search
main
0

Теория большого взрыва. Липецкий государственный педагогический университет имени Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского: не лениться – это по-нашему

​Начинать новую жизнь, как известно, лучше с понедельника. Для Липецкого государственного педагогического университета такой понедельник наступил год назад, когда его новое молодое руководство взяло курс на тотальную «перезагрузку». Волевым решением, поддержанным областными властями, началась грандиозная системная перестройка вуза. Уже первые ее результаты впечатляют, доказывая, что здоровые амбиции, помноженные на сумму неиссякаемой энергии, творческой активности и умения просчитывать свои шаги наперед, могут привести к большому взрыву, преобразующему действительность, творящему новый мир, новую реальность.

Липецкий педагогический университет как женщина – определить его истинный возраст практически невозможно. Открыт он был 85 лет назад под вывеской «Индустриально-педагогический техникум». После войны переименован в учительский институт, в середине 1950-х – в институт педагогический, а на пороге нового, XXI века получил статус университета. Нынешний, 2016 год принес с собой очередную точку отсчета: вузу присвоено имя Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского. Казалось бы, какая может быть связь между современным педагогическим университетом и знаменитым путешественником, родившимся почти два столетия назад, первым европейцем, взошедшим на неведомые Тянь-Шаньские горы? На деле – самая прямая, чтобы не сказать – сакральная. Начать с того, что усадьба Рязанка, где некогда родился будущий вице-председатель Императорского Русского географического общества и действительный член всех российских университетов, долгое время принадлежала ЛГПИ. Студенты и преподаватели участвовали в ее реставрации и много лет ездили туда на практику: одни на биологическую, другие на художественную. В непростые постсоветские времена эта собственность стала институту не по карману, в имении открыли музей, но к липчанам здесь по-прежнему относятся как к родным. Не прерывается и теплая дружба с потомками Семенова-Тян-Шанского, чья родительская «карьера» оказалась не менее блестяща, чем достижения на научном, общественном и государственном поприще: у Петра Петровича было восемь детей и тринадцать внуков. Когда в прошлом сентябре университет в очередной раз встречал у себя правнука Петра Петровича, последнего прямого потомка по мужской линии, который носит эту знаменитую фамилию, полученную по личному указу императора Николая II, тот обмолвился, что к нему обратился один из петербургских вузов с просьбой присвоить ему имя Семенова-Тян-Шанского. Однако, посовещавшись, наследники петербуржцам отказали. «А вот если бы Липецкий государственный педагогический университет нас об этом попросил, мы бы согласились», – как бы невзначай заметил высокий гость. И Липецкий государственный педагогический университет попросил…- Мы внимательно изучили биографию Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского, и чем больше узнавали о нем, тем отчетливее понимали, что, хотя формально он не педагог, вся жизнь его – это путь великого учителя, – рассказывает и. о. ректора университета Нина Федина. – Ведь если фундамент педагогики – это деятельностная основа бытия, или деятельность, преобразующая окружающую реальность, то Петр Петрович был именно тем человеком, который умел менять мир вокруг себя. Лучшего, достойнейшего примера, наверное, и не найти. Поражает его способность к самообразованию, которым он занимался до конца дней своих. А его главный завет «Не лениться!», думаю, стоит взять на вооружение любому из нас. Незадолго до того, как университет прошел обряд «крещения», группа преподавателей выиграла два гранта Русского географического общества. Первый, полученный из рук Президента РФ Владимира Путина, предназначался для изысканий в родовом гнезде Семенова-Тян-Шанского. Второй пошел на разработку туристического маршрута и создания путеводителя по местам следования многочисленных экспедиций Петра Петровича. Совпадение? Нет, скорее предзнаменование!Что помимо новенькой таблички у центрального входа и чувства собственного достоинства принесет вузу доброе имя Петра Петровича? Поверьте, здешние планы величественны и грандиозны, как Тянь-Шаньские горы, исследование которых в свое время прославило уроженца усадьбы Рязанка на весь мир. Во-первых, в университете планируют возобновить угасшую традицию Семеновских чтений, сделав их громкими и регулярными. А поскольку все кафедры и институты считают Петра Петровича своим личным покровителем – для худграфовцев он член Академии художеств, для биологов – энтомолог, для экономистов и специалистов по муниципальному управлению – отец русской статистики, организатор первой в России переписи населения, для историков – один из руководителей комиссии по отмене крепостного права, про географов вообще говорить нечего, – конференции эти обещают стать настоящим событием с большим научно-исследовательским потенциалом. Во-вторых, имя Семенова-Тян-Шанского открывает перед липчанами широкие перспективы международного сотрудничества: потомки Петра Петровича преподают в знаменитых университетах, в Сорбонне, например, а потому сам Бог велел дружить и общаться. Эрмитаж, которому Петр Петрович, страстный коллекционер, передал свое личное, крупнейшее в России, собрание нидерландской живописи, уже пригласил липецких студентов на практику. Вот-вот появятся и первые видимые результаты: в конце учебного года в университете запущен проект по благоустройству «Терра», возле центрального корпуса будет разбит сквер с небольшим ботаническим садом, куда высадят деревья и растения, открытые и впервые описанные Семеновым-Тян-Шанским. А буквально через несколько дней на базе института естественных, математических и технических наук Липецкого государственного педагогического университета открывается учебно-научная лаборатория географии и экологии Липецкой области имени П.П.Семенова-Тян-Шанского, оснащенная самым современным оборудованием.Но главное, надеются в Липецком педагогическом, новый статус не только откроет перед университетом многие двери, но вдохнет в его повседневную жизнь тот пассионарный дух, наполнит той атмосферой созидания, которые будут достойны памяти Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского. Первые успехи не заставили себя ждать. Ректорат, правда, весьма осторожен в самооценке, с выводами и прогнозами не торопится, но со стороны виднее. За последний год время здесь будто спрессовалось, а потом пустилось вскачь, вобрав в себя множество событий, которых другим хватило бы на трудовую пятилетку. Начать с того, что в Липецкой области создан педагогический кластер, давший толчок к усовершенствованию всей региональной системы образования. ЛГПУ не только активный его участник, но застрельщик, основной инициатор и ключевой игрок. Первое же совещание, проведенное в рамках кластера, было посвящено новым подходам к формированию банка тем выпускных квалификационных работ и к самой структуре ВКР по педобразованию. На встречу пригласили учителей, выступавших от лица работодателей. И все они в один голос говорили о том, что нынешняя проблематика работ оторвана от жизни, далека от реальной школьной практики, от истинных потребностей региональной системы образования. В результате долгих дискуссий и споров родился новый широкий круг тем ВКР по каждому направлению, одновременно и практико-ориентированных, и научно-исследовательских, в которых школа по-настоящему заинтересована. – Когда наши преподаватели вернулись с этой встречи, многие вздыхали: как же далеки мы, оказывается, от народа, – улыбается Нина Владимировна. – И вот мы наконец услышали реальную школу, а школа в свою очередь услышала нашу профессуру. Без этого тесного контакта дальше двигаться было бы бессмысленно, потому что это путь в пустоту. Теперь банк тем готов, университет будет над ними работать, развивать, мы планируем этот список ежегодно обновлять, дополнять и модернизировать. Только такой тесный контакт школы и вуза способен улучшить качество подготовки наших выпускников, будущих учителей. – Чего работодателю не хватало в ваших классических темах? – Реальности. Учителей смущало, что выпускники рассматривают важные проблемы весьма общо, в отрыве от школьного класса, живых детей, действующих методик. Ну, например, ни в одной из тем ни по одному из направлений они не встретили упоминаний о ФГОС общего образования. Теперь же мы договорились , что наши студенты начинают писать ВКР сразу на первом курсе. Не за месяц-два до защиты, когда кирпич лепится из всего, что под руку попадется, сдается, а потом содержание его забывается, как страшный сон. А с первых дней в университете, через систему практик, спецсеминаров, курсовых и проектных работ мы начинаем вдумчиво, не торопясь, разрабатывать какой-то важный вопрос. Жизнь течет, меняются взгляды и представления о предмете, все они фиксируются, осмысливаются, перерастая в серьезный труд, охватывающий разные стороны системы образования. Обновление банка тем выпускных квалификационных работ – это задел на будущее, и первый «урожай» случится еще не завтра. Кардинальная реформа десятилетиями выстраивавшейся схемы педагогических практик – вызов настоящему. И он брошен. На прошедшей в июне встрече представителей кластера было решено организовать в университете непрерывную систему практики, чтобы уже с первого курса студент ориентировался в школе не хуже, чем у себя дома. – Начиная со второго семестра мы выводим студентов в реальные, «полевые» условия образовательной среды, – рассказывает проректор по учебной работе Владимир Зияутдинов. – Пусть привыкают, наблюдают за тем, что позже им предстоит еще изучить в теории, а через некоторое время и повторить, давая собственные уроки. Для того чтобы эта модель заработала без сбоев, как швейцарские часы, университет с подачи областного управления образования и науки открывает в стенах школ-партнеров свои базовые кафедры. Звучит буднично, на деле же это, как полет на Луну, опыт для отечественного образования новый, по-своему уникальный. – Базовые кафедры в России существуют, но не в рамках педобразования, – поясняет Владимир Сергеевич. – Тут мы себя считаем пионерами. Исходили мы из того, что педагога невозможно подготовить лишь в стенах университета. Часть программы по определению должна взять на себя школа. Но помимо традиционной практики мы отдаем партнерам и наши отдельные дисциплины, курсы по выбору, спецсеминары, которые будут вести не вузовские преподаватели, а учителя. Мы принимаем их в штат, платим им заработную плату. Схема эта идеально вписывается в новый стандарт, который предусматривает активное участие работодателя в реализации программ высшего образования. Чтобы опробовать эту непростую модель, не сесть на мель и не наскочить на невидимые глазу прибрежные рифы, для пилотного запуска выбрали пять сильнейших университетских направлений, методических «тяжеловесов», которые, убеждены в ректорате, выдержат любой натиск: дошкольное образование, русский язык, информатику, историю и физическую культуру. По каждому из них откроются две параллельные кафедры: в городской и сельской школах, чтобы студенты видели разницу подходов. Школы, естественно, тоже не простые – каждая прошла через областной проект «ДНК образования» («Достижение наивысшего качества образования»). – Идея эта выгодна всем, – подчеркивает Владимир Зияутдинов. – Для учителей это повышение квалификации и своего научно-методического уровня, возможность работать над серьезными проектами, защищать диссертации. Университет проникается идеями, которыми живет средняя школа. Администрация присматривается к студентам и выбирает лучших из лучших. Более того, в будущем их не придется переучивать, «подгонять» под себя, и знаменитая фраза: «Забудьте все, чему вас учили в институте», – отныне теряет и смысл, и актуальность. Еще один «ход конем», на который решилось молодое руководство вуза – участие во всероссийском проекте «Мастер-класс», который Рособрнадзор запустил пока всего лишь в трех регионах: в Москве, Удмуртии и Липецкой области. Лучше всего суть акции описывает классическая миниатюра Аркадия Райкина: «Зачем балерина зря крутится, надо к ней динамо-машину привязать». Вот и в Рособрнадзоре подумали: к чему видеокамерам и каналам спецсвязи, установленным в классах для наблюдения за ходом ЕГЭ, целый год без дела простаивать, когда на них можно уроки записывать?! – Вот вы только представьте: идет студент на практику. Дает урок, а кто его видит? – спрашивает проректор по учебно-воспитательной и социальной работе Денис Кретов и тут же сам себе отвечает: – В лучшем случае – методист и школьный учитель. Конечно, они потом его разберут, на ошибки укажут, но все равно это какой-то междусобойчик. Другое дело, если урок транслируется в Интернете, да еще и записывается сразу с двух камер. Денис Владимирович, как настоящий телепродюсер, развивает свой «медиаплан», сочными мазками очерчивая все мыслимые и немыслимые бонусы проекта.- Практикант дает урок, и его в режиме реального времени на специальном интернет-портале смотрят другие студенты, преподаватели. Трансляцию можно в любой момент остановить, проанализировать явную удачу, подметить оплошность. Тут все как на ладони: настроение детей, реакция учителя, спады и подъемы. Без спешки, по косточкам можно разобрать занятие и с методической, и с психологической, и с санитарно-гигиенической точки зрения. И выставить комплексную оценку: свои замечания выскажут методисты, однокурсники, дети и даже родители. Раньше о такой объективности и прозрачности можно было только мечтать. И если у нас получится доработать этот проект с Рособрнадзором, с региональным управлением образования и науки, поверьте, это будет второй липецкий опыт!Начало видеотеке уже положено: во время зимней практики университет записал первые 26 уроков студентов и учителей 64-й липецкой школы.- «Мастер-класс» – это новая ступень и в межшкольном взаимодействии, – размышляет Нина Федина. – Потому как на самом деле образовательные организации друг с другом по-настоящему не знакомы. Считается, что 12-я школа хороша, 64-я – прекрасна, но что в них на самом деле замечательного, никому доподлинно не известно. Теперь же появилась возможность доказать свою уникальность в действии: учителя могут записывать занятия и демонстрировать этот опыт всему миру. Урок перестает быть тайной за семью печатями, и школа становится открытой не на бумаге, а в реальности. И будущий работодатель больше не покупает кота в мешке, отныне он сможет просмотреть все уроки молодого педагога, заранее понять, кого принимает в свою команду.- С методической точки зрения этому проекту цены нет, – считает проректор по научной работе ЛГПУ Ирина Бурмыкина. – В Интернете ежедневно появляются сотни, тысячи разработок уроков, но кто гарантирует их качество? Здесь же мы имеем дело с проверенным, отрецензированным содержанием, и этим банком данных со временем сможет пользоваться вся страна. Эту команду надо видеть! Молодые, красивые, азартные, переполненные планами и идеями. Им хочется все успеть, и сделать это блистательно. Такими в американском кино показывают начинающих бизнесменов, которые стоят на пороге собственного стартапа, дела жизни, ради которого они готовы рискнуть всем – лишь бы получилось, срослось, выстрелило. Для и. о. ректора Нины Фединой и ее коллег Липецкий государственный педагогический университет имени Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского и есть такой стартап, где на карту поставлено многое – имя, деловая репутация и ничем не измеряемые душевные силы, вылившиеся в желание вывести свой вуз в лидеры, а студентов – в профессионалы высочайшего уровня. Такая активность невероятно заразительна. Студентам просто неловко сидеть сложа руки, видя, как работают их преподаватели. И этим летом они привезли из Москвы победу в номинации «Лучший орган студенческого самоуправления» Всероссийского конкурса «Студенческий актив».- Наша модель самоуправления интересна тем, что работает за счет внутренней силы самих студентов. Это такой «вечный двигатель», который сам себя раскручивает, – объясняет Денис Кретов. – Для начала мы провели глобальное анкетирование, выяснив у двух с половиной тысяч молодых людей, что их в жизни по-настоящему интересует. Так в стенах вуза появились комитеты по науке, по культуре и искусству, по физической культуре, спорту и туризму, по экологии и благоустройству, по общественно-политической и патриотической работе, по педагогике и социальному проектированию, комитет по самоуправлению. И надстройка – пресс-центр. Каждый студент может входить в один или в два комитета. Дальше мы отошли в сторону, и теперь ребята взаимодействуют между собой, предлагают мероприятия, формы и методы их проведения. Свои идеи несут в ректорат. Мы отвечаем. У каждого комитета есть свой руководитель, входящий в объединенный совет с председателем и сопредседателем во главе. Всего за несколько весенних месяцев они развили такую деятельность, что только поспевай за ними. И это здорово – в конце концов, это ведь их университет…И еще одна новость украсила биографию ЛГПУ этим летом. По результатам вузовского мониторинга университет признан эффективным. Лишь один невыполненный пункт, возможно, стоит в нем всех остальных выполненных: не дотянутый до порогового значения показатель по науке вместе с тем демонстрирует годовую динамику +82%… Как ни крути, а завет Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского «не лениться» работает!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте