search
main
0

Теперь я слышу звуков мир, теперь я больше не один

​Проблема интеграции детей с особыми образовательными потребностями с каждым годом становится все более актуальной для образовательных учреждений. Не все дети готовы к обучению и воспитанию среди нормально развивающихся сверстников. Им необходимо создание особых условий, которые помогут реализовать их возможности, сблизить их развитие с остальными детьми.

Диагноз врачей – двусторонняя сенсоневральная глухота – звучит как приговор для слышащих родителей: их милый, замечательный ребенок обречен жить в мире тишины. «Глухонемой ребенок физически гораздо более приспособлен, чем слепой. Мир представлен в человеческом сознании преимущественно как зрительный феномен. Звуки в системе природы играют меньшую роль. С биологической стороны глухота должна составлять неизмеримо меньший недостаток, чем слепота. Так оно в действительности и есть, и глухое животное, вероятно, менее беспомощно, чем слепое. Не так у человека. Лишая его речи, глухота выключает его из социальной жизни людей сильнее, чем слепота…» – так писал о глухом ребенке Леонид Выготский.С помощью кохлеарной имплантации врачи совершили чудо – они смогли вернуть глухому ребенку слух. Но малыш по-прежнему одинок: новые звуки его пугают, он их не понимает, так как он не может сразу сам воспользоваться своими новыми слуховыми возможностями. Кохлеарная имплантация открывает возможность услышать звуки, но не гарантирует перехода ребенка на путь естественного развития. После операции ребенку необходимо самому научиться пользоваться вновь открывшимися  слуховыми возможностями, и помочь ему могут только квалифицированные, специально подготовленные специалисты – сурдопедагоги, которые научат не только слышать, слушать, понимать речь, но и общаться с окружающим его миром.  В школе №199 одно из структурных подразделений дошкольного отделения специализируется на работе с глухими детьми после кохлеарной имплантации. В детском саду функционирует 11 групп полного дня, из них в восьми группах реализуется инклюзивное образование, которое предусматривает совместное воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями в коллективе своих сверстников. Для эффективного обучения ребенка с кохлеарным имплантом необходимо соблюдение ряда наиболее важных условий, которые и созданы в нашем дошкольном отделении. Первым из них является проведение систематической коррекционно-педагогической работы под руководством специалистов. Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционно-педагогическую работу в группе, является учитель-дефектолог, сурдопедагог. Содержание его деятельности аналогично деятельности учителя-дефектолога групп компенсирующего вида. Однако организация коррекционно-педагогического процесса в группе комбинированной направленности или инклюзивной группе имеет некоторые особенности. Учитель-дефектолог планирует (совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную интеграцию детей с КИ в группе, проводит ежедневные занятия с каждым ребенком с КИ в группе, индивидуально или в подгруппах со слышащими детьми, консультирует воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса и взаимодействия всех детей группы, помогает в отборе содержания и методики проведения совместных занятий, координирует психолого-педагогическую помощь детям, проводит совместные занятия с другими специалистами детского сада. Учитель-дефектолог проводит фронтальные занятия со всей группой по развитию речи и формированию элементарных математических представлений, а также подгрупповые и индивидуальные занятия с воспитанниками, имеющими особые образовательные потребности, и детьми, отстающими от возрастной нормы, или детьми, русский язык у которых не является родным. Длительность фронтальных и подгрупповых занятий соответствует возрастной норме, длительность индивидуальных занятий – 30 минут.Важнейшим условием успешной работы с детьми с кохлеарным имплантом является также наличие полноценной речевой среды. У детей с кохлеарной имплантацией больше опыта общения со взрослыми (родителями, сурдопедагогом, аудиологом, психологом), чем со сверстниками. И это естественно, ведь общение со взрослыми значительно легче. Однако вследствие дефицита общения с другими детьми у детей с КИ замедляются темпы развития речевой коммуникации. Все специалисты, которые работают с детьми с КИ, постоянно общаются с ними и специально организуют  условия для совместного общения детей с КИ со слышащими сверстниками.  В  процесс воспитания и обучения ребенка с КИ специалисты вовлекают и родителей. Сурдопедагог приглашает родителей на занятия, показывает, как необходимо заниматься, обсуждает трудности и особенности развития ребенка,  предлагает  им конкретные рекомендации и помогает наладить взаимодействие родителей со своими детьми с КИ. И, наконец, учет индивидуальных особенностей ребенка с КИ выражается в составлении индивидуальных программ обучения для каждого.      Таким образом, благодаря целенаправленной и скоординированной работе всех специалистов детского сада удается в большинстве случаев помочь ребенку с КИ встать на путь нормального развития и наладить взаимодействие со своими близкими и с остальными детьми в группе.И, как оказалось, общение с детьми, ограниченными в своих возможностях, необходимо здоровым и успешным детям. Намного лучше многих взрослых они находят общий язык с теми, кому труднее, чем им, приходится в этом мире, не разделяя на категории «здоровый» и «больной» своих друзей. Светлана КОЗАЧУК, старший воспитатель дошкольного отделения школы №199

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте