Специализированные классы, создаваемые в Новосибирской области, неофициально именуют «теплицами для гениев». Именно этим мальчишкам и девчонкам предстоит выводить на мировой уровень науку Сибири. Почему масштабный областной проект начался именно с первой гимназии и о том, как он реализуется, рассказывают его участники.
Ирина Сергеевна МОЛОКОВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии №1: – Раиса Дмитриевна присутствует у нас на всех планерках и педсоветах как координатор от родителей. Она полноправный член коллектива. Педагогический состав школы всегда был очень сильным. Директор школы – отличник народного просвещения, заслуженный учитель РФ Виктор Григорьевич Косьяненко. 10 заслуженных учителей РФ, 29 победителей приоритетного нацпроекта «Образование». Гимназия – сертифицированный учебный центр с правом приема экзамена для получения международного сертификата по немецкому языку II ступени, участник международного проекта «Мост культур: Россия – Германия», проекта французского культурно-информационного центра «Альянс Франсез – Новосибирск». В рамках программы стратегического развития действуют целевые долгосрочные программы «Нравственно-патриотическое воспитание гимназистов», «Одаренные дети», «Здоровье», «Формирование информационной культуры личности» и др. В состав центра развития личности гимназии входят 10 научных обществ, 7 спортивных секций и 58 студий.Спецклассы организовать нам, конечно, было легче, чем другим, мы давно работали вместе с вузами, особенно со специализированным учебно-научным центром Новосибирского государственного университета. Ежегодно наши гимназисты становятся победителями и призерами более чем 50 интеллектуальных и творческих конкурсов различных уровней и направлений. В прошлом учебном году 13 выпускников гимназии набрали 100 баллов при сдаче ЕГЭ, 11 выпускников были награждены золотыми и 23 серебряными медалями.Но вот проблема – далеко не все из них остаются в Новосибирске, хотя именно на это рассчитан областной проект спецклассов – эти ребята будут развивать сибирскую науку, развивать производство. Остаются чаще всего благодаря научным руководителям, ученым вузов, которые планируют их совместную работу на будущие годы. Тут тоже очень важна преемственность. Мы хорошо учим ребят, но надо, чтобы после гимназии их тоже кто-то взял под свое крыло. И не только после гимназии. Наш выпускник Владислав Милейко, аспирант Института химической биологии и фундаментальной медицины, вместе со своим научным руководителем Павлом Лактионовым создал революционный метод ранней диагностики рака молочной железы. Влад получил президентскую премию в 1 миллион рублей, но чтобы внедрить изобретение в производство, нужно в десять раз больше. Кто должен сделать так, чтобы талантливый ученый и его изобретение остались в России? Мы-то вырастим наши таланты, а дальше?Ольга Викторовна АВДЕЕВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии №1: – Сейчас у нас 4 математических, 3 химических и 1 инженерный специализированные классы. Главное их отличие – в технологии и содержании образования. Профилирующий предмет изучается углубленно, по особым программам. Введены лекционные, практические и семинарские занятия. На выбор «спецам» предложены специальные курсы по профилирующему предмету и сопутствующим дисциплинам. Их ведут как учителя, так и преподаватели вузов. К основным школьным часам добавлено 10 часов внеучебной деятельности. Это не уроки, а время, которое реализуется на организацию взаимодействия с вузами, работу в лабораториях научно-исследовательских институтов, дополнительные занятия с преподавателями, индивидуальную работу по подготовке к олимпиадам, конкурсам, исследования и проекты. К интеллектуальным состязаниям детей готовят ученые.На укрепление материальной базы из областного бюджета выделяются средства. За время реализации проекта мы получили около 15 миллионов рублей. Большая часть, конечно, уходит на оплату труда педагогов и преподавателей. В прошлом году купили автобус, теперь гораздо удобнее доставлять детей. Конечно, материально-техническая база спецклассов тоже особенная. Современные кабинеты с оборудованием, цифровые лаборатории, где дети могут изучать основы нанотехнологии, мощная база робототехники, благами которых пользуется, впрочем, вся школа: оборудование, к примеру, стоит у физиков, но учатся на нем и младшие.Можно, конечно, оснащать классы и дальше, но, на мой взгляд, нет смысла делать из нас НИИ, с которыми мы и без того сотрудничаем. А заниматься развитием, воспитанием, совершенствовать программы – это нужно всегда.Раиса Дмитриевна САЛМИНА, председатель управляющего совета и директор Фонда содействия и поддержки гимназии №1: – В управляющий совет гимназии входят члены родительского комитета, совета старшеклассников, педагоги, директор, представители управления образования. По Закону «Об образовании в РФ» УС должны быть в каждой школе. У нас он, можно сказать, существовал всегда. Гимназии 75 лет, и родительский комитет возник с первых же дней ее существования, активно участвуя в жизни школы. В 90-е годы, когда совместная деятельность семьи и школы прекратилась почти повсеместно, мы ее продолжали. Тогда в первую очередь нужно было решать материальные проблемы – не стало шефов. Но в дальнейшем мы постарались от них уйти, перейдя к программам развития. Мы стали создавать спецклассы.Собственный проект спецкласса у нас начал действовать еще в начале XXI века. Денег на него не выделялось, но внимание мы привлекли. Бывший губернатор области Виктор Толоконский, побывав на выпускной линейке, где большую часть медалей и грамот получили «спецы», загорелся нашей идеей и предложил создать подобные классы в других школах, причем увеличив финансирование на этих детей в 3-4 раза по сравнению с нормативом. Мы – педагоги и родители – писали образовательные и воспитательные программы для своей школы, консультируя всех желающих.Государство ставит задачу создавать всем равные условия, и это правильно. Но мы понимаем, что нашим детям нужно организовывать конкурентные преимущества, чтобы они были востребованы на рынке труда. И наша задача – создать условия, чтобы дети могли развиваться. У нас все дети занимаются театром, это дает навыки общения, работы в команде, умение презентовать себя. Раз в год каждый класс ставит спектакль с помощью родителей. Есть множество культурных конкурсов. С первого класса вовлекаем детей в научные, интеллектуальные конкурсы, олимпиады, организовываем свои. Больше десяти лет проводим городскую олимпиаду «Полиглот» по десяти языковым номинациям, включая языки программирования. Из средств фонда оплачиваем взносы, отправляем детей или их работы в другие города. Нам помогают родители, спонсоры, бывшие выпускники, депутаты. Выигрываем гранты мэрии, областного правительства на социальные проекты. Недавно отправили наш ансамбль скрипачей на выступление в Париж.С тех пор как я привела в гимназию своих детей, прошло больше 20 лет. Дочь с сыном выпустились, а я осталась. Изучаю опыт других школ. Все хорошие управляющие советы похожи тем, что основаны на желании родителей создать детям комфортные условия. А иначе нельзя – наши ребята очень много работают. Родителям нашу позицию мы объясняем, еще когда они приводят пятилеток в группы раннего развития. Так что в первом классе они уже готовы дать нашим детям больше, чем другим. Составляем генеральную программу на год, в ее рамках предлагаем проекты, говорим: «Давайте делать вместе». Все родители знают: сумеем мы привлечь средства – выполним, как задумано, не сумеем – будем рассчитывать на свои силы. Родители тоже озабочены поиском спонсоров, но физическая сила, время, идеи стоят не меньше. В каждом классе на родительском собрании составляют свою программу развития на год – что делать, куда идти, что можно сделать самостоятельно, что вместе с управляющим советом.Мы сильны преемственностью. Родители стали бабушками и дедушками, но продолжают работу.Дмитрий Александрович МЕТЕЛКИН, заместитель министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области: – Проект по созданию специализированных классов с развитой материально-технической базой был запущен в 2010-2011 учебном году. Мы надеялись, что у нас в регионе внутри системы общего образования появится система выявления, развития и дальнейшего сопровождения одаренных детей – тех, на чьи плечи еще через десять лет ляжет задача приращения новых знаний, новых технологий, тех, кто будет работать в условиях новой экономики. Но спецклассы созданы не просто для повышения популярности изучения технических и естественно-научных дисциплин. Это инструмент воспитания человека думающего, человека активного, умеющего получать знания и использовать их в конкретных, утилитарных, технологических целях.Сегодня в регионе 148 спецклассов в области естественных наук и 10 спортивных. 15 специализированных классов инженерно-технологического направления открыты в 2013 году. В новом учебном году предполагается открыть еще 35 инженерных спецклассов. Подведя некоторые итоги вместе с педагогами и экспертами, региональное Министерство образования, науки и инновационной политики пришло к выводу, что проект реализуется динамично и успешно. Спецклассы отличаются хорошей динамикой развития. Главное, что развитие касается личности ребенка в целом, а не только успешности по основным предметам».Новосибирск
Комментарии