search
main
0

Теория и практика. Изучаем химию по учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 10 класс. Базовый уровень»

В 2006 году впервые вышел в свет учебник О.С.Габриеляна «Химия. 10 класс. Базовый уровень». В настоящее время этот учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации» и включен в федеральный перечень учебников на 2008-2009 учебный год.

Пособие включает 18 тематических работ, которые могут быть использованы учителем в качестве дидактического материала на уроках, для организации самостоятельной работы учащихся, с целью проверки усвоения учебного материала, а также три

Учебник написан в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по химии базового уровня. В нем излагается курс органической химии, теоретическую основу которого составляет теория строения в ее классическом понимании – зависимости свойств веществ от их химического строения, т.е. от расположения атомов в молекулах органических соединений согласно валентности. В основу конструирования курса также положена идея природных источников органических соединений и их взаимопревращений, т.е. идеи генетической связи между классами органических соединений.

В содержании курса органической химии сделан акцент на практическую значимость учебного материала. Поэтому изучение представителей каждого класса органических соединений начинается с практической посылки – со способов их получения. Химические свойства веществ рассматриваются сугубо прагматически – на предмет использования свойств веществ в промышленности, сельском хозяйстве, повседневной жизни. Объединение на химической базе знаний по физике, биологии, географии, экологии позволяет сформировать у учащихся старших классов целостную естественно-научную картину мира.

В учебник включены описания всех лабораторных опытов и практических работ, предусмотренных программой. В конце каждого параграфа приведены ключевые слова и словосочетания, а также достаточно большое количество вопросов и заданий, которые помогут учащимся закрепить пройденный материал. В учебнике имеется большое число цветных иллюстраций, что способствует максимальному усвоению и осмыслению информации.

Учебник является основой учебно-методического комплекта, в который входят следующие пособия:

Химия. 10 класс. Базовый уровень: метод. пособие (авторы – О.С.Габриелян, А.В.Яшукова);

Химия. 10 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 10 класс. Базовый уровень» (авторы – О.С.Габриелян, П.Н.Березкин, А.А.Ушакова, Г.В.Майорова, Н.В.Кузьмина, А.Е.Кириллова);

Химия. 10 класс: рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 10 класс. Базовый уровень» (авторы – О.С.Габриелян, А.В.Яшукова).

Расскажем о каждом из них подробнее.

Методическое пособие адресовано учителям. Оно включает тематическое планирование учебного материала по органической химии для базового уровня, в котором приведено распределение часов по урокам и темам для учащихся, имеющих учебную нагрузку по химии 1 и 2 часа в неделю; содержание материала уроков; примерный перечень демонстраций и демонстрационного эксперимента, а также лабораторных опытов; домашние задания в виде ссылок на параграфы и номера вопросов и заданий по учебнику.

В пособии также даны достаточно подробные методические рекомендации по проведению уроков по курсу органической химии базового уровня. В них предложены вопросы для бесед по изучению и закреплению нового материала, различные задания, дополнительный фактический материал, перечислены примерные темы сообщений, которые учащиеся могут подготовить к урокам по той или иной теме, тексты контрольных работ.

Материал о каждом из классов органических соединений предлагается рассматривать по определенному плану. Причем при изучении алканов рекомендуется разъяснить его сущность: показать, что план построен в соответствии с логикой изучения любого вещества (состав – строение – свойства – применение), однако имеет некоторые особенности, так как предполагает характеристику класса органических соединений, для которых характерны явления гомологии и изомерии, а затем показать образец действий согласно плану. При изучении других классов углеводородов (алкенов, алкадиенов, алкинов, аренов) у учащихся формируется умение применять данный план по аналогии в сходных условиях. Рассматривая классы кислород- и азотсодержащих органических соединений, необходимо развивать умение использовать данный план самостоятельно.

В приложении приведены таблицы с формулами углеводородов и кислородсодержащих органических соединений, которые можно использовать для организации как фронтальной, так и индивидуальной работы учащихся.

Важной составляющей данного учебно-методического комплекта является рабочая тетрадь. В ней предложена система заданий, позволяющих изучать и закреплять материал в определенной последовательности, формировать умения и навыки, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта для средней (полной) общеобразовательной школы по химии (базового уровня).

Рабочей тетрадью удобно пользоваться, так как задания в ней тематически соответствуют параграфам учебника.

Задания, предлагаемые для выполнения на уроке по той или иной теме, разделены на два блока. Первый блок заданий в основном предназначен для организации работы по изучению нового материала, и он соответствует рекомендациям к проведению уроков, предложенным в методическом пособии. Второй блок заданий содержит требования к уровню подготовки по данной теме, позволяющие сконцентрировать внимание учащихся на основополагающих знаниях и умениях, а также задания, выполняя которые, учащиеся имеют возможность получить представление об основных учебных целях, закрепить полученные знания и осуществить самоконтроль. Такая структура тетради способствует актуализации знаний и умений учащихся, развитию их мышления и мотивирует процесс обучения, так как школьникам становится очевидно, для чего им нужны полученные знания и умения.

Форма представления многих заданий, предлагаемых в тетради, позволит учащимся проверить правильность их выполнения. Это химические «крестики-нолики», таблицы, работая с которыми учащиеся выбирают буквы, соответствующие правильному ответу, и составляют из них определенное слово, связанное с изучаемой темой.

Одно из достоинств рабочей тетради – это соответствие тому материалу, который излагается в учебнике. Однако авторы также сочли необходимым включить в пособие задания, для выполнения которых учащимся необходимо использовать дополнительные источники информации: различные учебные пособия, научно-популярную литературу, журналы, электронные пособия, интернет-ресурсы. Это, с одной стороны, способствует тому, чтобы у учащихся не создавалось впечатления о том, что учебник – это единственный источник информации, а с другой – формированию умения проводить самостоятельный поиск химической информации. Задания, при выполнении которых необходимо использовать дополнительные источники информации, отмечены определенным знаком.

Огромное значение имеет сборник проверочных и контрольных работ, разработанный учителями-практиками, работающими в средней школе более 30 лет. Это пособие полностью соответствует структуре учебника и состоит из трех частей:

тематические проверочные работы;

разноуровневые контрольные работы;

комбинированные контрольные работы.

Тематические проверочные и комбинированные контрольные работы рассчитаны на академический час. Они составлены в пяти вариантах, четыре из которых имеют одинаковый уровень сложности, а пятый вариант выходит за рамки базового уровня и предназначен для учащихся, которые желают расширить свои знания и планируют сдавать ЕГЭ по химии.

Пособие включает 18 тематических работ, которые могут быть использованы учителем в качестве дидактического материала на уроках, для организации самостоятельной работы учащихся, с целью проверки усвоения учебного материала, а также три комбинированные контрольные работы.

Все предлагаемые тематические проверочные и комбинированные контрольные работы состоят из двух частей. Часть А каждой работы содержит тестовые задания с выбором одного правильного ответа и задания на установление соответствия. Часть Б содержит задания со свободной формой ответа и предусматривает написание уравнений реакций, условий их проведения, решение расчетных задач.

Большое число проверочных работ дает учителю возможность выбора темы, по которым он планирует осуществить контроль знаний. Учитель может использовать только одну часть работы (А или Б). Задание части Б могут быть использованы полностью или в виде отдельных заданий при составлении тематических индивидуальных карточек для учащихся, а также для проверки и закрепления знаний на отдельных этапах урока и в качестве домашнего задания.

Каждая проверочная работа оценивается в 50 баллов. Выполнение большинства заданий части А оценивается тремя баллами. Заданий со свободной формой ответа два-три, и они, как правило, оцениваются гораздо более высоким баллом. В таких заданиях учитывается не только полнота и правильность их выполнения (максимальный балл), но и отдельные этапы и элементы. Можно рекомендовать учителю при проверке работы разделить каждое задание на отдельные этапы (шаги) и производить пошаговую оценку задания в том случае, если оно выполнено не полностью.

Разноуровневые контрольные работы составлены с учетом принципов вариативности и дифференцированного подхода к обучению и контролю знаний, умений и навыков учащихся. Каждая работа представлена тремя уровнями, каждый из которых состоит из четырех вариантов. Задания первого и второго уровней соответствуют минимуму образования государственного стандарта по химии, а задания третьего уровня помогут школьникам подготовиться к экзаменам и олимпиадам.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте