search
main
0

Темпераментная визуализация. Как переплавить зависимость детей от гаджетов в активность на уроке

Учитель английского языка Лариса Григорьевна Хижнякова работает в гимназии №76 г. Ростова-на-Дону с 1990 года. Преподает английский и руководит работой методического объединения учителей иностранных языков. Учитель высшей квалификационной категории, победитель конкурса лучших учителей России в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2007 и 2012 годах, почетный работник общего образования Российской Федерации, образцовый учитель SMART – все эти титулы и награды педагога результат активной и деятельной жизни, постоянного стремления к освоению нового, потребности быть хорошим наставником для своих учеников. Когда-то запали в ее душу слова американского философа Джона Дьюи, которые стали ее профессиональным кодексом чести: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра…»

– Лариса Григорьевна, с чего начался ваш путь в интерактивную обучающую среду?- Современный ритм жизни требует от педагога непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Ведь учитель – это не только и не столько хранитель знаний, образец поведения для детей, сколько мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Поэтому не случайно в 2008 году в моем кабинете появилась интерактивная доска. К тому моменту в гимназии уже были доски SMART, и я была знакома с программным обеспечением SMART Notebook. Кроме того, с большим интересом изучила опыт зарубежных коллег на сайтах Канады, США и других стран. Эти знания помогли нам освоить и эффективно использовать новое оборудование. А когда в 2011 году я победила в профессиональном конкурсе «Лучший урок SMART», в моем кабинете появились беспроводной планшет, документ-камера и другое оборудование. – Сегодня вы являетесь уже образцовым учителем SMART. Что для вас означает этот статус?- Интерактив захватил, увлек, появились новые идеи, требующие воплощения. И тогда я сделала следующий шаг. На сайте http://www.smarttech.ru подала заявку на участие в программе «Образцовый учитель SMART», и она была одобрена. Так я вошла в интерактивное пространство, где учителя со всего мира обмениваются опытом, делятся идеями, рассказывают о достижениях своих учеников. И у меня тоже появилась возможность стать частью мирового сообщества учителей-инноваторов на платформе GOLD STAR SEE (http://goldstarsee.smarttech.com), участвовать в конференциях, тестировать новые продукты. Я получила от компании SMART новую интерактивную доску и свежую версию программного обеспечения SMART Notebook 14. Но самый главный результат этой работы – счастливые глаза учеников.- Сравните, пожалуйста, эти два периода своей работы: до и после применения интерактивного оборудования на уроках. – Мой преподавательский стаж уже более 30 лет, но мы живем в динамичном, постоянно меняющемся мире. Современная эпоха характеризуется появлением новых средств связи, новых гаджетов. Школа не может продолжать работать с прежними источниками информации и старыми средствами обучения. Когда-то, только начиная свою профессиональную деятельность, я использовала такое средство наглядности, как фланелеграф – это доска, обтянутая фланелью. На нее по типу аппликации крепятся вырезанные фигурки или карточки, которые можно передвигать. А сейчас для этого, и не только, есть интерактивная доска и ПО. Работа на ней улучшает эффективность моделирования и анимирования различных процессов и явлений, позволяет изменять информацию на лету, дает возможность использования более широкого диапазона визуальных средств при изучении материала. Работая с интерактивной доской, учащиеся могут одновременно видеть, слышать, произносить и писать.- Согласны ли вы с утверждением, что поколение «кнопочных детей», как нередко называют сегодняшних школьников, уже не способно эффективно учиться без применения интерактивных средств?- Современные дети постоянно держат в руках свои мобильные телефоны. Бороться с этой «повсеместной зависимостью» бессмысленно, а вот использовать в работе можно, и SMART предоставляет учителю такую возможность.Я всегда была против использования личных мобильных устройств на уроке, но однажды попросила учащихся принести их на занятие, что уже само по себе вызвало интерес. На уроке я запустила интернет-сессию, к которой ребята присоединились, считав QR-код своими гаджетами. Они легко выполняли разные задания: отправляли со своих устройств ответы на вопросы, выделяли основную информацию в тексте, подводили итог дискуссии, заполнив предложенную на интерактивной доске таблицу, – словом, продуктивно взаимодействовали с информацией на интерактивной доске.- Столкнулись ли ваши коллеги с какими-то трудностями при установке, настройке или использовании оборудования SMART? – Глобальных трудностей не было. Но чтобы узнать о возможностях интерактивной доски и ПО и активно использовать их в работе, надо пройти обучение, причем многим преподавателям достаточно одного семинара. Такие тренинги позволяют осваивать тонкости программного обеспечения SMART Notebook. Все технические вопросы подробно освещены на страницах форума http://www.smartboard.ru, в работе которого принимают участие учителя нашей гимназии. Настоящим праздником стало для всего педколлектива достижение учителя английского языка Т.А.Пешеходько, занявшей 3-е место в региональном этапе конкурса «Лучший урок SMART 2013». – Расскажите об особенностях преподавания языковых дисциплин с использованием интерактивного оборудования. – Что требуется современному обществу и человеку в частности? Первое – это желание общаться. Второе – умение при помощи иностранного языка решать свои жизненные и профессиональные проблемы. Таким образом, иностранный язык рассматривается как способ познания окружающего мира и способ саморазвития. Интерактивные решения делают уроки интересными и являются мощным инструментом для развития мотивации к обучению. Учащимся предоставляется больше возможностей для активного участия в учебном процессе; облегчается понимание сложного материала в результате более ясного, эффективного и динамичного его представления. Я полагаю, что применение интерактива на уроках иностранных языков способствует развитию творчества и самостоятельности учащихся.- Нравится ли детям учиться с применением SMART?- Мой личный опыт работы с решениями SMART позволяет мне ответить на этот вопрос однозначно: «Да». SMART Board помогает детям самоутвердиться, установить общение со взрослым на равных. Позволяет организовать сотворчество учителя и ученика в познании, осмыслении, раскрытии языковых явлений, закономерностей их развития. Новому поколению детей стали скучны тетрадки, учебники, доска и мел. У них гораздо выше потребность в темпераментной визуализации. Яркость, красочность, эмоциональность, 3D-эффекты – вот что хотят видеть современные школьники. Мои ученики любят работать с интерактивной доской, и мне самой нравится этот увлекательный процесс. Те из учеников, кого раньше на уроках было совершенно не слышно и не видно, теперь активно начали обсуждать задания со своими товарищами, и я смогла узнать, что они думают о предмете, какие проблемы им надо помочь преодолеть. – Помог ли SMART как-то разнообразить ваш рабочий процесс, избавиться от рутины?- Мне очень нравится девиз компании SMART Technologies «Extraordinary made simple» – «Все необычайное просто». Мне, как учителю, стало удобнее и проще работать. Дети лучше усваивают материал, на уроках явно прослеживается их большая вовлеченность в процесс обучения за счет интерактива и элементов игры. Но применение интерактивной доски и других решений должно быть в меру, поэтому подготовка к уроку требует продуманности: нельзя перегружать урок. Программное обеспечение SMART Notebook сократило время на подготовку к урокам. Мне очень нравятся встроенный веб-браузер и конструктор интерактивных уроков, с помощью которого можно создавать интерактивные задания с анимацией и звуком. Постепенно накапливается банк ранее подготовленных ресурсов.- Как вы считаете, в чем основное достоинство интерактивных систем для учебного процесса? – Мой опыт работы с интерактивными досками и программным обеспечением подтверждает эффективное и положительное влияние их возможностей для реализации дидактических принципов новизны, наглядности, коммуникативной активности, межпредметных связей, интерактивности, обратной связи, сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. Особенностью уроков с применением интерактивных решений является то, что на них реализуется новая (активная) модель обучения, т. е. в центре технологии обучения – ученик; в основе учебной деятельности – сотрудничество; учащиеся играют активную роль в процессе обучения; суть образовательной технологии – развитие способности к самообучению, самообразованию. Работа с интерактивными системами повышает уровень восприятия материала за счет комбинации различных форм передачи информации – визуальной, звуковой и тактильной. SMART решения являются мощным инструментом для развития мотивации к обучению.- Как вы оцениваете портал с готовыми уроками для интерактивного оборудования и качество представленных на нем материалов? Знакомы ли с этим сайтом учителя вашего города?- Конечно, все учителя знакомы с ресурсным сайтом SMART Exchange (http://exchange.smarttech.com). Зарегистрировавшись, преподаватели могут воспользоваться уроками и материалами учителей из 19 стран мира, а также загружать свои собственные уроки. Поиск позволяет легко находить  нужный контент. Уверена, что учителям английского языка будет интересно ознакомиться с разработками коллег из Англии, Шотландии, Уэльса, Ирландии, Австралии, Новой Зеландии, США, Канады.- Что бы вы посоветовали своим коллегам из других школ – директорам, учителям,  если они только собираются использовать интерактивное оборудование в своей работе?- Вспомнить слова Я.А.Коменского: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию»…​Сергей ДОНАТОВИЧ, Ростов-на-Дону

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте