search
main
0

Теплая осень в Магнитогорске,. или «Пеликаны» в стране чудес

Традиция проводить финал Всероссийского конкурса «Учитель года» на родине предыдущего победителя появилась не так давно, в 2005 году, когда это решение было одобрено оргкомитетом. И уже второй раз за небольшой период времени конкурс принимает Челябинская область. Впервые лучшие педагоги со всей страны встретились в Челябинске в 2006 году «по вине» Ивана Иоголевича, учителя физики лицея №31. В прошлом году победу одержала математик Наталья Никифорова из 5-й школы Магнитогорска. 20 сентября на пресс-конференции в Москве министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко торжественно передал главный приз конкурса – «Хрустальный пеликан» – министру образования и науки Челябинской области Александру Кузнецову. Конкурс «Учитель года России-2010» стартовал.

Ранний завтрак, праздничные платья и отутюженные костюмы… 24 сентября – торжественный день открытия конкурса «Учитель года России-2010». В средней школе №5 города Магнитогорска участников встречали так, как, наверное, встречали первого космонавта, – ребята придумали кричалки, аплодировали, выпускали оранжевые шарики в пасмурное небо. И небо от этой праздничной атмосферы уже не казалось таким пасмурным.«Здравствуйте, здравствуйте!» – звучал хор голосов. От дверей школы до самого гардероба выстроился почетный караул школьников. Затем все – и «пеликаны», и члены жюри – прошли в актовый зал, где опять звучали приветствия, дети читали стихи, пели песни – все в честь героев дня. Тут же представили участников детского («недетского», как они написали на своих майках) пресс-центра «Пеликан» – учеников 5-й школы и их руководителя – заместителя заведующего PR-службой Общероссийского профсоюза образования Елену Елшину. Главный редактор газеты «Пеликан» – Юлия Сухова. Начинающие акулы пера признались:Мы, конечно, опытны не слишком,Но перо с отвагою берем,Ведь знакомы мы не понаслышкеС непростым учительским трудом.Важная часть программы – мастер-класс абсолютной победительницы конкурса «Учитель года России-2009» Натальи Никифоровой. Конкурсанты напряженно смотрят на сцену – в прошлом году вот в это же время Наталья Сергеевна была такой же, как они, участницей конкурса, взволнованной, напряженно ожидающей начала испытаний. Благодаря чему она вышла в победители? Какие профессиональные качества выделили ее среди коллег со всей страны? На эти вопросы даст ответ выступление. Наталья Никифорова спокойна, доброжелательна. Начинает она с такого вопроса: «Есть ли что-то общее между художественной литературой и математикой?». Конкурсанты выдвигают версии, а затем им предлагают порешать задачки. Не чисто математические, но рассчитанные на внимание и сообразительность. Оказывается, математика доступна не только «технарям», но и гуманитариям. Например, писатель Льюис Кэрролл – автор не только «Алисы в стране чудес», но и серьезных математических книг. Но самое удивительное – оказывается, в любимой многими книге про Алису и ее приключения можно найти строчки об… участниках конкурса «Учитель года России»! Вот такая цитата вам ничего не напоминает?- А почему вы знаете, что я ненормальная? – спросила Алиса.- Потому что ты тут, – просто сказал Кот. – Иначе бы ты сюда не попала.Наталья Никифорова так перефразировала этот отрывок для гостей Магнитогорска, участников всероссийского финала: «Я надеюсь, что вам конкурс поможет взглянуть на многие вещи по-другому. У вас это получится, потому что вы не совсем обычные учителя. Почему я это знаю? Потому что вы тут. Иначе бы вы сюда не попали».Экскурсия по школе вызывает особый интерес у конкурсантов, ведь им предстоит давать уроки в одних кабинетах, в других готовиться, в третьих пить чай, в четвертых проходить психологическую релаксацию. То, что в ней скоро будут нуждаться многие, ясно уже сейчас. Анекдот дня. Конкурсант просит местных учителей, заблудившись в коридорах: «Пожалуйста, проводите меня в комнату самоподготовки, где я уже сижу».Но вот география школы изучена, прошли беседы с магнитогорскими педагогами и утряска темы завтрашнего урока. Стало легче. Можно подумать и о прическе, туфлях, навести «марафет». И – по автобусам. Едем на открытие во Дворец культуры металлургов имени Серго Орджоникидзе.Здесь гостей тоже красиво встречают – современным танцем на площадке перед дворцом. А церемония начинается с захватывающего лазерного шоу, в котором мелькают атрибуты учительского труда, и девиз конкурса, и теплые слова приветствия.Церемония начинается с захватывающего лазерного шоу, в котором мелькают атрибуты учительского труда, и девиз конкурса, и теплые слова приветствия.Учредители и организаторы конкурса нашли самые задушевные пожелания для участников.Директор Департамента общего образования Минобрнауки России Елена Низиенко объявила 21-й конкурс «Учитель года» открытым и добавила: «Трудно придется конкурсантам, но их ждет счастливое общение. Очень трудная работа предстоит жюри: выбрать лучших из лучших. Членам жюри желаю быть беспристрастными, а конкурсантам – ни пуха, ни пера».Заместитель губернатора Челябинской области Павел Рыжий сказал: «Все знают Магнитогорск как всемирно известный промышленный бренд, спортивный бренд. И очень здорово, что Магнитогорск сейчас – всероссийский бренд в школьном образовании. И это благодаря тому, что здесь живет и работает Наталья Сергеевна Никифорова. Наталья Сергеевна, спасибо вам за возможность принять здесь учительскую элиту страны».Министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов вспомнил педагогов, которые достойно представляли регион на всероссийском финале: Вячеслава Рябинина из Златоуста, вошедшего в 1990 году в первую победную «шестерку», Олега Зацепилина из Южно-Уральска, Наталью Каменкову из Миасса, абсолютных победителей Виктора Шилова, Ивана Иоголевича: «Система образования Челябинской области одна из самых больших в стране. У нас 3,5 миллиона населения, и почти треть жителей региона имеет отношение к образованию – ученики, студенты, сотрудники учебных заведений. То событие, которое сейчас происходит, значимо для всех в Челябинской области».Первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова нашла красивый образ: «Наш конкурс стал своеобразным магнитом творчества, таланта, сердечности, доброты. И закономерно, что 21-й конкурс проходит в городе Магнитогорске, известном не только тем, что он является столицей черной металлургии Южного Урала, но и тем, что в нем живут ученые, педагоги, поэты, музыканты. Здесь три вуза – классический, технический, консерватория, это говорит о многом. И хочется сегодня от «Учительской газеты», которая стала прародительницей конкурса, сказать спасибо Челябинской области за то, что она так трепетно, так ответственно относится к своим педагогам. А нашим конкурсантам – пожелать одержать победу над собой, потому что тогда не нужно будет одерживать победу над другими».Юрий Конников, председатель Челябинской областной организации Общероссийского профсоюза образования, координатор Уральского федерального округа, отметил: «Мы за то, чтобы был современный учитель. Современность – это не только новые технологии, но и использование всего опыта российской школы, накопленного на протяжении многих лет. Это тот опыт, который вы сегодня накапливаете. Желаем вам поддержки со стороны государства и общества, интересного общения».Глава города Магнитогорска Евгений Тефтелев признался: «Мы любим наш город. И хотим, чтобы вы его за две недели тоже полюбили. Для Магнитогорска профессия учителя очень важна, почетна. Металлурги это понимают, потому что именно учитель формирует поколение, которое завтра придет работать. Наверное, поэтому на Магнитке 54 школы из 68 имеют шефов – структурные подразделения металлургического комбината. И это нас радует».Конечно, слово предоставили «виновнице» проведения всероссийского финала в Магнитогорске, учителю года России-2009 Наталье Никифоровой: «Очень приятно, что в моей школе проходит этот конкурс, потому что у наших детей, педагогов есть уникальная возможность пообщаться и посмотреть, как работают лучшие педагоги страны. Весной на базе нашей школы проходил областной конкурс «Учитель года». Один мальчик после урока сказал: «Большое вам спасибо за проведенный урок. Теперь я знаю, кем я хочу быть». Мне кажется, это и есть самая главная победа конкурса. Я желаю конкурсантам именно таких уроков, уверенности в себе и удачи».Магнитогорск сверкнул талантами – на сцене сменяли друг друга детские коллективы, по-настоящему поразившие гостей. Симфонический оркестр театра оперы и балета, хореографическая студия «Дети Магнитки». Особенно всем запомнился вокальный ансамбль мальчиков «Соловушки Магнитки» и коллектив художественной гимнастики ДЮСШ №3. А вокальному народному коллективу «Иван да Марья» конкурсанты после выступления дружно дарили букеты.Конкурсанты получили огромный заряд бодрости на всю бессонную ночь подготовки к открытому уроку.25 сентября начались первые конкурсные испытания. Для одних это учебное занятие, для других – методическое объединение. О последнем стоит рассказать особо. Изложение своего опыта перед малым жюри, львиную долю которого составляют участники конкурса разных лет, – не такое простое дело…В коридорах школы ходят бледные от бессонной ночи конкурсанты и интересуются друг у друга тайком: а жюри доброе? Какие вопросы задают? Кто больше всего спрашивает? Если коллега отвечает, что вопросы доброжелательные, содержательные – немного успокаиваются. Но все равно волнительно, особенно тем, кому выступать в конце списка.Вот кто-то ругает себя, что слишком быстро излагал материал, завершил выступление раньше времени. А другой участник был прерван на полуслове звонком. Мало кто из конкурсантов, к сожалению, имеет возможность послушать коллег, хотя во время испытания «Методическое объединение» это разрешается, – или надо готовить собственную речь, или, отстрелявшись, думать о завтрашнем уроке.Трудно сказать, какое выступление было самым интересным. Один учитель сумел интересно подать цельную систему работы, другой любопытно рассказал о методической «изюминке», третий живо ответил на вопросы жюри, оторвавшись от листика с изложением теории.Ольга Боброва, учитель русского языка и литературы из Ростовской области, идет на урок не просто с темой, а со «жгучей» проблемой. «Жгучие» вопросы помогают приблизить учеников к классическим текстам, которые, казалось бы, написаны давно и не о них. Используя метод проектов, Ольга Борисовна предлагает своим ученикам коллективное создание гипертекстов. А после уроков она ведет поэтический клуб для школьников. Вот где место для настоящего сотворчества, основа которого – настоящая поэзия и любовь педагога к литературе.Историк Наталья Чеканова из Алтайского края не только на уроках общается со школьниками. Важный элемент воспитания и образования – внеурочная и проектно-исследовательская деятельность, профильные и предпрофильные курсы. А еще социальные проекты – помощь детскому дому и ветеранам, организация кампании против наркотиков, работа в составе Молодежного парламента города Бийска, участие в акции «Мы за чистый город!». Наталья Викторовна процитировала Дмитрия Менделеева: «Человек тем более совершенен, чем более он полезен для широкого круга интересов общественных, государственных и всего человечества. – И добавила от себя: – Я стараюсь готовить таких выпускников».Небольшая, но весьма симпатичная деталь от учителя информатики из Республики Дагестан Магомедшапи Дибирова. Его методическая идея выражается очень коротко: одной буквой и одной цифрой – F1. Если помните, на клавиатуре компьютера это кнопка, с помощью которой можно вызывать справку, помощь. «Учитель дает базу. Опираясь на нее, дети могут самостоятельно решать задачи. За счет такого механизма достигается результат», – говорит информатик.Наталья Чуланова, филолог из Саратова, делает три шага на пути к успеху изучения родного языка. Первый – заинтересовать. Для этого она применяет технологию развития критического мышления, коллективные формы учебной деятельности – уроки-соревнования, уроки-игры, уроки-конференции, уроки-семинары. Шаг второй – вовлечь. Здесь пригодятся информационно-коммуникационные технологии – компьютерные тесты, электронные учебники, презентации к урокам, обобщающие таблицы, схемы, диаграммы, дистанционное обучение, интерактивная доска. Наконец, третий шаг – раскрыть. Это помогает сделать система дополнительного образования, в том числе школьная театральная студия «Версия», кружок «Юные журналисты», газета «Лицейский вестник».Учитель технологии из Ивановской области Евгений Васин – большой поклонник программирования на Delphi. Он написал электронный учебник «Юноше, решившему стать мастером», который ребята сначала используют в школе, а став выпускниками – как домашнее пособие. В другом учебнике, «Страна мастеров» для 5-го класса, собраны развивающие компьютерные игры, благодаря которым мальчик легко усваивает теорию предмета «Технология». А придя в класс, занимается отработкой практических навыков. Это развивает навыки самообразования и экономит учебное время.От теории – к практикеУтро 26 сентября. Еще темно, а автобусы уже ждут участников конкурса. Время ехать из санатория «Юбилейный» в Магнитогорск. Как красив уральский рассвет, который учителя встречают в дороге!Хозяева школы предупредительно предлагают чай, кофе, вкусную выпечку, но конкурсанты, увы, кулинарных шедевров не замечают. Мысль одна – об уроке. Все годы существования конкурса это было главное испытание для участников. Его пытались реформировать, укорачивали и удлиняли, вводили вместо одного урока два, но всегда оставляли в программе. А как иначе увидеть профессионализм учителя, его умение общаться с детьми?Особенно ответственно давать урок, если накануне защищал на «Методическом объединении» свои методические принципы, а теперь надо доказать, что эти принципы действительно свои, родные, и что они действующие.Это блестяще удалось учителю музыки из Республики Карелия Елене Лоцман. Во время испытания «Методическое объединение» она рассказала, как ученики занимаются фольклором – разучивают песни, учатся играть на народных музыкальных инструментах. А на уроке стало ясно, как интересно с таким педагогом школьникам! Прямо в классе Елена Сергеевна организовала хоровод. Запела своим чудесным бархатным голосом «Я не знаю, куда вьюн положить», шла мимо ребят и касалась их рукой. Кого коснулась – тот встает и присоединяется к хороводу… Грустную красивую песню «Тонкая рябина» Елена исполнила, завернувшись в шаль. А ребята сразу сумели объяснить, о чем это произведение. Изучив виды народных песен, дети спели сами задорное «Ой ты, Порушка-Параня».Вы никогда не смотрели на свой дом с точки зрения противопожарной безопасности? А зря! Если бы ваш ребенок был учеником преподавателя ОБЖ из Республики Татарстан Ильгизара Гадельшина, он бы быстренько провел с вами инструктаж. Конкурсный урок Ильгизара Анваровича был посвящен пожарам, вернее, тому, как их избежать. Восьмиклассники изучали виды пожаров – лесные, бытовые, техногенные, выучили номер мобильного телефона, по которому можно позвонить в пожарную охрану (МЧС) – 112, проштудировали закон РФ «О пожарной безопасности». А затем рассмотрели рисунок квартиры и нашли в каждой комнате пять нарушений, которые, увы, могут обернуться бедой – возгоранием.Важная задача для конкурсантов, усложняющая испытание «Учебное занятие», – необходимость связать тему по программе с метапредметной темой. Ильгизару Гадельшину выпала тема «Роль и позиция». Получилось, что пожар, как искусный режиссер трагедии, предлагает нам сыграть роль жертвы. А если мы напишем сценарий сами, то есть позаботимся об огнетушителе, будем выполнять все требования безопасности, если позиция наша поменяется, то и роль будет иной, выигрышной.О трагедии говорил на занятии и учитель литературы из Вологды Вячеслав Вахрамеев. Трагедии эмигрантов, покинувших Россию после революции 1917 года. А непосредственной темой стал разбор рассказа Ивана Бунина «Холодная осень». Ребята выясняли исторический контекст произведения, анализировали детали, выделяли вечные образы, заполняли таблицу, в которую надо было вписать, что означала та или иная дата для России, для Бунина, для героини рассказа. Узнали, что рассказ можно назвать микророманом – когда налицо малая форма и гигантское содержание. Вывод получился такой: «Холодная осень» – микророман о дороге из дома в холодную осень. Он воплотил в себе трагедию огромного количества людей, которые покинули Россию навсегда. И если магнитогорские старшеклассники после этого урока откроют для себя Бунина, историю эмиграции, эмигрантскую литературу, то это благодаря своему гостю-педагогу на конкурсе «Учитель года России».Ну вот и уроки позади. 27 сентября началось общение конкурсантов с учениками и родителями. Половина учителей ушла на «Разговор с учащимися», а вторая половина – на «Беседу с родителями». Беседы проходили по-разному, но все – в чудесной атмосфере благожелательности и понимания. Конкурсанты ходили по коридорам школы веселые. День удался, родители подобрались отличные!Конкурсное задание «Беседа с родителями» – относительно новое. Первый раз его пытались ввести в прошлом году, но в другом формате – «Родительское собрание», что было не совсем удачно, потому что такое собрание, конечно, предполагает, что учитель говорит о конкретных проблемах своих учеников с их родителями. А вместо этого конкурсанты обсуждали видеофрагменты педагогических ситуаций (впрочем, интересные сами по себе) с несколькими папами и мамами, которые исполняли роль жюри.На сей раз заранее продуманных ситуаций и сюжетов не было. Были темы, которые участники конкурса вытягивали минут за десять до начала испытания и список которых им огласили заранее, чтобы подготовить какие-то тезисы.Несмотря на то что все без исключения родители старались помочь учителям – гостям города, беседы удались не всем. Если структура не была продумана, не были подготовлены примеры, проблемные ситуации и другие «опорные точки», разговор превращался в серию вопросов и ответов. А вот другие беседы, наоборот, восхитили и учителей, и родителей до того, что они и после звонка не хотели прекращать общение. Родителей постоянно спрашивали, в том числе и конкурсанты: правда ли, что они настоящие родители учеников 5-й магнитогорской гимназии? «Правда», – отвечали, улыбаясь, мамы и папы.Некоторые конкурсанты пытались «играть» в родительское собрание – как будто к ним пришли действительно родители их учеников. Вот что получилось во время одной такой игры. Учитель сказал: «Наши дети разбили окно. Будем ли мы их наказывать?» Родители поинтересовались: «А в каком возрасте наши дети?»Разговор удавался тогда, когда все было по-честному: родители делились опытом и проблемами с педагогами, а учителя выстраивали разговор по схеме: от проблемы через острые углы к поиску путей решения.Сразу несколько учителей вытянули тему «Знаю ли я друзей своего ребенка?». Тема эта непростая, потому что зачастую папы и мамы выступают в роли диктаторов, указывающих: с этим дружи, с тем нет. Один папа во время беседы с учителем физики и астрономии Галиной Корнеевой из Белгородской области по-настоящему задумался: «Родители всегда подсознательно пытаются выбрать своему ребенку друзей. Эти хорошие, а тот курит. Как и нам пытались родители говорить, с кем дружить, а с кем не надо… Чтобы не навредить своему ребенку, чтобы он в гармонии рос. Кто знает, правильно ли это?»На самом деле грань между контролем и полной свободой, когда ребенок предоставлен сам себе, очень тонкая. Елена Кузьмина, учитель начальных классов из Республики Башкортостан, предложила родителям такой вариант отношений: «Пусть решает сам, но должен быть мудрый взгляд взрослого». А мамы с папами рассказали, что стараются все проблемы, желания ребенка обсуждать, а не высказывать категорично, что можно делать, что нельзя. Правда, не все и не всегда. Родители считают, что есть экстренные ситуации, когда ребенок обязательно должен сразу послушаться и сделать, как говорят. «А когда мы отпускаем ребенка в свободное плавание?» – спросила Елена Сергеевна. «Когда начал работать, зарабатывать себе на жизнь. Пока этого нет, должен слушать родителей». «Прозвучало «должен», – мудро улыбнулась учительница. – Потому что кормим, поим, обеспечиваем? – А потом сделала важный вывод: – Главное, чтобы наши дети были здоровыми, любимыми, счастливыми, и любили».Своеобразное продолжение темы свободы выбора – проблема «Дети и деньги». Антон Горшков, историк из Ленинградской области, и вопросов родителям практически не задавал, но так ловко направлял разговор, что родители и мнения высказывали, и спорили друг с другом. Получилась весьма живая беседа! Одна из мам сказала: «Мы задались вопросом – стоит ли за хорошие оценки давать ребенку деньги? Решили не давать». Другая: «Не надо дарить, надо хвалить. Устроить праздник, если у ребенка какой-то крупный успех в школе». Третья: «Мой ребенок может заработать за дополнительные успехи в художественной, спортивной школах. Или если помог во время незапланированной генеральной уборки. Младшая дочка сразу бежит покупать шоколадку, а старшая откладывает в копилку, чтобы со временем купить новый сотовый телефон». Дети учатся разумно тратить деньги. Еще одна родительница рассказала, что она своим детям дает деньги на проезд, на еду, но младшая дочь сама зарабатывает – получает стипендию за хорошую учебу.Карманные деньги – зло для мамы, у которой был неудачный опыт в этой сфере. У ее дочери была карточка, и она пользовалась ею бесконтрольно и неразумно. Могла потратить 5 тысяч в месяц. В финале Антон Александрович задал важный вопрос: «Можно сказать, что деньги – одно из средств экономической социализации?» Родители с ним согласились. «Но надо помнить о рисках», – завершил учитель беседу.29 сентября были объявлены 15 победителей первого тура конкурса «Учитель года России-2010». Во вторник, когда подписывался наш номер, их имена еще не были известны, но сегодня список «пятнашки» уже можно найти на официальном сайте конкурса, а также на сайте «Учительской газеты» www.ug.ru. Впереди у конкурсантов новые испытания – «Мастер-класс» и «Открытая дискуссия». А пятерку победителей ждет заключительное задание «Круглый стол» образовательных политиков», в котором примет участие министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Имя абсолютного победителя конкурса «Учитель года России-2010» мы узнаем 5 октября, на торжественной церемонии в Кремле, посвященной Международному дню учителя.Хронику второго тура Всероссийского конкурса «Учитель года-2010» читайте в следующем номере «МП»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте