search
main
0

Теперь ты заказчик? Контрактная система для образовательных организаций

С 1 января 2014 г., за исключением отдельных положений, вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ). С этой же даты прекратил свое действие Федеральный закон от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №94-ФЗ).

Новый закон существенно изменил правила, по которым образовательные организации могут осуществлять закупки как за счет средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, так и за счет средств иных источников.Согласно Закону №44-ФЗ закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд – это совокупность действий, осуществляемых в установленном порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд. Это понятие заменило ранее предусмотренное Законом №94-ФЗ понятие «размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков».Объема одной статьи не хватит на разъяснение всех возможных вопросов по проведению закупок образовательными организациями. Но будем исходить из того, что более чем годовая практика использования Закона №44-ФЗ оставляет все меньше вопросов у настоящих руководителей. Поэтому пока сосредоточимся на некоторых акцентах темы закупок.Кто заказчик?Руководителю образовательной организации следует обратить внимание на норму ч. 6 ст. 15 Закона №44-ФЗ, согласно которой в случае, если в соответствии с Бюджетным кодексом РФ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, являющиеся государственными или муниципальными заказчиками, передали на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, то такие учреждения в пределах переданных полномочий осуществляют в лице указанных органов закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Закона №44-ФЗ, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков.В рассматриваемом случае бюджетные и автономные учреждения выступают в роли государственных и муниципальных заказчиков.«Вне рамок»Также руководитель образовательной организации должен четко понимать, что согласно ч. 2 ст. 15 Закона №44-ФЗ бюджетное учреждение получило право пользоваться нормами Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ), то есть выйти за рамки контрактной системы. Однако этим правом можно воспользоваться только в четко ограниченных случаях. К таким закупкам относятся (ч. 2 ст. 15 Закона №44-ФЗ):1) закупки за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;3) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).Для того чтобы воспользоваться данным правом, с 2014 года бюджетное учреждение должно было разработать и принять Положение о закупках в соответствии с требованиями, установленными Законом №223-ФЗ, и разместить указанный акт до 1 апреля 2014 года в единой информационной системе на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет (www.zakupki.gov.ru). Эта норма была записана в ч. 25 ст. 112 Закона №44-ФЗ.Некоторые эту норму читают как исключающую возможность работать по Закону №223-ФЗ, если соответствующие условия не выполнены в 2014 году. Однако для того чтобы воспользоваться этим правом, например в 2016 году, бюджетное учреждение по-прежнему может подготовить положение о закупке, утвердить его у своего учредителя и разместить его на официальном сайте до конца текущего года.Такая возможность у учреждения сохраняется и на последующие годы, но всегда при условии положительного решения со стороны учредителя (собственника имущества). Во-первых, учредитель дает добро на применение Закона №223-ФЗ, утверждая положение о закупке данного бюджетного учреждения, во-вторых, учреждение должно разместить это положение на официальном сайте (в единой информационной системе) до начала того года, в котором собирается работать по Закону №223-ФЗ (ч. 2 ст. 15 Закона №44-ФЗ).Контрактная служба: как и чему учиться?Если совокупный годовой объем закупок образовательной организации (заказчика) в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн рублей, то заказчику следует создать контрактную службу. При этом необязательно формировать специальное структурное подразделение. Если совокупный годовой объем закупок не превышает 100 млн рублей, то в обязанности заказчика входит назначение контрактного управляющего.Контрактная служба осуществляет следующие функции:1) разработка плана закупок и плана-графика, внесение в них изменений, размещение в единой информационной системе;2) подготовка и размещение в единой информационной системе извещений, документации о закупках, проектов контрактов;3) обеспечение осуществления закупок, в т. ч. заключение контрактов;4) участие в рассмотрении дел об обжаловании результатов закупки, осуществление подготовки материалов для претензионной работы;5) организация в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участие в таких консультациях для определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг;6) подготовка и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами.Контрактная служба функционирует на основании положения, которое разрабатывается и утверждается заказчиком и не может функционировать до утверждения такого положения.Разработка положения осуществляется в соответствии с типовым положением о контрактной службе, которое утверждает орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы.Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.Минэкономразвития России и Минобрнауки России в целях реализации единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, повышения уровня квалификации должностных лиц, занятых в сфере закупок, письмом от 12.03.2015 г. №5594-ЕЕД28и / АК-553/06 направили для использования организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации в сфере закупок, а также заказчиками при закупке образовательных услуг в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок, которые одобрены Межведомственной рабочей группой Минэкономразвития России и Минобрнауки России по вопросу о формировании системы подготовки и государственной аттестации в сфере закупок.Закон №44-ФЗ содержит переходные положения в части требований, предъявляемых к образованию работников контрактной службы. До 1 января 2016 г. достаточно иметь профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.Согласно ст. 38 Закона №44-ФЗ контрактный управляющий является должностным лицом, ответственным за осуществление закупки, включая исполнение каждого контракта, и относится к категории руководителей.Назначение на должность и освобождение от должности контрактного управляющего осуществляется приказом заказчика (в рассматриваемом случае – руководителем организации).Контрактный управляющий непосредственно подчиняется заказчику. За неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей контрактный управляющий может быть привлечен к дисциплинарной, гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.ПланированиеЗакон №44-ФЗ ввел новое обязательное теперь и для образовательных организаций понятие – планирование закупки. Таким образом, установлено правило, согласно которому все государственные и муниципальные закупки должны быть запланированы.Планирование закупок должно осуществляться посредством планов закупок, утверждаемых на срок действия соответствующего бюджета, и планов-графиков, утверждаемых на год.Бюджетные учреждения формируют планы закупок при планировании своей финансово-хозяйственной деятельности и утверждают их в течение десяти рабочих дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности.В планах закупок необходимо указывать цели осуществления закупок, наименование и описание объектов закупок, сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок, объемы финансового обеспечения и некоторые другие сведения (ст. 17 ФЗ №44).Утвержденный план закупок подлежит размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.Заказчики также вправе размещать планы закупок на своих сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (при их наличии), а также опубликовывать в любых печатных изданиях.План-график подлежит изменению заказчиком в случае внесения изменения в план закупок, а также в следующих случаях:1) увеличение или уменьшение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);2) изменение до начала закупки срока исполнения контракта, порядка оплаты или размера аванса;3) изменение даты начала закупки и (или) способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), отмена заказчиком закупки, предусмотренной планом-графиком;4) реализация решения, принятого заказчиком по итогам проведенного в соответствии со ст. 20 Закона №44-ФЗ обязательного общественного обсуждения закупок и не требующего внесения изменения в план закупок;5) в иных случаях в соответствии с порядком формирования, утверждения и ведения планов-графиков.Требования об обязательном планировании закупок вступили в силу с 1 января 2015 г., требование об осуществлении закупок только в соответствии с утвержденными планами-графиками вступит в силу с 1 января 2016 г. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не смогут быть осуществлены.Правила формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требования к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд утверждены постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 г. №552 и вступят в силу с 1 января 2016 г.Требования к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требования к форме планов закупок товаров, работ, услуг утверждены постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 г. №1043 и уже действуют начиная с 1 января 2015 г.ОбоснованиеВ соответствии с Законом №44-ФЗ заказчик должен обосновать каждую свою закупку. По ранее действовавшему Закону №94-ФЗ заказчик должен был обосновывать только начальную (максимальную) цену контракта.Теперь обоснование закупок осуществляется при формировании плана закупок и плана-графика. Для этого, во-первых, необходимо установить соответствие планируемых закупок целям их осуществления и требованиям законодательства.Цели закупок должны определяться с учетом ст. 13 Закона №44-ФЗ. Закупки осуществляются для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд, а именно для:1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами РФ (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования РФ), государственными программами субъектов РФ (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов РФ), муниципальными программами;2) исполнения международных обязательств РФ, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является РФ, за исключением исполняемых в соответствии с государственными программами, перечисленными в предыдущем пункте;3) выполнения функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением функций и полномочий, перечисленных в предыдущих пунктах.Во-вторых, в планах закупки необходимо обосновывать, каким именно образом объект закупки послужит достижению заявленных целей.В-третьих, в планах-графиках по-прежнему необходимо обосновывать начальную (максимальную) цену контракта и способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).Понятие «начальная (максимальная) цена контракта» расширило свое действие: так, теперь оно может применяться при заключении контракта с единственным поставщиком. Статьей 22 Закона №44-ФЗ установлено пять методов определения начальной цены:1. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг. Этот метод является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.2. Нормативный метод заключается в расчете начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со ст. 19 Закона №44-ФЗ в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг.3. Тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.4. Проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на:1) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта РФ;2) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании согласованной в порядке, установленном законодательством РФ, проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ в области государственной охраны объектов культурного наследия.Проектно-сметный метод может применяться при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.5. Затратный метод применяется в случае невозможности применения иных методов, предусмотренных вышеперечисленными пунктами, или в дополнение к иным методам. Данный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 г. №567.Осуществление закупокСогласно ст. 39 Закона №44-ФЗ для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик должен создать комиссию по осуществлению закупок.Комиссии бывают: конкурсные; аукционные; котировочные; по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений; единые, выполняющие функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений.Число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем пять человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем три человека.Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.Обращаем внимание, что положения ст. 40 Закона №44-ФЗ позволяют заказчику привлечь специализированную организацию для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) на основе контракта. Однако это не освобождает заказчика от необходимости создавать комиссию по осуществлению закупок.Закон №44-ФЗ предписывает заказчикам при осуществлении закупок использовать конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).К конкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отнесены:- конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);- аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион);- запрос котировок;- запрос предложений.Минэкономразвития РФ своим письмом от 22.10.2013 г. направило Методические разъяснения по осуществлению различных способов закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов заказчик обязан провести экспертизу.Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться как силами заказчика, так и привлеченных экспертов, экспертных организаций.Законом №44-ФЗ установлено: понятие «эксперт, экспертная организация» – обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных Законом №44-ФЗ.К проведению экспертизы не могут быть допущены физические лица, являющиеся либо в течение менее чем 2 лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика или поставщика (подрядчика, исполнителя).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте