search
main
0

Темпы роста впечатляют. Во многом потому, что они весьма незначительные

В 2012 году Президент России Владимир Путин подписал Указ №597 «О мерах по реализации государственной социальной политики», в котором были поставлены цели повысить к 2018 году размеры заработной платы работников бюджетной сферы в полтора раза. В 2016 году вышло поручение Президента РФ №Пр-1139 об обеспечении с учетом складывающейся социально-экономической ситуации достижения в 2018 году целевых показателей повышения оплаты труда работников бюджетной сферы. Учитывая это, Общероссийский народный фронт совместно с фондом «Национальные ресурсы образования» провел исследование реального достижения Правительством РФ целевых показателей, обозначенных главой государства. О его результатах, а также о многом другом мы беседуем с директором фонда Татьяной ПОЛОВКОВОЙ.

– Татьяна Викторовна, проблема зарплаты – тема очень деликатная, ибо официально мы слышим радостные доклады о повсеместном росте благосостояния российских учителей, а параллельно в других источниках появляется огромное количество сообщений о неуклонном снижении доходов. Расскажите о том, какие утверждения ваше исследование подтвердило, а какие опровергло.- Нам было важно получить реальную картину условий труда педагогов по всей России и сравнить ее с итогами мониторинга прошлого года. В общей сложности мы пообщались более чем с тремя тысячами учителей. Опрос показал, что темпы роста заработной платы остаются незначительными. Учителя в муниципальных школах, по их словам, не получают тех сумм, о которых заявляет Росстат. Даже тот уровень зарплаты педагогов, который мы увидели, достигается за счет колоссальной нагрузки, в некоторых регионах среднее количество уроков, которые учитель проводит за одну неделю, достигает 30 часов. У отдельных учителей, которые ведут 2‑3 предмета, нагрузка гораздо выше.Нарастает проблема расчета и начисления стимулирующих выплат, которые изначально были призваны связать улучшение материального положения учителя с ростом эффективности его работы. Введение эффективного контракта, который должен был спасти ситуацию, сейчас ее усугубляет – где-то критерии оценки эффективности стали труднодостижимыми, где-то уменьшилась стоимость балла, где-то баллы стали не только стимулирующими, но и штрафными. Неудивительно, что каждый пятый учитель задумывается об уходе с работы.Если мы хотим, чтобы рывок, о котором говорится в майских указах президента, был совершен и российская школа оказалась в десятке лучших в мире, нам предстоит разрешить эти проблемы.- Для того чтобы повысить зарплаты учителям, регионам нужны деньги. Средств на это, как правило, не хватает, а то и вовсе нет. Но вместо того чтобы заявить об этом честно, чиновники начинают мудрить, перераспределять деньги, увеличивать нагрузку, урезать льготы и т. д. Не является ли это лицемерием и грандиозным обманом людей на государственном уровне?- Расхождение между статистической средней зарплатой и средней зарплатой, которую учителя видят у себя и своих коллег, можно объяснить методикой расчета. Учителей оскорбляет именно непрозрачность системы. Нагрузка увеличивается до полутора-двух ставок, в зарплату включаются доходы от платных услуг, происходят какие-то изменения в методиках расчета, а размер выплат не увеличивается. Уже не первый год педагоги и эксперты говорят о том, что нужно оперировать понятием «оплата за ставку педагогической работы», и именно ее нужно повышать. И президент неоднократно подчеркивал, что зарплата в сфере образования должна продолжать расти.- В ряде регионов на протяжении многих лет были опробованы различные подходы в плане оплаты труда учителей. Следует ли ожидать, что в ближайшем будущем наконец эти подходы будут унифицированы по всей стране или субъекты РФ и дальше будут реализовывать разные варианты НСОТ?- Пока реализуются разные варианты НСОТ, непрозрачность выплат учителям будет увеличиваться. Так, например, модель, основанная на ученико-часе, напрямую зависит от количества обучающихся. Она вызвала даже некоторые позитивные ожидания в регионах с высокой плотностью населения, большими школами с хорошей наполняемостью. Но возникали и ситуации, когда школе платили, скажем, только за 25 детей в классе, даже если по факту занимались 28‑30 ребят. То есть устанавливался верхний предел. Были и случаи использования понижающего коэффициента для крупной школы со стороны муниципалитета – на одного ребенка выделяли 0,89 от установленной суммы. С этими историями, как правило, имеет дело директор, а многие учителя до сих пор не знают, как формируется их зарплата и какие факторы на нее влияют. По сравнению с опросом прошлого года количество учителей, которые не знают, по какой модели рассчитывается их зарплата, увеличилось с 22 до 36%, как и количество педагогов, не знакомых с положением об оплате труда, – с 15 до 30%. Унификация, безусловно, необходима.- Что больше всего беспокоит и раздражает российских педагогов в плане их зарплаты и нагрузки (за исключением абсолютно очевидного «зарплата слишком маленькая, а нагрузка слишком большая»)?- Учителя признаются, что «в зарплате не так огорчает ее размер, как махинации администрации за спиной учителей. Никто не знает, кто, сколько и за что получает. Нет даже права задать этот вопрос администрации – будешь получать еще меньше». Стимулирующие выплаты свою мотивирующую роль не выполняют, многие чувствуют себя обманутыми. Учителя сообщают об их несправедливом и непрозрачном начислении, о том, что объем доплат от месяца к месяцу может отличаться в несколько раз, а балл от года к году «стоит» по-разному. В некоторых школах стимулирующие вообще не выплачиваются. Об этом сообщили 12% опрошенных, на 3% больше, чем в прошлом году. Педагоги отмечают, что стимулирующие выплаты «дают в том размере, в котором решит администрация школы», «начисляют непрозрачно, фактически без учета листов эффективности», «распределение стимулирующего фонда несправедливое», «баллы не только начисляются, но и вычитаются», «с января 2018 года уровень стимулирующих выплат упал», а «1 балл «стоит» уже не 150 рублей, как раньше, а 1 рубль».Больше половины педагогов также сообщили о том, что не получают компенсационные выплаты за сверхурочную работу, совмещение должностей или работу в особых условиях. Это заставляет педагогов искать дополнительные источники дохода – брать дополнительную нагрузку в школе, заниматься репетиторством или непрофильной деятельностью.В плане нагрузки педагогов больше всего беспокоят чрезмерный объем бумажной работы, повышение требований со стороны администрации школы и органов управления образованием. Большинство респондентов считают, что это приводит к тому, что учителя становятся более загруженными, растет количество отчетности, а вместе с ней – усталость и раздражение от работы.- Татьяна Викторовна, насколько сильно отличаются подходы к оплате труда педагогов у нас в стране и в других государствах? Можем ли мы перенять чужой опыт или это нереально?- Согласно работам западных исследователей в странах ОЭСР действует система оплаты труда, основанная на недельной рабочей нагрузке. Заработок каждого работника, в том числе учителя, рассчитывается исходя из того, что он работает 36‑40 часов в неделю, из которых собственно уроки – чуть больше 20 часов. Международное исследование по вопросам преподавания и обучения (TALIS), проведенное в 2013 году, показало, что наши учителя работают больше, чем в других странах, – более 46 часов в неделю. В других странах, участвовавших в исследовании, – не более 38. Наши учителя больше времени тратят на отчетность – свыше 4 часов при среднем значении в 3 часа. Опросы, проводившиеся Общероссийским народным фронтом в 2017‑2018 годах, показали еще большие значения: рабочая неделя до 70 часов, включая общение с родителями и выполнение непедагогических задач. При этом мы знаем, что заработная плата учителя в России и в абсолютном, и в относительном выражении ниже, чем зарплата в Европе, США, некоторых странах Южной Америки. Очевидно, что снижать надо ненужную бюрократическую нагрузку, упорядочивать принцип расчета заработной платы.- Любое действие вызывает противодействие. Как учителя противодействуют стремлению увеличить их нагрузку и/или снизить их зарплату? Готовы ли они выйти на митинги или объявить забастовку, чтобы отстаивать свои права на достойную зарплату? Если нет, то почему, если да, то почему мы этого до сих пор не наблюдаем?- Многие учителя сегодня не готовы защищать свои права даже менее радикальными способами, опасаясь недовольства руководителя или увольнения. У администрации школы очень много возможностей сделать так, чтобы трудовая жизнь работника стала невыносимой. Однако в крайних случаях – хронические полные или частичные невыплаты зарплаты, резкое ее снижение – учителям ничего другого не остается. В конце 2017 года забастовкой пригрозили учителя в Курганской области, еще ранее забастовку объявляли в Забайкальском крае. Педагоги пытаются противодействовать стремлению увеличить нагрузку или снизить заработную плату – подают петиции, обращаются в общественные организации, СМИ, создают профсоюзы, объединяющие больше половины работников, с которыми по закону работодатель обязан согласовывать все локальные нормативные акты.- Насколько эффективно профсоюзы защищают права педагогов? И есть ли еще какие-либо организации, которые занимаются тем же?- Профсоюз сегодня является единственной общественной организацией, имеющей право по закону и способной на деле представлять и защищать права работников при возникновении конфликтных ситуаций в учреждении и при решении социальных вопросов, вопросов аттестации, заключения трудовых договоров, распределения нагрузки, сокращения, представительства в суде. Многие вопросы, в том числе связанные с задержкой и невыплатой заработных плат, успешно решает Общероссийский народный фронт. Есть общественные организации, которые помогают педагогам юридическими консультациями. Сейчас даже крупные сообщества педагогов в социальных сетях стараются привлекать таких консультантов на общественных началах.- Современных учителей нередко упрекают в чрезмерном прагматизме и недостатке романтического энтузиазма, в неумении и нежелании работать за идею. Так ли это, на ваш взгляд?- Есть разные учителя. Кто-то более прагматичен, кто-то – менее. У кого-то энтузиазм сохраняется и при высокой нагрузке, а у кого-то он испаряется достаточно быстро. Но в целом педагогам, как учителям, так и воспитателям детских садов, свойственно вкладывать в школу больше, чем они получают. Они вкладывают даже собственную зарплату, покупают расходные материалы, украшают кабинет, покупают небольшие призы и подарки для детей. Есть педагоги, которые на свои деньги одевают и кормят учеников из неблагополучных семей.И все же работа учителя не волонтерство. Это волонтерам мы благодарны за готовность вкладывать свои время и силы безвозмездно. А работа с детьми при условии искреннего вклада душевных сил в каждого из них – это колоссальный труд. И учитель за достойный труд должен получать достойное вознаграждение. К нему нельзя относиться как к мелкому клерку, который должен выполнять разные ситуативные задания. Сейчас учителя распространяют билеты на никому не интересные концерты и представления, участвуют во всевозможных флешмобах во время уроков, пишут пофамильные отчеты о трудоустройстве выпускников, организуют ремонты кабинетов и так далее. Не каждый взрослый сможет оставить все это за дверью класса и искренне ориентировать детей на будущее, на новые открытия. И некоторые учителя уходят из школы именно для того, чтобы сохранить уважение к себе и к профессии.- Говорят, что российская школа до сих пор держится на кадрах, воспитанных еще во времена СССР и в духе социалистической идеологии. Согласны ли вы с этим? Отражает ли данную позицию исследование, проведенное вами?- Работать в школе непросто. И это одна из главных причин, почему молодые люди не стремятся выучиться на педагога и вернуться в школу. А если и приходят, то надолго не задерживаются. Согласно TALIS 2013 года российский педагогический корпус на тот момент был самым пожилым в мире, его средний возраст составлял 51 год. В 2017 году, по данным статистики, в школах работали всего 5% учителей младше 25 лет и 24% – старше 55. От взрослых педагогов чаще, чем от молодых, можно услышать: «А кто будет их учить, если я уйду?» Молодые учителя более мобильны, они готовы уйти, если есть куда. В итоге почти половина учителей сообщили нам о нехватке в школах от одного до десяти преподавателей. 39% из них говорят о нехватке учителей иностранного языка, 30% – русского языка и литературы, 26% – начальных классов. Педагоги пишут: «В начальной школе проблема с кадрами. Учителя увольняются в течение года, приходится их заменять. Проводишь пять уроков в одну смену, пять – в другую. А дома тебя еще ждут тетради, которые нужно проверить» (Ульяновск); «2/3 учителей – пенсионеры, но вынуждены работать, так как их некем заменить, да и на одну пенсию не прожить» (Великий Новгород); «Огромная нагрузка, нет возможности полноценно отдохнуть после рабочего дня, отказаться от нагрузки тоже возможности нет, так как не хватает учителей в школе» (Иваново).В сельских школах дефицит предметников ощущается еще острее. Больше всего не хватает учителей математики, физики, русского языка и химии. Власти пытаются решить эту проблему. Развивается программа «Мобильный учитель», когда педагогу выделяют автомобиль для поездок в сельские школы. В регионах действуют программы привлечения учителей в село – дают до миллиона рублей подъемных. Для молодых людей это хорошее подспорье.От редакцииА как у вас обстоят дела с заработной платой? Выросла ли она, как констатируют официальные источники, и если да, то за счет чего? Или же снизилась?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте