search
main
0

Тепло Земли и Солнца свет. Школа будущего должна стать «зеленой»

Экологическая архитектура с каждым годом обретает популярность. Правительства развитых стран разрабатывают «зеленые» стандарты. Главное достоинство экозданий в безвредности для природы и благоприятном воздействии на человека. В современной жизни это необходимо – вредных факторов и без того много. Но самое важное – здоровье будущего поколения. Используются ли достижения современной экологичной архитектуры для строительства российских детских садов и школ?

Сто лет не векВ Арабских Эмиратах дети учатся в экологичной школе Liwa International School. От крыши до земли стены ее покрыты 35 тысячами растений, которые защищают от жары, понижают уровень шума и перерабатывают углекислый газ в полезный для ума кислород. Электроэнергия добывается с помощью солнечных батарей, установленных на крыше. Проект разработали ученики старших классов, а постройку проспонсировали американские инвесторы и местные власти.Увы, в российских школах пока не до подобных излишеств. По данным министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова, полностью соблюдаются СанПиНы только в 60 процентах школ страны, доля учреждений с горячей и холодной водой составляет 58 процентов, школ с туалетами в школьном здании, а не во дворе – 78 процентов. Какая уж тут экология? Пока главная проблема сибирских школ – устаревание школьных зданий. По словам директора Департамента образования Омска Ильи Дубина, лишь 12 школьных строений в городе можно назвать сравнительно молодыми – срок их эксплуатации не превышает 22 лет. Возраст остальных скорее относится к «пенсионному». Десять школ старше 70 лет. У большинства учреждений изношены системы отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализации. – Здание 100-летней постройки может быть и крепче, и экологичнее, чем строения 60-70-х годов, – считает Владимир Венцель, старший преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности Омского государственного технического университета. – Тогда кирпич был чистый, без химических примесей, и делали его штучно. А в советские годы школы строились из бетона и железобетона. Бетон отличается плотностью, которая препятствует свободному проникновению воздуха и способствует усилению электромагнитных волн. Неудивительно, что дети и педагоги в таких зданиях страдают от быстрой утомляемости.Умный бамбукСейчас школы стараются строить из кирпича, который считается условно экологичным материалом. Вреда от него нет, правда, и пользы немного, как от натуральных стройматериалов – дерева, камня, бамбука. Из бамбука построена, например, Green School на Бали. Она расположена возле реки, посреди рисовых полей. Это местная достопримечательность. Пожалуй, такая же, как школа №127 для Омска, построенная в 2005 году из особого кирпича, обладающего высокой прочностью, морозостойкостью, низким водопоглощением, пустотелостью, что делает стену теплее.- Экологичное здание, возведенное не в экологически чистой местности, теряет свою привлекательность, – говорит Леонид Рыженко, кандидат технических наук, директор Международного института стратегического проектирования. – Наши школы находятся, как правило, в «центре жизни», рядом с оживленными магистралями. Строить детские учреждения надо там, где происходит слияние человека с природой. Или создавать это слияние. Я видел проект экошколы в Париже – тоже не самом чистом городе на Земле. Главная ее особенность – «живая» крыша, где растут цветы, травы, кустарники, могут обитать животные. «Живая» крыша делится на три луча, образуя трехуровневую крышу и дополнительные этажи. Но даже такая школа не может быть оазисом среди неблагополучной экологической обстановки. Нужно принимать комплексные государственные меры: расширять санитарно-защитные зоны, переселять детские учреждения, попавшие в неблагоприятную экологическую обстановку, увеличивать площадь зеленых массивов, высаживая растения, устойчивые к антропогенным нагрузкам.Строят школы в Сибири мало и быстро, изобретать некогда. Зато на ремонт в этом году выделены беспрецедентные суммы. В Омской области, к примеру, это четверть миллиарда рублей, в Новосибирской и вовсе более миллиарда. Ремонт, впрочем, у специалистов вызывает большие сомнения. Например, Владимир Венцель считает: – Все бросились устанавливать пластиковые окна. Конечно, они придают помещению более эстетичный вид, комфорт и тепло. Но вот обеспечивают ли они экологическую безопасность человека? В их производстве используется свинец – крайне опасный для здоровья. Конечно, технология совершенствуется, но на Западе, например, такие окна разрешены только в офисах, где люди находятся не более восьми часов. А сколько времени ребенок проводит в школе? Да, существуют санитарные нормы, которым окна должны соответствовать. Но их устанавливают исходя из физиологических особенностей среднего человека, а не ребенка, чей организм восприимчивее. Вызывают вопросы и энергосберегающие люминесцентные лампы. И российские, и британские ученые установили, что их пульсация, возникающая из-за колебаний в напряжении, отрицательно влияет на мозг, вызывая повышенную утомляемость, может стать причиной мигреней и даже приступов эпилепсии. Экологичный свет – это натуральный, солнечный. Конечно, и на Западе не все школы похожи на парижскую. Экодвижение только набирает силу. Но, анализируя опыт зарубежных стран, можно увидеть стремление создавать в школах удобную и приятную атмосферу с интересными пространственными формами. Школы не строят в виде прямоугольных коробок. Их форма обычно отражает желание разделить детей по возрастным группам, поместить каждую в наилучшие для обучения условия. – Многообразная по форме и содержанию архитектурная среда создает положительный эмоциональный заряд у детей, и, наоборот, безликая, однородная не стимулирует любовь к школе, к учению, – убежден Леонид Рыженко.Но надежда у наших детей учиться в экологичных школах все-таки есть. В рамках подготовки к сочинской Олимпиаде Россия планирует создать собственные национальные стандарты на основе мировых требований. Столичный Департамент природопользования планирует внедрить при строительстве социальных учреждений современные экологичные стандарты. Правда, в итоге стоимость строительства школ, детских садов, поликлиник и больниц возрастет примерно в полтора раза. Зато не только строительные материалы будут экологичными, но станут использоваться альтернативные, природные источники возобновляемой энергии – солнца или подземных источников. Лепестки знанийИ эти новшества уже приходят в Сибирь! В Управлении образования Томского района мне рассказали, что на будущий год три учреждения переведут на тепловые насосы, использующие подземные воды: энергия, нужная для кипячения чайника, будет обогревать до 600 квадратных метров! Более того, инновационный Томск попал в число городов, где фонд «Сколково», Минобрнауки совместно с компанией Microsoft планируют создать инновационную «Школу Сколково», прототип массовой российской школы. В числе лауреатов оказался коллектив средней школы «Эврика-развитие», которая необычна сама по себе – единственная в Томске, а может и Сибири, предоставляет детям возможность обучаться в различных педагогических системах. Это и развивающее обучение – система Эльконина – Давыдова, и «Свободная педагогика» по идеям Льва Толстого, и вальдорфская, и традиционная.«Школа Сколково» будет продолжать традиции «Эврики» – здесь сможет учиться любой ребенок по выбранной им системе. Все это возможно в уникальной среде, разработанной архитектором Михаилом Мокроусовым по идеям «Эврики».Людмила Долгова, директор школы «Эврика-развитие», и ее заместитель Надежда Муха, руководитель томского проекта, показали мне проект будущей школы. Здание выполнено в форме цветка, лепестки которого (образовательные блоки) сходятся в «сердцевине». Лепестков шесть – входная группа, детский сад, начальная, средняя, старшая школа, центр раннего развития. «Сердцевина» – трансформируемое пространство, где могут проводиться спортивные игры, форумы, любые массовые мероприятия. – Ориентация на индивидуализацию образования и проектно-исследовательский характер деятельности учащихся предполагает изменения в привычном укладе, – считает Людмила Долгова. – Значит, нужны помещения-трансформеры для занятий с разным количеством детей, зонирование учебных помещений в начальной школе для игровых и учебных целей, пространства для массовых сборов учащихся – типа «плаза» на 100-150 человек. Дети разного возраста как бы разделены по своим «лепесткам», но в любой момент могут встретиться вместе – у нас будет минимум перегородок и максимум воздуха.Будущая школа имеет всего три этажа, включая цокольный. Общая площадь – 40,5 тысячи квадратных метров. В ней нет ни одного угла, вся она стеклянно-купольная. Купола и будут использоваться как солнечные батареи. В здании предусмотрена движущаяся тротуарная дорожка, чтобы легко перемещаться из блока в блок, с этажа на этаж. Спроектированы оранжерея, теплицы, пищеблок, мастерские, многоцелевой спортивный комплекс, театр, хостел на 120 человек для учеников и учителей из других городов и стран – школа должна стать международным центром. Не выходя из «цветка», можно попробовать себя в разных видах деятельности. – В этом и смысл, – говорит Надежда Муха. – На всех ступенях образования от 0 до 17 лет мы вовлекаем детей в активную деятельность. Накапливать опыт удач и неудач для них важно, чтобы понимать, чего на самом деле они хотят. Проект «Школы Сколково» в Томске утвержден, финансирование выделено. Уже в 2013 году планируется приступить к строительству школы будущего. И если все сложится, то уже 1 сентября 2014 года в Сибири будет своя чудо-школа. Омск – Томск – Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте