“Я все время всматриваюсь в лица людей. К семнадцати годам на них уже все прописано. И последнее время все больше и больше вижу у молодежи равнодушие… Извините, грубо скажу, тупые лица. И не потому что ничего не понимают. А они с какой-то “окорью”. Как корой покрыты. Мы сбились с пути. И вернуться к настоящему сейчас – наитруднейшее дело. Может, настолько трудное, что если и можно его с чем-то сравнить, так только с тем, что нам пришлось преодолеть в Великой Отечественной войне. И, может, легче было победить фашистов, чем врага, который внутри нас самих”, – сказал Валентин Распутин. Но я хочу поговорить немного о другом. О том враге, который внутри нас, уже поживших немало.
Вирус тупости, как ни скорбно это прозвучит, молодые получили от нас. Мы, старшее поколение, отвечаем за ту культуру или антикультуру, за добро или зло, за распущенность или следование строгим нравственным правилам у последующего поколения. Все нынешние подростки еще совсем недавно были забавными, веселыми, радующими нас детьми. Так откуда же этот цинизм в поступках? Почему это характерно не для всех? Каждый из нас, посмотрев внимательно вокруг, если он не слеп душой, обязательно увидит рядом с ним чистоту, благородство поступков, доброе отношение к людям у совсем еще молодых людей.
Борис Пастернак писал: “Не потрясения и перевороты для новой жизни открывают путь, а откровенья, бури и щедроты души воспламененной чьей-нибудь”.
Вероятно, весь ответ в том, чья душа “для новой жизни открывает путь”. Способна на это только та душа, которая может вершить “откровения, бури и щедроты”. Трудно это нам, обремененным возрастом, заботами, стесненным материально и прочее. Однако если не горит пламень в душе, разве станет она интересной для кого-то, разве пойдут за ней?!
О необходимости постоянного внимания к состоянию своей души Евангелист Матфей говорил: “Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?” (Мф.16.26).
В ежедневной суете мы порой забываем о ее состоянии и превращаем ее в равную для зла и добра, любви и ненависти, отчаяния и оптимизма, сострадания и безразличия и т.п. Такая оставленная душа не способна научить маленького человека любить, то есть уметь отдавать свои чувства, совершать акты самопожертвования для любимого человека. Не способна показать отличие самоуважения от обыкновенного себялюбия, перерастающего в эгоизм. Не сможет научить радости творческого труда. До сих пор помню давнюю, случайную встречу с деревенским трактористом, тогда еще молодым человеком, вернувшимся из красивого города в село лишь только потому, что не смог там без этих рассветов и закатов, без соловья, без пшеничного поля. Равная ко всему душа без различия воспринимает все: чужая беда, чужое счастье, подробности чьей-то личной жизни у нее сливаются в одно состояние, сплетенную новость, или иначе сплетню.
От равнодушия нас может спасти мудрое слово. Именно поэтому для каждого стремящегося так важно сохранить желание овладеть мудростью писателя, ученого, богослова, журналиста, любой творческой внутренне богатой личности. У меня такое ощущение, что многие неравнодушные люди как бы вздрогнули от последних событий, бесконечных разборок, заканчивающихся убийством, от молодежных погромов, от нескончаемой войны в своей стране, от всего прошедшего десятилетия и стараются напечатать все то, что не дает душе стать равнодушной. Ищущий сегодня может найти и замечательные журналы: литературные, исторические, научно-популярные. Есть высококультурные и высокоинтеллектуальные ежедневные и еженедельные газеты. Сколько сейчас выходит красивых, интересных книг!
Именно слово может дать материал для работы души: заставить сомневаться в себе, устыдиться поступка, в горячности сказанного слова, нанесенной кому-то обиды. Именно слово может показать никчемность проживаемых дней, пустоту существования или, наоборот: наполнить глубоким смыслом. Каждый из нас не раз грелся теплом чьей-то “воспаленной души”. Вероятно, могу причислить себя к счастливым людям в том плане, что мне судьба дарила не раз встречу с замечательными людьми. Они научили меня многому именно своим отношением к людям, к делу. До сих пор испытываю угрызения совести за не свершенные дела, за собственное несовершенство и несовершенство своей школы.
Мне думается, это очень важно, чтобы у каждого молодого человека в жизни встретилась личность, свет души которой не позволял бы оступиться даже если наступят сумерки собственной души. Возможно, именно поэтому и встречаются нам эти тупые лица, которым не стыдно ударить, украсть, выругаться, напакостить, переступить закон, не встретился им в жизни человек, перед которым стыдно. Кто может стать таким? Мама, Отец, Бабушка или собственный Дед, Учитель, Тренер, Руководитель, Сосед по дому, Друг, Любовь – главное, чем заполнена душа всех встречаемых по жизни людей. Да и заполнена ли она вообще.
Хотим мы того или нет, но школа сегодня еще остается общественным институтом, способным влиять на само общество. Увы, сегодня воспитательная работа ушла на второй план. Причин тому много, но самая главная, элементарная: учителя месяцами не получали зарплату. Спасибо, что уроки давали бесплатно. За это время, в какой-то степени, сломалась традиционность этой деятельности. И сегодня оплата за классное руководство символична.
Именно школа способна взвалить на себя большую часть ноши по профилактике преступности, наркомании, алкоголизма, проявлений агрессивного национализма и прочего, что отупляет молодежь и делает небезопасной нашу жизнь. Особенно это относится к провинциальной школе, вокруг которой давно не работают учреждения культуры, нет изостудии и т.д., но бары, то есть бывшие забегаловки, действуют исправно. Свободного времени у ребенка становится все больше, где и как, и с кем, он проведет его?! Вот суть. Ведь любая профилактика начинается с создания условий для самореализации: в спорте, в художественной самодеятельности, в учебе, в любых иных творческих занятиях.
Именно воспитательная работа должна помочь подрастающему человеку найти себя, т.е. то, о чем говорил выше. Это разве не профилактика?!
Что мешает сегодня в полной мере осуществлять эту функцию? С одной стороны, у директоров школ есть полная возможность творить в этом плане, но с оговоркой “в пределах выделенных средств”. А выделяют их финансовые органы, ориентируясь на нормативы методического письма восьмидесятых годов. В микрорайоне школы появилась семья вынужденных переселенцев. Она артист балета, помощник режиссера детского театра по танцам. Конечно, это счастье заиметь в школе специалиста такого профиля. Но…штатное расписание не позволяет. Пожалуйста, убирайте должность организатора, сокращайте человека и вводите должность хореографа или руководителя кружков. Что это, экономия средств?! Нужно отдать должное нашему руководителю отдела образования, он смог исхитриться, и специалист сегодня в школе. Но любая хитрость – до поры, до визита проверяющего.
Еще одна причина сложившейся ситуации. В школе почти не осталось учителей мужчин, нет учителей физического воспитания. А это значит, спортивные залы в вечернее время будут пустовать. Я уж не говорю о материальном обеспечении всей внеклассной работы. Это отдельная тема.
Выход, конечно, есть. Идет сокращение числа учащихся, а значит, сокращение учителей. Не на улицу они должны идти и переучиваться на другую специальность. Для них мы, руководители школ, должны найти соответствующее направление внеурочной деятельности.
Уж не знаю, чьи это слова, но мне кажется, они подходят к нашему разговору: “Чувством любви наделены даже дикие звери, благородством и подлостью – только человек”. Так давайте делать так, чтобы от нас выходили люди, наделенные только благородством.
Анатолий ФИЩЕНКО, директор школы
Льгов, Курская область
Комментарии