Воспитательная работа в классе ведется по программе «Восхождение к истокам». Главная образовательная цель программы – ознакомить детей с бытом крестьянской семьи, с ценностями и традициями, которые были сформированы в течение веков. Воспитательная цель – прививать чувство уважения к родителям, представителям семьи старшего возраста, развивать интерес к истории своей семьи, формировать понимание того, что у каждого в семье есть обязанности. Программа рассчитана на учащихся 5-9-х классов.
Ход классного часаУченики-экскурсоводы проводят мини-экскурсию в музее.Цели: ознакомить учащихся с традициями, существовавшими в крестьянских семьях, прививать чувство уважения к родителям, ответственности за выполнение обязанностей в своей семье.Учитель: Послушайте легенду. В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано всего несколько слов…Какие слова написал старец? Что делает семью крепкой и счастливой? Подумайте над этим вопросом и ответьте на него в конце нашей беседы.Традиция 1. Общение всей семьиУчитель: Есть ли в вашей семье место, где вы собираетесь всей семьей и собираетесь ли? Как вы понимаете выражение «Тепло родного очага»? Дети дают ответы:Тепло родного очага – это когда в семье всем уютно и спокойно; когда родители любят своих детей, а дети – своих родителей и т. д.В современных семьях общение членов всей семьи происходит возле телевизора, за столом во время ужина, но непродолжительное время.Русская печь(экскурсовод)В далекие времена вся семья собиралась у очага, т. е. у теплой печи, вечером. Здесь можно было спокойно и не спеша обсудить будущие семейные дела, возникшие проблемы и трудности. Право голоса имели и подросшие дети. При этом каждый занимался чем-то полезным: плели лапти, мастерили деревянные ложки, вязали носки, штопали одежду и т. д. В ходе неторопливой беседы дети приучались к тому, что неприемлемо перебивать в разговоре родителей и старших. Такое общение сближало всю семью, у детей формировалось понятие семейного очага.Печь была вторым по значению «центром святости» в доме – после красного, Божьего угла, а может быть, даже и первым. Местоположение печи в избе строго регламентировалось. На большей территории европейской части России и в Сибири печь располагалась около входа, справа или слева от дверей. В традиционном сознании печь была неотъемлемой частью жилища; если в доме не было печи, он считался нежилым.В старину избы топились по-черному. Едкий дым уходил через отверстие в крыше. Хотя стены и потолок покрывались сажей, с этим приходилось мириться. Не зря появилась у наших предков поговорка: «Дымные горести не терпев, тепла не видати». «Кормилица» – так ее еще называли. В ней пекли, варили, тушили репу, сушили грибы.Печь своим теплом выбивала всякую хворь. На ней спали старики и заболевшие дети.Традиция 2. Распределение обязанностей по домуУчитель: За много веков в крестьянских семьях сложилась стройная система взаимоотношений. В семье умело распределяли труд ее членов. Чем больше мужчин в семье, тем она богаче, тем легче избежать голода. Как на большой фабрике, труд членов семьи распределялся очень тщательно, дифференцированно в зависимости от пола, возраста, склонностей. Важнейший принцип – посильность труда.Обязанности девочек Вопрос девочкам: Расскажите о ваших обязанностях в семье, есть ли они.Наиболее частые ответы: мытье посуды, мытье пола, уборка дома, стирка личных вещей.Печной угол(экскурсовод)В крестьянских семьях девочки годам к двенадцати много и хорошо пряли, учились плести, ткать, шить, помогали на покосе, умели замесить хлеб и пироги. Часть избы от устья печи до противоположной стены, пространство, в котором выполнялась вся женская работа, связанная с приготовлением пищи, называлась печным углом. Здесь, против устья печи, в каждом доме стояли ухваты, кочерга, деревянная лопатка. В печном углу находилась посудная лавка, или прилавок, с полками внутри, использовавшаяся в качестве кухонного стола. На стенах располагались наблюдники – полки для столовой посуды, шкафчики. Выше, на уровне полавочников, размещался печной брус, на который ставилась кухонная посуда и укладывались разнообразные хозяйственные принадлежности. Новый день в крестьянской избе начинался до зари. Хозяйка вставала первой, едва забрезжит свет. Летом это было около 4 часов утра. Будь то зима или лето, первым делом надо было растопить печь. В старину избы топились по-черному. Хорошая хозяйка следила за чистотой. Вместе с дочерьми она чистила и мыла стены от сажи и копоти. Особым днем был день, когда пекли хлеб. Если в семье были подросшие дочери, то они просыпались и вставали вслед за хозяйкой. У каждой была своя обязанность. Младшие дочери просеивали муку, постарше – помогали замешивать в кадке тесто. На большую семью много надо было хлеба. Горшки из глины изготавливал хозяин, этому ремеслу он учил своих сыновей. В горшки наливали квас, мед, молоко. Хозяйка содержала их в чистоте. В печном же углу висели расшитые различными узорами полотенца из льняной ткани. Здесь же женщины стирали, конечно, вручную. Роль стиральной машинки выполняла стиральная доска.Постиранное и высушенное белье надо было гладить. До появления утюга для этого использовали деревянный рубель. А позднее появились железные тяжелые утюги. Гладить маме помогали старшие дочери. Испытанием на усидчивость было взбивание масла в маслобойке. Эту работу выполняли дети. Несмотря на то что взбивать масло надо было долго и занятие это было неинтересное, подростки не могли уйти гулять на улицу, пока не будет выполнена работа.У девочек и девушек были свои знания, умения и навыки работы.К 11 годам девочки должны были уметь обрабатывать пряжу, прясть на прялке и самопрялке, выполнять все посильные виды женской работы по дому и на подворье.К 14 годам девочки умели вышивать, вымачивать холсты, шить рубахи. Они уже доили коров, ухаживали за скотом. Участвовали с матерью и старшими сестрами в прополке, учились жать серпом и вязать снопы.К 15 годам ткали на «кроснах», начинали готовить приданое для будущей свадьбы.С 16 лет девушки участвовали во всех работах на покосе, на жатве, полностью обрабатывали лен, коноплю.К 17-18 годам девушка становилась полноправной работницей в доме. Она выполняла все работы в поле, знала все сорта холста, умела шить одежду. Но примечательно, что варить и печь в своем доме девушек старались не учить, она не должна была нести традиции своего дома в дом мужа, а узнавать о них от будущей свекрови.Обязанности мальчиков Вопросы мальчикам: Расскажите о ваших обязанностях в семье, есть ли они.Наиболее частые ответы: вынести мусор, купить хлеба, помыть посуду, прикрутить шуруп. Учитель: В крестьянских семьях мальчик в вашем возрасте должен был уметь (стремился, во всяком случае) сделать топорище, вырезать из баклуши ложку, сплести простые лапти, помогать отцу на покосе, связать верши, запрягать лошадь, рубить хвою, драть корье, пасти скот, удить рыбу. Он уже стеснялся плакать, прекрасно знал, что лежачего не бьют и двое на одного не нападают, а если побился об заклад, то слово надо держать.Крестьянское трудолюбие, воспитываемое в семье, было величайшей ценностью нации.Смысл, счастье жизни были не где-то далеко, а здесь – в своем труде! Приучали к тяжести (посильного) труда постепенно, но с очень раннего возраста. Работать было так же естественно, как дышать, ходить. Традиция 3. «Почитай отца своего»Учитель: Почитание родителей было основано на выполнении сыновнего долга. Именно уважение старости было главной основой воспитания детей на Руси. Семьи были большие, бабушки и дедушки жили вместе с молодыми, передавали им свой жизненный опыт. Так происходила преемственность традиций в русской семье. Христианская традиция «Почитай отца своего» стала основой воспитания на Руси. С раннего детства детей приучали с уважением относиться к старшим: «Не смейся над старым, и сам будешь стар», «Старость к правде ближний путь знает».Главой семьи был отец – «большак», в женской половине – мать («большуха»). Так, например, житель Енисейской губернии Василий Бутенко вспоминал, что «много сварливости перенес за свою жизнь… от отца, но терпел потому, что он как родитель имел на это право». Мы видим здесь осознанно выраженное понимание, что патриархальные отношения допускали полную власть домохозяина над своими домочадцами. Но крестьянскими детьми эта власть не воспринималась как насилие.Красный угол(экскурсовод)Красный угол – почетное место в избе. Он был украшен вышитыми полотенцами и салфетками, лубочными картинками, открытками. Само название «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». Вообще в старину в крестьянских избах было заметно стремление все накрывать и покрывать. Стол – скатертью, пол – половиками, кровати – покрывалами, шкафы – вышивками.Учитель: Уклад традиционной крестьянской семьи служит еще одним поводом для удивления. В семейных трапезах всегда присутствовали порядок и торжественность. В красный угол стола сажали старейших членов семьи. Принятию пищи всегда предшествовала молитва. Затем старейшина семьи стучал ложкой по миске, тем самым давая разрешение приступить к трапезе. Правом отведать еду первыми обладали старейшие члены семьи, в последнюю очередь – дети. Подобная иерархия удивляет многих людей из современных городских семей, в которых принято в первую очередь проявлять заботу о детях. Каждый член семьи знал свое место и за столом. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. Его старший сын располагался по правую руку от отца, второй сын – по левую, третий – рядом со старшим братом. На главу семьи возлагались обязанности содержать дом и семью, «…чтобы были всегда успокоены, сыты и одеты, и в теплом доме, и всегда в порядке». Отец поучал своих детей не насилием, не побоями, не рабством, а «научением и примером правильного житья».Какой предмет придает своеобразный уют избе? Конечно, самовар! Чаепитие на Руси, задушевный разговор за чаем – национальная традиция. На столе обязательно стоял самовар – душа избы. ЗаключениеУчитель: Вернемся к легенде, прозвучавшей вначале. Какие слова написал старец, какие семейные ценности скрепляют семью?Ответы: уважение, любовь, забота, трудолюбие.Ирина МИХАЙЛОВА, учитель географии средней школы №25 города Абакана Республики Хакасия
Комментарии