули внутрифирменную подготовку и повышение квалификации кадров. Между тем экономика подошла вплотную к этапу развития, когда для экономического роста на основе технологической модернизации производства требуются рабочие и специалисты качественно нового уровня.
Рынок образовательных услуг оказался не готов оперативно реагировать на изменения спроса, что не позволило решить проблему дефицита квалифицированных кадров и ликвидировать диспропорцию спроса и предложения рынка труда.
По данным официальной статистики, проблема занятости выпускников учреждений профобразования в Ханты-Мансийском автономном округе не так остра, как в других регионах. Службой занятости на 1 октября 2003 года зарегистрировано 832 безработных из числа выпускников профессиональных учебных заведений. 464 из них окончили местные образовательные учреждения. В среднем около 34% выпускников НПО и СПО ежегодно трудоустраиваются по профессии. В силу различных причин более 60% выпускников вузов округа не работают по специальности, между тем как потребность округа в педагогических работниках составляет 766 человек, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение – 638 человек, финансы, кредит и страхование – 246 человек. Выходом из сложившейся ситуации может стать создание в образовательных учреждениях собственных служб трудоустройства – кадровых агентств.
Сегодня в округе три учреждения профобразования имеют такую службу и пятнадцать учреждений планируют её открыть. Трудоустройство выпускников, их востребованность рынком труда является одним из главных показателей умения работать в современных условиях. Кадровое агентство предоставляет образовательному учреждению дополнительные возможности. Через него можно отслеживать рынок труда, фиксировать его основные тенденции, трудоустраивать учащихся и студентов, желающих совмещать работу с учёбой, а также проводить различные тренинги по формированию навыков общения с работодателями.
Говоря о трудоустройстве, невозможно обойти стороной вопрос совмещения учащимися и студентами обучения с работой. Как показал экспертный опрос руководителей образовательных учреждений ХМАО, мнение здесь далеко не однозначно. Только пять из сорока двух опрошенных учреждений профобразования разрешают учащимся совмещать обучение с работой. Семнадцать разрешают совмещать на старших курсах, четырнадцать – не запрещают, но и не поощряют, четыре учреждения не разрешают совмещение в течение всего срока обучения. Безусловно, по этому поводу нельзя принимать «огульных» решений. Необходимо помнить, что мотивы для совмещения обучения и работы бывают разные, главное здесь – поощрение желания обучающегося или студента реализовать свои профессиональные намерения. Если он будет работать на должности, где необходимы знания, умения и навыки, получаемые в образовательном учреждении, то от этого выиграют и общество, и сам студент. В любом случае совмещение позволяет ему намного быстрее адаптироваться к условиям рынка, сформировать навыки общения с работодателями, выгодно продать свой труд.
О необходимости прогнозирования спроса и предложений рынка труда говорится давно. Вопрос в том, кто должен его проводить? Вот что показал экспертный опрос руководителей учреждений профобразования округа. На вопрос «Считаете ли вы, что анализировать и прогнозировать потребности рынка труда должны: органы исполнительной власти на местах; органы исполнительной власти округа; образовательные учреждения» – 95% учреждений предоставляют это право органам исполнительной власти на местах, 43% предоставляют это право органам исполнительной власти субъекта, 59% оставляют это право за собой.
Безусловно, у каждой обозначенной выше ветви власти есть свои задачи в прогнозировании трудовых ресурсов, исходя из планов социально-экономического развития территории. Но это могут быть только стратегические направления, на основе которых образовательные учреждения должны планировать портфель своих образовательных услуг. Примером может послужить озвученная на всех уровнях стратегия правительства автономного округа, направленная на диверсификацию его экономики. Исходя из этого, выделены главные направления в развитии хозяйственных отраслей. Одно из них – заготовка леса и его переработка. Это направление сегодня испытывает значительные кадровые затруднения.
Нельзя сказать, что учреждения профессионального образования округа не исследуют рынок труда. У них накоплен достаточный опыт поведения на рынке, отработана реакция на его изменения, однако в большей степени этот опыт направлен на потребителя образовательных услуг, т.е. на рынок образовательных услуг.
Для анализа и прогнозирования рынка труда необходимо в каждом образовательном учреждении выделить специалиста или создать соответствующую маркетинговую службу. Подобная служба сегодня создана в четырёх образовательных учреждениях округа: в Нижневартовском государственном педагогическом институте и Нижневартовском социально-гуманитарном колледже, Белоярском технико-экономическом колледже и Сургутском негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Планета». Маркетинговая служба образовательного учреждения призвана не только изучать рынки, но и контролировать качество и соответствие выпускников требованиям современного производства. А качество выпускаемых специалистов образовательными учреждениями округа пока не совсем соответствует этим требованиям. Даже по самооценке учреждений только 52% согласились с тем, что качество их выпускников соответствует требованиям рынка труда, 30% учреждений выбрали ответ «вполне соответствует», 14% учреждений считают, что качество специалистов не соответствует требованиям.
Безусловно, это самооценка. Однако проблема качества сегодня особенно актуальна, так как решение её позволит сбалансировать структуру спроса и предложения на рынке труда. Более того, она потребует повысить критерии оценки качества выпускников и эффективности вложенных бюджетных средств в профессиональное образование.
Проведенное социологическое исследование показывает, что одной из главных причин низкой востребованности молодых специалистов со средним и высшим профессиональным образованием на рынке труда является слабая профессиональная мобильность. Смягчить ситуацию, по нашему мнению, может обучение ведению малого и среднего бизнеса с применением базовой специальности. Это обеспечивает самозанятость выпускников, создание ими дополнительных рабочих мест.
Такой подход особенно актуален для развития малого бизнеса на территории Ханты-Мансийского автономного округа и способствует диверсификации его экономики. Значение развития малого бизнеса огромно. Опыт других стран показывает, что малый бизнес способен поглотить более половины потенциальных безработных и стать одним из главных факторов стабильно низкого уровня безработицы в стране.
За последние годы в автономном округе в области управления образованием наметились свои положительные тенденции, одной из главных является формирование трех образовательных округов: Ханты-Мансийского, Сургутского, Нижневартовского, в которых планируется создание в рамках университетских комплексов советов по профессиональному образованию с участием администраций регионов, служб занятости, работодателей, руководителей учреждений профессионального образования для координации работы по подготовке необходимых региону кадров специалистов и рабочих с созданием системы информационной поддержки трудоустройства выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.
На наш взгляд, профессиональное образование должно быть ориентированным на рынок труда не только сегодняшний, но и завтрашний, то есть оно должно носить опережающий характер.
Ольга БАРАКОВА, заместитель директора Департамента образования и науки ХМАО; Сергей ПУЗЫРЕВ, проректор Института повышения квалификации и развития регионального образования
Комментарии