Социальная напряженность в обществе, наличие объективных противоречий во взглядах, мнениях участников образовательного процесса – школьников, их родителей, учителей – приводят к возникновению конфликтных ситуаций и споров. Это объективная реальность. Также существуют субъективные причины возникновения конфликтов: агрессивное поведение детей разного возраста и взрослых, неумение разрешать социально приемлемым и безопасным способом споры, проблемы и противоречия. Это делает актуальной и значимой работу служб примирения.
С 2021 года в Москве реализуется проект «Городская служба примирения» (ГСП), целью которого стало формирование безопасной и комфортной образовательной среды для всех участников благодаря развитию школьных служб примирения (ШСП). Служба примирения – это нейтральный посредник в урегулировании отношений, который приглашает к сотрудничеству, взаимопониманию, уважению, принятию на себя ответственности. Школа №1531 под руководством директора Екатерины Юрьевны Казаковой включилась в этот проект в декабре 2021 года. 20 учителей прошли обучение восстановительному подходу в образовании.
Поначалу мы практиковали только медиации между детьми, потом отважились на проведение кругов сообщества одноклассников. И перед коллективом встала задача создания команды с участием детей-волонтеров. Эта идея на первый взгляд непроста в осуществлении: кого пригласить, кому довериться, кого примут другие ребята? Вопросов было много. Все были убеждены, что в составе школьной службы примирения не может быть случайных людей. Мы выяснили наличие интереса у ребят к такой деятельности, как помощь в разрешении конфликтов, и у нас определился состав детей-волонтеров. Старшеклассники с удовольствием и энтузиазмом, освоив азы восстановительного подхода, выходили в младшие классы для проведения медиаций и кругов одноклассников. Младшие подростки – волонтеры с огромным интересом слушали старших, их анализ проведенных восстановительных программ.
Проводя медиацию, юные волонтеры приобретают бесценный опыт общения, поддержки обеих спорящих сторон, позитивного разрешения конфликтной ситуации, но, чтобы быть уверенным пользователем восстановительных программ, необходимо этому учиться. Обучение волонтеров является обязательным условием участия в ШСП. Оно проходит на базе нашей школы с привлечением специалистов ГСП ГППЦ или собственными силами образовательной организации. Огромный опыт взаимодействия и освоения восстановительного подхода в разрешении конфликтов и создании комфортной среды в школе дает участие волонтеров в городском клубе «Диалог дружбы» под руководством Екатерины Александровны Клинковой (куратор ШСП школы №1285).
Школьная служба примирения – это место встреч: встреч друзей, встреч конфликтующих или ссорящихся. Регулярные встречи волонтеров ШСП позволяют поддерживать интерес ребят, оперативно отзываться на просьбы о помощи в разрешении конфликтов, обсуждать планы развития самой службы. Круги сообществ юные волонтеры готовят совместно со взрослыми и проводят в формате тренинга – активного, живого общения. Это расширяет круг знакомств самих юных волонтеров, позволяет им самореализоваться и даже определиться профессионально.
В стремительный век развития технологий человеческие отношения претерпевают изменения: общение переходит в формат социальных сетей, уменьшается время контакта глаза в глаза, процесс взаимодействия часто становится мимолетным. И эта ситуация зачастую ведет к эмоциональному напряжению, срыву, конфликту. Учиться экологично взаимодействовать – очень важное качество и взрослых, и детей. Подросток лучше поймет сверстника, чем взрослого. «Мы говорим на одном языке», – считают юные волонтеры. ШСП – это место, где подростки хотят рассказать о своих проблемах и найти пути их решения.
Служба примирения школы №1531 является опорной площадкой для школ межрайонного совета директоров №5. Опыт функционирования ШСП в организациях очень разный – от вдумчиво наблюдающих до активных. Кураторы ШСП опираются на тесное сотрудничество с волонтерами-учителями, педагогами, которые становятся опорой в применении и распространении восстановительных практик в школах. В межрайонном совете директоров №5, исходя из специфики учреждений, их культурных традиций, времени существования ШСП, детские команды пока начали работу в шести школах и колледже. И это значит, что кураторам с коллегами, обучающимся и их родителями предстоит огромная работа. Но куратор ШСП не останется без помощи и поддержки. На совместных встречах мы проводим обмен опытом по разбору сложных и затяжных конфликтов, обсуждаем интересные кейсы из практики. Важной задачей остается привлечение в ряды волонтеров новых членов: дети растут, выпускаются из школы, новые ребята, желающие стать волонтерами, требуют обучения, и это процесс нескончаемый.
Принципы и ценности восстановительного подхода, реализуемые ШСП, делают его приоритетным в школьной среде, применение примирительных технологий ставит всех участников конфликта в равные условия, позволяет самим загладить причиненный вред и принять ответственность за свои действия в последующем без обид, агрессии, сделать атмосферу в школе комфортнее, безопаснее, добрее и теплее. Важность деятельности школьных служб примирения в создании психологически безопасной образовательной среды для самореализации подростков в волонтерской деятельности признана всем школьным сообществом.
Валентина КАБАЕВА, педагог-психолог, куратор ШСП школы №1531 имени С.К.Годовикова
Комментарии