search
main
0

Теплая школа

Дети хотят здесь учиться, учителя - работать

Многие родители стремятся отправить детей учиться исключительно в гимназии или лицеи, так как сегодня принято считать, что только в этих инновационных учебных заведениях уровень образования на порядок выше. И несмотря на то что зачастую рядом с их домом находится обычная школа, папы и мамы везут своих первоклассников получать знания за тридевять земель. Но директор Новодарковичской средней общеобразовательной школы Брянского района Брянской области отличник народного просвещения РФ Михаил Дыбко убежден, что дело не в статусе образовательного учреждения. По мнению Михаила Васильевича, школа должна быть в первую очередь теплой.

 

– Дело не в том, что батареи там по-особому греют, а в том, что сама атмосфера в ней должна быть теплой, – говорит директор. – Теплая – это та, в которую детям всегда хотелось бы идти учиться. Я считаю, что у нас школа именно такая. Педагоги сюда с удовольствием приходят на работу, а учеников и после уроков иной раз из нее не выгонишь. У меня трудятся хорошие люди – учителя и техработники. Просто к ним нужно относиться так, как хотел бы, чтобы относились к тебе, – по-человечески, а не стараться показать, что ты начальник. На одну доску, естественно, мы становиться не будем. Коллеги прекрасно понимают разницу, но, по крайней мере, они видят во мне человека, так же как я вижу его в каждом из них.

Интересно, что 11 из 29 работающих в Новодарковичской школе учителей – ее выпускники. Двое из них – ученицы Михаила Дыбко. В свое время он был у них классным руководителем. Это математик Оксана Иванова и учитель начальных классов Оксана Марусова. Выпускницами школы также являются преподаватель английского языка Раиса Федорова и биолог Надежда Солоненко. Сам Михаил Васильевич отдал школе 46 лет, 38 из них он руководит образовательным учреждением, в его трудовой книжке всего одна запись. В основном педагоги – люди местные, но есть и те, кто приезжает из Брянска и Фокино.

Михаил Дыбко родом из Погарского района. Родился будущий директор в поселке Мирские. В семье был самым старшим из троих детей, за ним следовали сестра Надежда и брат Николай. В поселке была малокомплектная начальная школа. Михаил Васильевич с благодарностью вспоминает свою первую учительницу Марию Яшкину. Можно сказать, что именно Мария Дмитриевна заложила фундамент для того, чтобы он пошел по учительской стезе. После окончания начальных классов Михаил продолжил свое обучение в Борщовской средней школе Погарского района. По тем временам она была единственной в области, где велось профессиональное обучение. В 9-х и 10-х классах ребята получали строительные специальности. (У Михаила Дыбко до сих пор есть удостоверение каменщика, директор своими руками может построить дом и даже выложить печку.) Строительные бригады, которые выпускались из стен школы, строили все хозяйственные постройки (фермы, склады) в Погарском районе.

В 1971 году (после окончания школы) Михаил сразу же поступил в Новозыбковский педагогический институт (ныне БГУ имени И.Г.Петровского) на физмат. Конкурс тогда был три человека на место. Еще бы, ведь в те времена профессия учителя пользовалась особым авторитетом, была престижной. Окончив вуз в 1976 году, он сразу же получил распределение в школу поселка Новые Дарковичи Брянского района. Молодому учителю физики и математики дали 4-й класс и классное руководство. В 1983 году его десятиклассники окончили школу, это единственный выпуск, у которого Михаил Васильевич был классным руководителем. Также с 1983 по 1984 год он работал завучем школы. В 1983 году произошла смена руководства, и Михаилу Дыбко предложили возглавить учебное учреждение. Долго думал, сомневался, получится или нет. Раньше у него и представления не было, что может стать директором…

– Я могу сказать с высоты прожитых лет, что сложности были раньше, есть они и сейчас, – подчеркивает Михаил Васильевич. – Дело в рутинной отчетной работе. В те времена я сдавал не больше четырех отчетов, занимался непосредственно управлением. С середины 90-х годов пошел вал бумажной работы. В 2001 году, когда школе дали новые компьютеры, мы с моим заместителем обрадовались, думали, сейчас нам нужно будет меньше оформлять бумаг. Нет, оказалось еще больше. А управленческие функции остались те же самые – это взаимодействие с учителями, родителями и учениками.

От других образовательных учреждений Брянского района Новодарковичская школа отличается тем, что занятия в ней идут в две смены. Ученики 7-11-х классов учатся на шестидневке. По словам Михаила Дыбко, как только у школы появится новая пристройка, строительство которой планируется начать в 2024-2025 годах, она сможет работать в одну смену, в ней также будут созданы все условия для дополнительного образования детей. А сейчас ей впору только реализовывать основную образовательную программу. Актовым залом школа не располагает, а площадь единственного спортзала составляет 9 на 18 квадратных метров. Школьники любят учиться, в этом учебном году у ребят есть заслуженные победы на районных олимпиадах, региональных и городских конкурсах. За это их наставники всегда поощряются из стимулирующего фонда, ведь успехи учеников – это результат работы учителя.

Большое внимание в школе уделяется патриотическому воспитанию. В первую очередь педагоги воспитывают в своих учениках доброту и человечность. Немаловажное значение имеет и профориентация. Сначала проводятся социологические исследования, выявляются способности учеников к получению той или иной профессии, а затем начинается работа с родителями и самим ребенком.

В Новых Дарковичах это единственная школа. Учиться в нее приходят и ребята из Буды, Дубровки и Даркович. В конце прошлого года Новодарковичская получила новый автобус, и с 1 сентября этого года для учеников начальных классов из этих населенных пунктов будет организован подвоз. В два первых класса школы в июле уже записаны 48 детей. К 1 сентября, по мнению директора, число первоклашек превысит цифру 50. В завершившемся учебном году в Новодарковичской получали знания более 400 детей.

Самой сложной из школьных проблем остается кадровая. Школа остро нуждается в учителе физики. Михаил Васильевич обращался даже в БГУ имени И.Г.Петровского, узнавал, может быть, кто-то из старшекурсников захочет преподавать в Новых Дарковичах, но желающих не нашлось, ведь в поселок нужно ездить из города. Одна из учителей Новодарковичской находится сейчас в декрете. Благо что в школе работают два математика с той же квалификацией, вот они и вели физику в этом учебном году, но нагрузка была чрезвычайно большой. Еще школе остро нужен учитель английского языка.

Директор убежден: как молодой специалист себя зарекомендует с первого урока, с первых дней работы, так и пойдет у него на всю оставшуюся жизнь. И как только он поймет, что дети его не видят, не принимают, на уроках нет дисциплины, ему следует искать другую работу, заканчивать свою педагогическую деятельность и уходить.

Михаил Дыбко отмечает, что учащиеся получают в школе отличные знания, а около 90 процентов ее выпускников поступают на бюджетные места в вузы и не отстают в учебе от выпускников лицеев и гимназий. Когда он разговаривает с ними при встрече и спрашивает, как они учатся, те отвечают, что не хуже, а во многом и лучше брянских медалистов.

Структурным подразделением школы является детский сад. За ремонт его кровли директор выражает огромную благодарность областному правительству, главе администрации Брянского района Николаю Якушенко и руководителю районного управления образования Алле Азаркиной. Слова признательности Михаил Дыбко адресует и своему заместителю – учителю химии Лилии Зеленковой. По его словам, Лилия Вячеславовна – это человек, который знает и любит свою работу, имеет административную подготовку и педагогический талант.

Быть директором непросто. Михаил Дыбко приходит на работу в 7 утра и уходит домой после 19 часов. И так шесть дней в неделю. Но когда он сильно устает, то по возвращении домой отвлекается на фильмы или книги, не несущие особой информационной и эмоциональной нагрузки. И усталость потихонечку отступает…

Михаил Васильевич считает школу, которой руководит, не только теплой, но сильной и успешной. По его мнению, сила заключается в том, что учителя с полной отдачей делают свое дело и относятся к детям с любовью, а успешность состоит прежде всего в том, что ученики продолжают образование, находят свое место в жизни и с удовольствием идут на любимую работу.

Ольга ПРИВАЛЕНКО, Брянская область, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте