За один день Денис получил от педагогов десяток замечаний из-за того, что не тянул на стандарт – толстый, в особенных очках, медлительный, застенчивый…
– Флегма, его ничто не интересует! – пламенно характеризовала Дениса учительница. – Только “ЛЕГО”!
– Да, – со вздохом согласилась мама, – его интересует только “ЛЕГО” – целое государство построил, с больницей, полицией, банком, издательством…
– Вот-вот, – наконец нашла причину учительница, вчерашняя выпускница педучилища, – надо убрать это “ЛЕГО”, чтоб не мешало. Совсем убрать. А когда исправится – отдать.
Не была утешительной и консультация психолога: мальчику нужно больше тепла, любви, никакого соперничества и состязательности, коллективная детская жизнь.
Алле Васильевне все это казалось недостижимым: тепла нигде не займешь, коллективной жизни ни в классе, ни в спортивной секции нет – только борьба за первенство, за рекорд. И всюду он – Дениска – в отстающих. Где же ему утвердиться? Страшно было думать о будущем.
И все-таки она стала искать альтернативу той безысходности, в которой оказались они с Дениской.
Обзванивала бывшие дома пионеров и клубы – и там либо состязательность, либо художественная самодеятельность и мягкая игрушка. И вдруг ей попалась на глаза газета “Дом для творчества”. Издает Дом детского и юношеского творчества им. Володи Дубинина. Целая страница была посвящена… “ЛЕГО”! Тому самому, зловредному, в котором взрослые видели корень зла и причину всех Денискиных бед!
Под рубрикой “Играем, учимся, мыслим, конструируем” Алексей Винников, руководитель клуба-секции историко-технического стендового авиамоделизма, писал: “Эта игровая система позволяет детям получать огромную радость от своих фантазий, творческого моделирования жизни. Она сделает вашего ребенка любознательным, творческим человеком, поможет найти пути реализации и самовыражения, раскрыть свои способности, постараться правильно понять себя, правильно оценить и найти свое место в жизни”.
Дальше Алексей Винников рассказывал о своей образовательной программе “Клуб ЛЕГО и основы художественного конструирования” для младших школьников. Алла Васильевна выписала адрес: ул.Станиславского, 4, тел. 43-88-51 и отправилась на разведку… Путь выздоровления и самоутверждения Дениса был непрост. Скажем только, что сегодня у Дениса нет проблем в школе, нет истерик дома, а есть вера в успех, много друзей и интересные планы на будущее.
* * *
Не все дети приходят в Дом творчества имени Володи Дубинина таким путем, у каждого из 4500 его воспитанников своя судьба и свое призвание, которое можно “проверить” в любом из 237 творческих объединений по 42 направлениям. За разработку регионального компонента в дополнительном образовании – пакет авторских программ и технологий – коллектив Дома творчества награжден Золотой медалью “Сибирской ярмарки”.
Что же это за учреждение дополнительного образования? Чем оно, расположенное в отдаленной индустриальной левобережной части Новосибирска, привлекает из разных районов школьников, студентов, родителей и педагогов? Из 77 квалифицированных творческих сотрудников большинство – отличники образования России, педагоги высшей категории, авторы пособий и собственных технологий. И директор у Дома творчества со стажем – Маргарита Ильинична Мироедова уже 30 лет руководит этим необычным домом. Сами дети сочинили о нем множество песен и стихов. “Если в одиночку туго, протяни ладони другу. Ты себя найти сумеешь, душу творчеством согреешь” – зовут страницы “общедомской” детской газеты. “Есть в огромном мире этот островок, где ты никогда не будешь одинок”, – эти слова любит повторять детям Маргарита Ильинична с той солнечной улыбкой, что способна согреть и заледеневшую душу.
– Здесь у ребенка сразу должно возникать чувство уютного, надежного дома, где ему всегда рады, – обводит рукой она любимое пространство созданного ею Дома. – Чувство дома дает ребенку ощущение защиты: здесь его любят и ждут всегда, с любой его жизненной ситуацией. Мы не выращиваем только творческую элиту, отдельные дарования. Мы принимаем ребенка таким, каков он есть от природы, даем для его развития новую среду, новые материальные возможности и талантливого наставника, на которого он потом хочет походить. Это уже десятилетиями проверено, отработано. Но мало защитить ребенка сегодня. Надо дать ему средства защиты, самореализации, совершенствования его жизни на завтра. Научить его законам психологии, общению, сотрудничеству. Через наши образовательные программы обеспечить ему право на свободное развитие, сделать конкурентоспособным на рынках труда и профессионального образования. Наш Дом – это открытая, непрерывно развивающаяся творческая семья, но это еще и хорошее образование. Не в тех формах, не такое по содержанию, как традиционное школьное. Никакого менторства, диктата, давления! У нас не ставят оценок, не отчисляют за пропуски, не тянут на золотую медаль, не выставляют за дверь ни при каких обстоятельствах…
По такой концепции создают в Доме кафедры, сотрудничающие с вузами, центры внешкольной работы, научные общества учащихся, студии, во главе которых обязательно стоят известные мастера; клубы, объединяющие детей и подростков разного возраста; салоны – художественный, музыкальный, модной одежды, где возможна демонстрация и распродажа своих работ; творческие мастерские, лаборатории, секции и т.д.
* * *
Методическую и научно-исследовательскую работу педагогов организует методист Любовь Васильевна Третьякова, она дала импульс и направление многим инновациям. Одна из них – авторская программа Алексея Винникова по историко-техническому стендовому авиамоделизму.
Сама личность этого молодого педагога так ярка, многогранна, что общение с ним может заменить мальчишке едва ли не все школьные уроки: здесь и прекрасное знание истории мировой культуры, и совершенное владение французским, и энциклопедические знания в области точных и естественных наук, и редкое обаяние высокой внутренней культуры. К нему особенно тянутся старшеклассники, студенты, молодые изобретатели.
Стоит только послушать, как Алексей Геннадьевич говорит о своих воспитанниках – учениках и о своем увлечении – моделировании:
– Дети, увлеченные стендовым моделизмом, обладают удивительным внутренним миром, богатой фантазией, ярко выраженной способностью к творчеству. Стендовый моделизм рождает огромное трудолюбие. Думаю, не случайно стендовым моделизмом увлекались Наполеон, Суворов, Черчилль, Сервантес, Честертон, Стивенсон, Льюис Кэрролл…
Что такое стендовая модель? Миниатюрная копия, которую можно разместить на стенде, на полочке под стеклом. Но это не просто копия, а историко-техническая модель, воссоздающая образ оригинала настолько точно, что человек, рассматривающий две фотографии – оригинала и его копии, не может уверенно определить, на каком снимке изображение модели.
Каким невероятным, казалось бы, трудом это достигается: абсолютное копирование геометрических форм, размеров, скрупулезное изготовление деталей и узлов, копийность цвета и схем окраски, опознавательных знаков, служебной маркировки и информации, даже имитация следов износа, эксплуатации, повреждений…
Все это, оказывается, доступно непоседливым подросткам. Это мальчишеское увлечение Винников положил в основу серьезного образования в области истории, физики, геометрии, авиастроения, маркетинга. И теперь это не просто игра, это коллективно-индивидуальная деятельность. Кстати, ребята учатся здесь читать чертежи, разрабатывать по ним необходимый технологический процесс, изготовлять детали или сборочные узлы.
Обучая детей истории мировой и российской авиации, Винников усложнил задачу: воссоздать в моделях образцы исчезнувшей техники. Как? Память осталась в рисунках, фотографиях, чертежах, схемах, описаниях… Настоящий детектив – мальчишки восстанавливают историю.
– Форма работы нашего клуба – очно-заочная, – рассказывает Алексей Геннадьевич, – она предусматривает большую работу дома, учит ребят отрабатывать систему индивидуального планирования своей деятельности. Тему каждого нового раздела программы даю в лекции и демонстрации приемов работы, секретов мастерства. Всю необходимую литературу – техническую, историческую, конструкторскую документацию ребята получают на занятиях. Но сам творческий процесс – вдохновенная работа над моделью – идет дома. Обсуждение этих моделей на занятиях – “разбор полетов” – учит, как добиться совершенства.
…Жаль, что нельзя рассказать о всех клубах и объединениях этого Дома (кроме главного здания, они располагаются и в самих школах, в “комнатах школьника” в новостройках, во дворцах культуры), охватывающих все направления творчества. Здесь знаменитые уже клуб “Технохобби”, духовой оркестр, школа картингистов, многоуровневая школа археологов, туристические спелеоклубы, студии авиамодельные и судомодельные, радиотехники и радиоэлектроники, фото-, изо-, видеостудии. Возможностей много. Выбор за ребятами.
Галина ФРОЛОВА
Новосибирск
Комментарии