Предпрофессиональное образование является длительной и системной работой всего педагогического коллектива, которая начинается не на уровне освоения образовательной программы среднего общего образования, а гораздо раньше – в начальной и основной школе.
И для того чтобы выбор обучения по соответствующему профилю состоялся мотивированно, с опорой на ценностные установки самого обучающегося, технологический арсенал педагога, осуществляющего обучение в условиях основной школы, должен способствовать активному погружению в содержание отдельных учебных предметов.
А это предполагает не только заучивание теории и репродукцию знаний, умений и навыков (что тоже неотъемлемая часть образовательного процесса), но и поисковую активность, направленную на разрешение возникающих вопросов и противоречий у самого обучающегося при столкновении с научными теориями, концепциями, фактами.
В качестве ориентиров, определяющих отбор педагогических технологий и приемов, считаем важным обозначить:
– поддержку самостоятельных учебных усилий школьников;
– стимулирующую образовательную среду, направленную на поддержание позитивной эмоциональной атмосферы и поддержку амбициозных целей для каждого ребенка;
– достижение образовательного результата через синхронизацию педагогических задач развития компетентностей и грамотности и обучения предмету;
– ориентацию на создание учебных ситуаций, в которых обучение происходит благодаря самостоятельным исследовательским усилиям и совместной проектной деятельности;
– связь учебных задач с реальным жизненным опытом, что позволит наделить их личным смыслом для ребенка;
– оценивание как инструмент поддержания учебных усилий ребенка, помогающий ему ставить учебные цели, а педагогу – уточнять план обучения.
Одним из таких комплексных педагогических и технологических решений в нашей практике обучения биологии является исследовательский подход в обучении и ориентация на погружение в практику научного (учебно-научного) исследования.
Для многих из нас занятие наукой ассоциируется с долгим, скучным и рутинным трудом, однако большинство убеждается, что без науки нет развития и прогресса.
Во многом этому способствует исследовательский подход в обучении, он помогает школьнику увидеть логические связи между разрозненными явлениями и фактами, картину природы как связного целого. Исследовательский подход в обучении – это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.
Научно-исследовательская работа концентрирует в себе активную познавательную и профессиональную компоненту, моделирует социальные взаимодействия и иерархии, поведенческие ситуации, для нас это созвучно с тенденциями развития образования в России.
Практика личной педагогической деятельности позволяет делать выводы о том, что даже в работе с учениками начальной школы у учителя биологии и химии есть чем заняться, главное – проявить педагогическое мастерство. На занятиях кружков в школе №1465 вместе с учениками 2‑4‑х классов мы проводим научные шоу, игры-путешествия с исследовательской составляющей, исследовательские игры с ролевыми акцентами, первые научные исследования.
Обучение в 5‑9‑х классах призвано создать избыточную образовательную среду, в которой для каждого есть место приложения своих интересов и культурных проб, как следствие – выбор профиля. В качестве организационных форм применяются тематические каникулы, квесты, квизы, работа с кейсами (исследовательскими задачами). Постепенно в традицию естественно-научного образования в нашей школе входят такие форматы интеллектуального соревнования, как Дарвин-квиз и Менделеев-квиз. И если первый год вопросы, задания составляли только учителя, то теперь к этой деятельности подключаются и ученики: ищут необычные опыты и эксперименты, результаты которых могут стать основой для сложного и интересного вопроса. В ходе данных мероприятий есть и практическая исследовательская часть (мне кажется, это специфика естественных наук).
Участники сами проводили исследования, например, химического состава мороженого, концентрации нитратов в овощах и фруктах, а по отпечаткам пальцев изучали предрасположенность к тем или иным профессиям. Для нас важно, чтобы образовательные события научного содержания становились не просто форматом погружения в науку, но и праздником науки, где глубокое научное содержание соседствует с легкостью его освоения и радостью совместного взаимодействия.
Обучение в классах предпрофессионального обучения (10‑11‑е классы) проходит в направлении профессионально ориентированного учебного процесса и опирается, с одной стороны, на систему взаимодействия школы, вузов-партнеров, городской среды, а с другой – на использование исследовательского подхода на уроках и во внеурочной деятельности, дополнительном образовании.
В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования каждый ученик 10‑11‑го класса в обязательном порядке работает над проектом и защищает его. Уже на уроках в ходе лабораторных и практических работ ребята изучают свойства и проводят качественный анализ состава вещества, изучают натуральные объекты и закладывают опыты по демонстрации химических и биологических законов. Далее, уже во второй половине дня, на внеурочных занятиях и кружках решают научные кейсы, смотрят фильмы, готовят свои проекты, выступают в качестве волонтеров для учащихся начальной школы и проводят встречи в формате классных часов и игр с научным содержанием.
Анализ и осмысление роли науки в школьном образовании позволяет с новых, более осмысленных позиций подойти к проблемам непрерывного образования самих педагогов, корпоративного обучения: ты ищешь сам, наблюдаешь и исследуешь методы и приемы, отбирая наиболее эффективные, а затем происходят взаимообмен, обсуждение, что позволяет на уровне профессионального сообщества получить экспертную оценку твоей, учительской, деятельности.
Мое мнение: наука может и должна быть интересной! Главное – найти те формы и методы, которые будут понятны и интересны ребенку, и применять их планомерно!
Дмитрий ЛОГИНОВ, учитель биологии школы №1465 имени адмирала Н.Г.Кузнецова
Комментарии