Каждый год на наших олимпиадах я наблюдаю теплое, почти родительское отношение учителей к своим воспитанникам. Они их опекают, как наседки цыплят. Больше всего в эти дни педагогов волнует: выспались ли их питомцы, все ли съели за обедом, надели ли теплые вещи, если на улице холодно. Безусловно, в том, что эти мальчики и девочки были приглашены на состязание в Москву, заслуга во многом учителей, готовивших их. Среди них немало педагогов, которые приезжают сюда каждый год. Это свидетельство того, что они – люди по-настоящему творческие, умеющие увлечь своих учеников поиском знаний, поиском ответов на многочисленные вопросы, которые преподносит нам сегодняшняя жизнь. Это Ирина Горева из Новоуральска, Алла Землякова из Ростова-на-Дону, Людмила Игнатенко из Мурманска, Майя Коляденкова из Мордовии, Лариса Скороходова из Москвы, Елена Попова из Тамбова и другие.
Зинаида МУРИНА, учитель граждановедения (Удмуртия):
– Считаю, что гражданское образование нашим сегодняшним школьникам особенно необходимо. Они должны в отличие от старших поколений хорошо разбираться в сложных жизненных ситуациях, знать не только свои права, но и уметь защищать их. На уроках граждановедения я учу учеников отстаивать свою жизненную позицию. Мои ребята любят участвовать в различных конкурсах, олимпиадах. Те ученики, которые попали сюда, на финальные соревнования, чувствуют себя по-настоящему счастливыми. Это 45 мальчиков и девочек – лучшие из лучших со всей России. Те же чувства испытываем и мы, учителя, которые привезли сюда своих питомцев. Мы рады пообщаться со своими коллегами. С ними находим полное взаимопонимание, потому что в своих школах преподаватели других предметов не всегда нас понимают.
К сожалению, у нас в Удмуртии не во всех школах изучают граждановедение. А вот здесь, на олимпиаде, мы всегда находим поддержку. Мне нравится атмосфера, которая царит на олимпиаде, дружеское и доброе расположение ее организаторов, доброжелательность членов жюри.
Олег ЕНОВ, учитель граждановедения (Тамбов):
– По-моему, граждановедение – самый необходимый предмет сегодня. Его любят все ученики без исключения. Я много раз наблюдал, как самые замкнутые ребята раскрывались на уроках граждановедения, у них исчезало чувство неловкости, даже страха поделиться со всеми своим мнением, с кем-то поспорить, тем более с учителем. После серии уроков дети становятся просто неузнаваемыми. Они активны не только на занятиях, но и во многих школьных делах.
Мне нравятся наши учительские семинары, которые проводят во время олимпиад. Мы уезжаем обычно обогащенные новыми знаниями и общением друг с другом.
Майя КОЛЯДЕНКОВА, заместитель директора гимназии (Мордовия):
– Я в четвертый раз на олимпиаде по граждановедческим дисциплинам. И в каждой нахожу для себя что-то новое. В этом году новым было то, что теперь тренинг проводится и для учителей. Что он нам дал? Обычно учителя группируются по возрасту. На этот раз я познакомилась с совершенно разными людьми из новых регионов. И этому способствовал тренинг. Затем он помог нам настроиться на оптимистическую и даже веселую волну. Энергия негативная, которая в нас накопилась во время долгой дороги в Москву, при таком способе знакомства исчезла. Когда мы взялись за руки, то моя соседка Лариса Михайловна Скороходова из Москвы неожиданно радостно воскликнула: “Ой, какие у тебя мягкие, теплые руки, значит, ты хороший человек”. То есть мы узнавали друг друга и по тому теплу, которое исходило от наших рук, а значит, из души.
Что дал еще этот тренинг? Он дал возможность по-особому взглянуть на своего соседа и увидеть в нем не только внешние привлекательные качества, но и внутренние, потому что, когда человек раскрепощается, он внутренне становится совершенно другим, и это отражается на его лице, в его глазах. Лицо становится добрее, приветливее. Иногда боишься познакомиться с человеком, потому что внешний вид его бывает неприступен. И думаешь, зачем я буду подходить к нему, если чувствуешь, что он не захочет с тобой общаться. Но тренинг показал, что внешний вид человека очень обманчив.
Например, с Мариной из Старого Оскола я встречаюсь третий раз, но никогда не решалась заговорить с ней. Я даже не знала, как ее зовут. Марина казалась мне строгой, замкнутой. На самом деле она оказалась милой, обаятельной женщиной. Я узнала, что Марина интересуется театром, как и я. Мы подружились, хотя разница в возрасте значительная.
И чувство собственного достоинства дал нам этот тренинг. Особенно когда мы составляли анкету для Книги Гиннесса, которую предложил Александр Сергеевич Прутченков: “Чем вы гордитесь?” Я обратила внимание, что каждый постарался о себе рассказать самое лучшее. Я узнала, например, что Алла Семеновна Землякова из Ростова-на-Дону объявила, что она гордится тем, что ее класс назвали классом года города. Узнала также, что учительница из Самары каждое лето путешествует со своими ребятами.
Этот тренинг дал много нового и детям. Они ведь очень разные. Одни сразу подружились. Другие не спешили знакомиться. Моя ученица Юля Азоркина – девочка очень скромная. Но тренинг помог ей расковаться перед устным испытанием. Каким образом? Во-первых, показал, что у нее есть потенциал, который даже выше, чем у некоторых других детей.
Мне понравилось выступление кандидата исторических наук Ольги Кишенковой на одном из семинаров, потому что нас очень волнует единый государственный экзамен. Проблема, которую она подняла, очень важная.
Я четвертый год провожу экзамены по праву по тестам. И вот что заметила: детям, у которых средний уровень, тесты дают возможность повысить оценку на экзамене, они получают более высокий балл.
Как и в прошлые годы, я приобрела для себя довольно много новой информации.
Вера ЗОЛОГА, учитель граждановедения (Челябинская обл.):
– Я во второй раз привожу сюда своего ученика. Что мне здесь больше всего нравится? Это общение с коллегами, с организаторами олимпиады. Мы учимся новым методикам, новым технологиям, о которых узнаем на семинарах. Это прекрасно, что здесь повсюду витает дух демократии – и в аудиториях, где мы занимаемся, и во время испытаний, где наши ученики показывают свои знания. Повсюду встречаем теплые и добрые отношения. Руководители “Учительской газеты”, Ассоциации “За гражданское образование” – люди талантливые и доброжелательные.
Здесь наши дети еще больше раскрываются. Одна девочка сказала: “В моей школе я была обычной ученицей, а здесь меня назвали одаренной”.
Комментарии