search
main
0

Тень бабочки. Конференция для особых детей на тему «Наука через искусство»

Читателям «Учительской газеты» уже знакома история дружбы учеников школы №875 и интерната №44 для детей с ограниченными возможностями здоровья (сейчас ГБУ «Комплексный реабилитационно-образовательный центр»), о ней в №3 от 19 января 2016 года рассказала Наталия Викторовна Богданова. Сегодня мы продолжаем тему.

Каждая встреча с детьми в интернате связана с художественным творчеством. Работая с различными материалами, получая удовольствие при создании своих шедевров, ребята в ненавязчивой форме могут усвоить множество научных понятий. Учитывая сложности со здоровьем детей, их особую коррекционную программу учебы, трудности и вместе с тем тягу к неизвестным понятиям и открытиям, мы решили провести для них занятие-игру «Научная конференция «Наука через искусство». Идея возникла после прочтения книги «Наука через искусство» Мэри-Энн Кол и Джин Поттер. Нашими коллегами в разработке конференции стали ученики 8-го «А» класса.Выбор темыВыбирая темы для исследований, мы старались так составить задания, чтобы дети не были пассивными слушателями, а сами активно участвовали в поиске решений и в исследованиях. Науки, которые выбрали: математика, химия, физика, изобразительное искусство, музыка.Предварительная работа, поиск заданийШкольники разбились на «лекторские» группы по интересам: математики, физики, химики, художники и музыканты. Задача – объединить самые простые познания в области науки и творческие решения самих ребят в области искусства.Исследования, поиски литературы, опыты, консультации со специалистамиВыполняя творческие задания, дети задают различные дополнительные вопросы: как получаются различные цвета в природе? Почему одни краски растворяются в воде, а другие нет? Почему в жизни, в быту так много треугольных сооружений и предметов быта?Выполняя роль «научных специалистов», школьники сами должны провести исследовательскую работу, самостоятельно изучить проблемы, часто выходящие за рамки урока, подготовить материалы для опытов, посоветоваться с консультантами, проделать опыты.МатематикаКонечно, это в первую очередь геометрия, и в частности треугольник. С этой фигурой, с одной стороны, связана интереснейшая эпоха зарождения математики как науки, с другой – практическое применение треугольников с древних времен и до наших дней. Наконец, восьмиклассники в этом году по программе должны изучить теорему Пифагора и погрузиться в мир прямоугольных треугольников. Поэтому было решено пройти путь великих математиков от простых понятий до сложных и, разобравшись в тонкостях темы, помочь ребятам из интерната сделать аналогичные открытия. Ребята вспомнили различные предметы треугольной формы, окружающие нас, убедились в жесткости треугольных конструкций, погрузились в историю теоремы Пифагора, самой важной в курсе геометрии. Пришли к выводу о том, что Пифагор превратил математику в дедуктивную науку – ввел доказательство. На основе теоремы возникла новая наука – тригонометрия. Применяется теорема в строительстве, архитектуре, искусстве.ХимияСвои исследования химики посвятили проблеме получения растворов, использованию красителей. Они выполняли художественные работы и объясняли, что происходит в процессе создания картины с научной точки зрения.Для примеров были выбраны варианты с растворимыми и не растворимыми в воде красками. Самостоятельно были получены красители из природных материалов (луковая шелуха, ольха, свекла, кора дуба) и использованы пищевые красители. Чтобы понять, как смешиваются растворы, были сделаны рисунки по мокрой бумаге. Как объяснить, что краски расплываются по поверхности бумаги и соединяются, образуя нежные переходы? Здесь мы столкнулись с тем, что для объяснения этих явлений надо вспомнить законы молекулярной физики. Ребята с интересом изучали историю растворимых красок в разных странах мира.Второй пример – нерастворимые красители, когда краска и вода не смешиваются друг с другом. На этом свойстве построено целое направление в живописи – эбру, когда в лоток, наполненный водой, капается раствор жидкой масляной краски или специальных красок, образующий своеобразную пленку, на которой с помощью шила или жесткой кисти можно сделать различные узоры. Окуная бумагу или какой-либо предмет, мы получаем необычный узор, который всегда неповторим и вызывает восторг у ребенка.ФизикаФизики заинтересовались исследованиями света. Какого цвета свет? Проведя опыты с лучом света, проходящим через призму, они получили наглядное подтверждение того, что белый луч света состоит из семи основных цветов спектра. Подготовились к вопросам о радуге, о смешивании цветов.Луч света распространяется по прямой линии, он не может обогнуть препятствие, которое мы поставили перед ним, например изображение из черной бумаги. На стене возникает тень, которая имеет ту же форму, что и вырезанные контуры. Тень на стене – силуэт. Вырезав различные цветы, птиц, ребята создали целый арсенал для театра теней. Совместная работа на конференцииПосле предварительной подготовки мы приступили к общей конференции.Все дети разбились на группы по интересам. Подготовленные лекторы (школьники) прочитали небольшие сообщения о предстоящей работе в каждой из групп. Ребята вместе должны были в течение 15 минут подготовить доклады по своим проблемам.Следующий этап – выступление перед всей аудиторией. Важно, что ребята из интерната с удовольствием подключились к докладам, отвечали на вопросы, вели дискуссии. Математики со знанием дела показывали свои достижения в области геометрии: изобразили прямоугольный треугольник с помощью обычной веревки. Заключительный момент – выступление импровизированного ансамбля с музыкальными инструментами –  треугольниками.Химики создали картины из красок, особенно понравилась техника эбру. Дети удивлялись результатам. Все смогли попробовать себя в роли художников!Физики, изучив теоретическую часть, приступили к показу теней на стене и на потолке с помощью фонарика, используя не только готовые вырезанные бумажные элементы, но и тени от собственных рук.Неотъемлемой частью нашей конференции была музыка. Это был не просто фон для выступлений наших докладчиков. Влияние музыки на детей, особенно на детей-инвалидов, тщательно изучалось и во время предыдущих встреч анализировалось. Многим детям из интерната трудно говорить, но пение помогает дыханию, развивает речь, музыка помогает передать эмоции, общаться. Дети с нетерпением ждут встречи со всеми, кто может им помочь в этом.Музыкальная терапия – один из видов арт-терапии, способ эмоционального воздействия на ребенка. Тщательно подобранная для каждого направления, звучала музыка Чайковского, Бетховена, Моцарта, Листа.Когда слушаешь музыку, погружаясь в море звуков, уменьшается тревожность, усиливается внимание, стимулируется работа мозга. Подведение итогов    Научные объяснения в занимательной форме вызывают у детей радость открытия, желание узнать еще больше, а эксперименты развивают любопытство, внимание, память и навыки. Удивление от полученных новых знаний в нестандартной обстановке стимулирует желание узнать больше, раскрывает возможности наших детей.    Школьники расширили свои знания в области наук, вышли за рамки урока, объединили свои усилия с ребятами из интерната. Дети с ограниченными возможностями здоровья чувствовали себя комфортно в рамках предложенных заданий, были активны и инициативны.    Мы использовали интегративные формы работы. Наука и искусство, дополняя друг друга, объединившись, помогли ребятам лучше понять окружающий мир. Дети открывают для себя искусство и науку как единое понятие.     Наш проект – нестандартная форма общения школьников и учеников интерната.     Что самое трудное в общении? Чем больше узнаешь ребят из интерната, чем ближе контакт с ними, тем больше понимаешь, как важно быть тактичным и внимательным с ними, взвешивать каждое слово, каждое действие, избегая бестактности.Наши ученики тоже размышляют об этом: «Мне бы хотелось пожелать ребятам, которые приезжают сюда, открытости и смелости. Главное – думайте, а потом говорите и делайте, иначе рискуете задеть чувства этих тонких и хрупких натур». (Аня, 8-й класс) ​Наталия БОГДАНОВА, педагог дополнительного образования,Елена САЙКО, учитель математики,Елена СТРУС, учитель музыки школы №875 Москвы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте