На занятиях психолога Елены Генераловой ребята чувствуют себя предельно раскованно. Кто-то сидит, а кто-то лежит на мягких стульях, слушая Елену Валентиновну и глядя на экран. Сторонний посетитель, наверное, будет озадачен: в этой атмосфере участники не вполне обычного действа, с одной стороны, явно демонстрируют коллективное творчество, интенсивный интеллектуальный обмен. С другой – моделируемый тренером процесс бурного эмоционального диалога совсем не мешает кому-то из членов группы отмолчаться, уйти в себя, высказаться чуть позже… Как проходит кинотренинг? Какой педагогический результат ожидают получить организатор и ведущий? Об этом беседуем с кинорежиссером, клиническим психологом, руководителем «Кинотерапии» Еленой ГЕНЕРАЛОВОЙ.
– Елена Валентиновна, давайте начнем с метафоры, взятой для названия вашей некоммерческой организации. Почему вы выбрали такой «лечебный» термин?
– Знаете, я бы сразу возразила. В том смысле, что не вижу здесь никакой метафоры. Наша уже достаточно продолжительная по времени работа с подростками наглядно убеждает и, если хотите, научно доказывает, что о лечебном воздействии кино можно говорить вовсе не в переносном, а в самом буквальном смысле. Причем это относится не только к представителям юного поколения, но и к взрослым людям, испытывающим период определенной психологической турбулентности.
– А разве книга или, скажем, театральный спектакль не выступают в роли такого же целителя?
– Безусловно. Но искусство кинематографа в силу своего синтетического характера (крупного плана, музыкального ряда, визуальной убедительности) помогает, как выясняется, легче погрузить зрителя в сопереживание с героями конкретного сюжета. Поэтому для преподавателя, для специалиста, формирующего те или иные ценностные установки, кино становится незаменимым рабочим инструментом именно благодаря высокой степени своего эмоционального воздействия. Хотя, вы абсолютно правы, к любому произведению искусства, каким, разумеется, является и кинофильм, мы, зрители, в первую очередь обращаемся не с утилитарно-инструментальными целями, а чтобы получить яркое впечатление, прежде всего эстетическое. В широком смысле.
– Давно ли ведете эту работу? С чего начинали?
– Для меня это, можно сказать, личная история. Еще будучи подростком, обратила внимание, что, просматривая те или иные фильмы в кинозале, переживала какие-то новые, незнакомые прежде эмоции и уж точно то, чего не проживала сама в одиночестве или в семье. Теперь, уже как психолог, могу это сформулировать по-другому: фильмы (не все, конечно же) запускали те процессы, которые были подавлены в повседневной жизни, и таким образом становились действенным средством саморегуляции.
Затем, уже в студенческом возрасте, отметила для себя интересный эффект: мои однокурсники, не особо общительные в обычной обстановке, становились гораздо более открытыми к различным дискуссиям при совместных походах в кино. Увиденное на экране странным образом развязывало язык, существенно облегчало коммуникацию. Наверное, где-то подсознательно у меня все начиналось оттуда, с этих вот открытий.
Последующая работа подтвердила те догадки. Кино действительно оказалось питательной средой, в которой общение с подростками выходит на иной уровень. Мы в процессе этого общения при активном посредничестве экрана охотно задумываемся о категориях, о которых с нами почему-то не говорят или очень мало говорят: достоинство, самооценка, преодоление различных страхов…
Я постаралась выбрать фильмы на разные темы: социальная адаптация, формирование уверенности в себе, развитие эмоционального интеллекта, преодоление конфликтов, реакция на потери. Найти такие картины оказалось несложно. Киногерои, киноистории активно предлагают нам различные модели поведения, а окружающая действительность нередко предоставляет широкие возможности тут же, не откладывая надолго, в той или иной форме их «отрепетировать» в жизни.
– Почему именно тренинг? Чем это отличается от привычного обсуждения просмотренных фильмов в рамках традиционного киноклуба?
– Мы не просто смотрим кино. Моя цель – развить у ребят компетенции, упрощающие адаптацию во взрослом мире. Эти компетенции подробно перечислены в специально отпечатанном дневнике кинотренинга. К каждой из них заранее подбирается конкретный фильм. Но еще перед просмотром я раскрываю, что это за компетенция, мы на нескольких упражнениях или в ходе ролевой игры (иногда сочетая то и другое) фокусируем внимание на том, что им предстоит увидеть – самостоятельно разглядеть! – в предлагаемой экраном ситуации. Понимаете? Они смотрят, сохраняя определенный фокус восприятия. Их задача (она у них перед глазами, тоже обозначена в дневнике кинотренинга) заключается в том, чтобы самостоятельно объяснить здесь, в группе, как именно герой фильма раскрывает эту компетенцию у себя. Какие ресурсы и качества он у себя выявил. И, соответственно, какие из этих качеств есть, по мнению участников тренинга, у них самих.
Иными словами, тренинг в данном случае – это просто иной метод обучения. Мы обучаемся новым навыкам, моделям, паттернам при помощи анализа различных ситуаций, предложенных сценаристом и режиссером. Это, как я уже сказала, навыки взаимодействия в обществе, выстраивания экологичных отношений с собой и окружающими. Мне же как руководителю процесса главное видится в формировании особой коммуникативной среды, в которой эти навыки формируются.
– Вы упомянули про дневник. В нем много заданий? Как они выглядят?
– Число заданий зависит от продолжительности тренинга. Задания формулируются достаточно лаконично. Например, смотрим мотивирующий короткий мультик «Барашек и Кролень». Задание звучит так: «Опиши свои впечатления. Кто из героев подарил тебе новый взгляд на твои проблемы? Получалось ли у тебя вот так просто разрешать подобные ситуации? В чем была истинная проблема Барашка? Как Кролень предложил ее решить? Ты сможешь воспользоваться его советом?»
– Судя по всему, практически каждое задание так или иначе выявляет различные проблемы участников киноклуба. Что их тревожит в большей степени?
– Разное. В самом начале групповой работы они, естественно, не особо расположены говорить вслух о чем-то сокровенном. Постепенно, слушая друг друга, проникаются доверием, начинают подробнее рассказывать о различных проблемных ситуациях. Как правило, это касается отношений с родителями или, например, случаев, когда они становились жертвой мошенников или сетевых обидчиков.
В последнее время в различном контексте все чаще всплывает тема отсутствия приватности в цифровой среде. Не все психологически к этому готовы. И то же самое: смотрим киноистории о том, как их ровесники тяжело, через болезненные переживания и конфликты, но все же справлялись с трудностями, сами выводили себя из «безвыходных» ситуаций. Говорим об этом. Конечно, очень важно, чтобы в таких ситуациях рядом с подростком оказался кто-то из старших, кто может стать морально-психологической опорой. Увы, в этом везет далеко не всегда. И тут вовремя увиденный фильм может оказаться реальным спасательным кругом. В этом смысле, повторяю, кино оказывает самый непосредственный терапевтический эффект.
– Елена, в самом начале нашей беседы вы сказали, что можете даже, если я правильно понял, научно обосновать степень этого эффекта. Что имелось в виду?
– Начиная работу с группой, обязательно проводим замеры. Точнее, речь идет о достаточно подробном тестировании, которое проводится до и после кинотренинга. Вряд ли сейчас есть смысл вдаваться в содержание этих опросов для читателей газеты, но я всегда готова поделиться своими наработками со специалистами, желающими развивать это направление. Так вот, на стартовом этапе ребята, как правило, признаются в следовании стратегии «уход от проблем». Не впрямую, конечно: стремление переживать конфликты молча, спрятаться в норку от сложностей вытекает из их разрозненных ответов.
Вы не представляете, как радостно читать их реакцию на те же вопросы после тренинга! Не могу сейчас процитировать конкретные мнения с указанием имен (у нас строгая договоренность о неразглашении), но в основном это уже совершенно иной, более зрелый, подход в оценках. Ребята пишут, что перестали бояться совершать ошибки, к ним приходит понимание, что ошибка, а именно усвоение ее урока, нередко сокращает путь к цели. Кто-то прочувствовал бессмысленность своих переживаний в ситуациях, когда от тебя ничего не зависит, и, наоборот, осознал важность в конкретном случае взять ответственность на себя. И что особенно забавно и в то же время грустно читать – дети стали чаще разговаривать с родителями, прислушиваться к их мнению.
Читая эти ответы, я хорошо понимаю, какие именно фильмы и наши разговоры о них «выстрелили» в данном случае… Сайт киноклуба www.filmtherapy.ru.
Леонид БАРКОВ
Опрос
Что больше влияет на твой выбор фильма для домашнего просмотра?
Рейтинг фильма в Интернете, аннотации и отзывы в Сети – 67%.
Советы друзей – 23%.
Рекомендации родителей – 10%.
Комментарии