Министерством образования Российской Федерации разработан новый порядок проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений по литературе.
Общеобразовательные учреждения каждого из 89 субъектов Российской Федерации, имеющие оперативную связь, будут информированы по региональному телевидению о номере комплекта тем сочинений по литературе. В день экзамена в студии в прямом эфире в момент начала экзамена с использованием лототрона (или аналогичного устройства) будет определен номер экзаменационной работы.
Письменный экзамен по литературе проводится по открытому перечню тем, который будет опубликован отдельной брошюрой “Сборник тем сочинений для подготовки и проведения письменного экзамена по литературе за курс средней (полной) школы”. Сборник включает 35 комплектов, сгруппированных в соответствии со структурой экзаменационного пакета, которая в начале текущего учебного года была доведена до сведения общественности и в соответствии с которой уже ведется подготовка к экзамену.
Министерство образования Российской Федерации в начале апреля направило электронной почтой комплекты тем сочинений в органы управления образованием субъектов Российской Федерации. К началу мая они обеспечат общеобразовательные учреждения комплектами в количестве, достаточном для проведения экзамена (не менее одного экземпляра на образовательное учреждение).
Для части выпускников итоговая аттестация по литературе проводится в традиционных организационных формах (см. Положение о государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Приказ от 03.12.99 N 1075). Традиционный порядок проведения итоговой аттестации сохраняется для следующих категорий учащихся:
выпускников общеобразовательных школ, не имеющих радио- и телевизионной связи;
выпускников национальных школ;
выпускников вечерних (сменных) школ;
выпускников, сдающих экзамен в щадящем режиме.
Каждая школа Российской Федерации должна быть обеспечена экзаменационными материалами в традиционном порядке на случай невозможности проведения экзамена в новой организационной форме по техническим причинам.
Анатолий БАРАННИКОВ,
руководитель Департамента образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ
N 1
1. Софья и Лиза в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”: два характера и две судьбы.
2. “Есть – люди, а есть – иные – и человеки…” (По пьесе М.Горького “На дне”.)
3. Приезд Штольца в дом Обломова. (Анализ эпизода из второй части романа И.А.Гончарова “Обломов”.)
4. Стихотворение Н.А.Некрасова “В дороге”. (Восприятие, истолкование, оценка.)
5. Особенности композиции одного из произведений русской литературы XIX века.
6. Широта эпического изображения жизни в одном из произведений русской литературы ХХ века.
7. Автор и его герой в одном из произведений А.И.Солженицына.
8. Тема чести и человеческого достоинства в одном из произведений русской литературы.
N2
1. Старая Русь в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”: Оболт-Оболдуев и князь Утятин.
2. “О Русь, взмахни крылами!..” (По лирике С.Есенина.)
3. а) Приезд Раневской и Гаева в имение. (Анализ сцены действия пьесы А.П.Чехова “Вишневый сад”.)
б) Финал пьесы А.П.Чехова “Три сестры”. (Анализ IV действия.)
4. Стихотворение А.С.Пушкина “…Вновь я посетил…” (Восприятие, истолкование, оценка.)
5. Изображение внутреннего мира человека в одном из произведений русской литературы XIX века.
6. Особенности развития конфликта в одном из произведений русской литературы ХХ века.
7. Сюжет, герои и проблематика одной из баллад В.А.Жуковского.
8. Проблема поиска истины в одном из произведений русской литературы.
N 3
1. “Мы сделались приятелями…” (Печорин и Вернер в романе М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”.)
2. “Мелодией одной звучат печаль и радость…” (Тема любви в лирике А.Блока.)
3. Ночь в Отрадном. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого “Война и мир”, т. II, ч. 3, гл.II.)
4. Стихотворение Ф.И.Тютчева “Как хорошо ты, о море ночное…” (Восприятие, истолкование, оценка.)
5. Роль художественной детали в одном из произведений русской литературы XIX века.
6. Приемы создания портрета героя в одном из произведений русской литературы ХХ века.
7. Художественное своеобразие одного из произведений А.И.Куприна.
8. Тема красоты мира и человека в одном из произведений русской литературы.
N 4
1. Изображение поместного дворянства в “Евгении Онегине” А.С.Пушкина и в “Мертвых душах” Н.В.Гоголя.
2. а) “Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?..” (По роману М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”.)
б) “Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй”. (По роману М.А.Булгакова “Белая гвардия”.)
3. а) Последняя встреча Свидригайлова и Дуни. (Анализ эпизода из романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”, ч. 6, гл. V.)
б) Посещение князем Мышкиным матери Рогожина. (Анализ эпизода из романа Ф.М.Достоевского “Идиот”, ч. 2, гл. IV.)
4. Стихотворение С.Есенина “О красном вечере задумалась дорога…” (Восприятие, истолкование, оценка.)
5. Фольклорные традиции в произведении одного из русских писателей XIX века.
6. Особенности жанра одного из произведений русской литературы ХХ века.
7. Своеобразие одной из романтических поэм М.Ю.Лермонтова.
8. Тема совести в одном из произведений русской литературы.
N 5
1. Образы чиновников в пьесах А.С. Грибоедова “Горе от ума” и Н.В.Гоголя “Ревизор”.
2. “Затеряться в самой нутряной России”. (По рассказу А.И.Солженицына “Матренин двор”.)
3. а) Визит к Евдоксии Кукшиной. (Анализ главы XIII из романа И.С.Тургенева “Отцы и дети”.)
б) Встреча Лизы Калитиной с женой Лаврецкого. (Анализ главы XXXIX из романа И.С.Тургенева “Дворянское гнездо”.)
4. Стихотворение А.Ахматовой “Родная земля”. (Восприятие, истолкование, оценка.)
5. Роль эпиграфа в одном из произведений русской литературы XIX века.
6. Характер героя и средства его создания в одном из произведений русской литературы ХХ века.
7. Сюжет и герои одного из рассказов В.Шукшина.
8. Тема сострадания и милосердия в одном из произведений русской литературы.
N6
1. Два женских характера в романе Л.Н.Толстого “Война и мир”: Наташа и Соня.
2. “Жизнь и бессмертие – одно”. (“Вечные” темы в лирике Б.Пастернака.)
3. а) Анализ финальной сцены драмы А.Н.Островского “Гроза”.
б) Анализ финальной сцены драмы А.Н.Островского “Бесприданница”.
4. Стихотворение М.Ю.Лермонтова “Когда волнуется желтеющая нива…” (Восприятие, истолкование, оценка.)
5. Интерьер как средство характеристики героя. (По одному из произведений русской литературы XIX века.)
6. Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века.
7. Проблематика и герои одного из рассказов И.А.Бунина.
8. Тема человеческой судьбы в одном из произведений русской литературы.
N7
1. Тихон Щербатый и Платон Каратаев в романе Л.Н.Толстого “Война и мир”.
2. “И старинная мечтательная жизнь встанет перед тобою…” (По одному из произведений И.А.Бунина.)
3. Чичиков на балу у губернатора. (Анализ эпизода из первой главы поэмы Н.В.Гоголя “Мертвые души”.)
4. Стихотворение А.Т.Твардовского “Вся суть в одном-единственном завете…” (Восприятие, истолкование, оценка.)
5. Роль внутреннего монолога в создании характера героя. (По одному из произведений русской литературы XIX века.)
6. Смысл финала драматического произведения. (На примере одной из пьес русской литературы ХХ века.)
7. Особенности жанра поэмы в творчестве М.Ю.Лермонтова. (На примере одного произведения.)
8. Тема семьи в одном из произведений русской литературы.
N8
1. Москва и Петербург в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”.
2. “Я голос ваш, жар вашего дыханья…” (По лирике А.Ахматовой.)
3. Сцена захвата казака-убийцы в романе М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”. (Анализ эпизода из главы “Фаталист”.)
4. Стихотворение А.С.Пушкина “Погасло дневное светило…” (Восприятие, истолкование, оценка.)
5. Мастерство сатирического изображения действительности в одном из произведений русской литературы XIX века.
6. Сюжетно-композиционное своеобразие одного из произведений русской литературы ХХ века.
7. Особенности проблематики одного из произведений В.Распутина.
8. Тема греха и покаяния в одном из произведений русской литературы.
N 9
1. Чацкий и Молчалин как герои-антиподы. (По комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.)
2. “Я сразу смазал карту будня…” (По лирике В.Маяковского.)
3. На батарее Тушина. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого “Война и мир”, т. I, ч. 2, гл. XX.)
4. Стихотворение В.А.Жуковского “Море”. (Восприятие, истолкование, оценка.)
5. Система персонажей одного из произведений русской литературы XIX века.
6. Образ времени в одном из произведений литературы ХХ века.
7. Своеобразие проблематики ранней прозы М.Горького. (На примере одного из рассказов.)
8. Тема подвига в одном из произведений русской литературы.
N 10
1. Печорин и “водяное общество” в романе М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”.
2. “Страшный мир! Он для сердца тесен!” (По лирике А.Блока.)
3. Дуэль Пьера с Долоховым. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого “Война и мир”, т. II, ч.1, гл. IV, V.)
4. Стихотворение А.С.Пушкина “Поэт”. (Восприятие, истолкование, оценка.)
5. Мастерство в построении диалога. (По одному из произведений русской литературы XIX века.)
6. Искусство создания характера. (По одному из произведений русской литературы XX века.)
7. Проблема нравственного выбора в одном из произведений А.И.Солженицына.
8. “Как ни грустно в этом непонятном мире, но он все же прекрасен…”. И.А.Бунин. (По одному из произведений русской литературы.)
N 11
1. Образ поэта-пророка в лирике А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
2. “Не всегда правдой душу вылечишь…” (По пьесе М. Горького “На дне”.)
3. а) Сцена объяснения Аркадия и Кати. (Анализ эпизода из романа И.С.Тургенева “Отцы и дети”, гл. XXV.)
б) Сцена объяснения Лизы Калитиной и Лаврецкого. (Анализ эпизода из романа И.С.Тургенева “Дворянское гнездо”, гл. XXXIV.)
4. Стихотворение Н.Заболоцкого “Гроза идет”. (Восприятие, истолкование, оценка.)
5. Приемы комического и их роль в одном из произведений русской литературы XIX века.
6. Мастерство в построении сюжета. (По одному из произведений русской литературы ХХ века.)
7. Тема судьбы в одной из баллад В.А.Жуковского.
8. “В мире есть одно явление, равное чуду… – это искусство”. К.Паустовский. (По одному из произведений русской литературы.)
N 12
1. Тема города в комедии “Ревизор” и поэме “Мертвые души” Н.В.Гоголя.
2. “Раздается мерный шаг…” (По поэме А.Блока “Двенадцать”.)
3. а) Знакомство Раскольникова со Свидригайловым. (Анализ эпизода из романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”, ч. IV, гл. 1.)
б) Сцена сожжения денег Настасьей Филипповной. (Анализ эпизода романа Ф.М.Достоевского “Идиот”, ч. I, гл. 9.)
4. Стихотворение А.С.Пушкина “Безумных лет угасшее веселье…” (Восприятие, истолкование, оценка.)
5. Искусство создания характера. (По одному из произведений русской литературы XIX века.)
6. Мастерство в построении диалога. (По одному из произведений русской литературы XX века.)
7. Художественное своеобразие одного из произведений А.Платонова.
8. “Книга для каждого освещает наше личное движение к истине”. М.Пришвин. (По одному из произведений русской литературы.)
N 13
1. Тип “делового” человека в произведениях А.С.Грибоедова и Н.В.Гоголя.
2. “Я хочу быть понят моей страной…” (По лирике В.Маяковского.)
3. “Сон Обломова”. (Анализ эпизода из романа И.А.Гончарова “Обломов”.)
4. Стихотворение А.С.Пушкина “Мадонна”. (Восприятие, истолкование, оценка.)
5. Мастерство в построении сюжета. (По одному из произведений русской литературы XIX века.)
6. Приемы комического и их роль в одном из произведений русской литературы XX века.
7. Сюжет, проблемы, образы одной из поэм М.Ю.Лермонтова.
8. Тема свободы и ее отражение в одном из произведений русской литературы.
N 14
1. а) “Темное царство” в драме А.Н. Островского “Гроза”: Дикой и Кабаниха.
б) Карандышев и Паратов в драме А.Н.Островского “Бесприданница”.
2. “Революцией мобилизованный и призванный…” (По творчеству В.Маяковского.)
3. Совет в Филях. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого “Война и мир”, т. III, ч. 3, гл. IV.)
4. Стихотворение М.Ю.Лермонтова “Листок”. (Восприятие, истолкование, оценка.)
5. Многообразие тематики одного из произведений русской литературы XIX века.
6. Роль антитезы в одном из произведений русской литературы ХХ века.
7. Особенности народного характера в прозе В.Шукшина. (На примере одного из рассказов.)
8. Вера в человека и ее воплощение в одном из произведений русской литературы.
N 15
1. а) Базаров и его мнимые единомышленники. (По роману И.С.Тургенева “Отцы и дети”.)
б) Лиза Калитина и Варвара Коробьина в романе И.С.Тургенева “Дворянское гнездо”.
2. “Без имени – нет человека”. (По пьесе М.Горького “На дне”.)
3. Диалог Чацкого с Репетиловым. (Анализ 5-го явления из четвертого действия комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.)
4. Стихотворение А.Ахматовой “Заплаканная осень, как вдова…” (Восприятие, истолкование, оценка.)
5. Прием гротеска в одном из произведений русской литературы XIX века.
6. Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века.
7. Лиризм прозы И.А.Бунина. (На примере одного из рассказов.)
8. “Искусственность унижает и опошляет все то, к чему она прикасается…” Д.И.Писарев. (По одному из произведений русской литературы.)
N 16
1. Манилов и Собакевич в поэме Н.В.Гоголя “Мертвые души”.
2. “Мир тебе – деревянный дом!” (По лирике С.Есенина.)
3. Встреча странников с Оболтом-Оболдуевым. (Анализ главы “Помещик” из поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”.)
4. Стихотворение М.Ю.Лермонтова “И скучно и грустно”. (Восприятие, истолкование, оценка.)
5. Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX века.
6. Многообразие тематики одного из произведений русской литературы XX века.
7. Особенности проблематики одного из произведений военной прозы.
8. “Чтобы поверить в добро, надо начать делать его”. Л.Н.Толстой. (По одному из произведений русской литературы.)
N 17
1. а) Отец и сын Кирсановы в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”.
б) Отец и сын Лаврецкие в романе И.С.Тургенева “Дворянское гнездо”.
2. “Все встречаю, все приемлю…” (По лирике С.Есенина.)
3. Финальное объяснение Онегина и Татьяны. (Анализ эпизода из 8-й главы романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин”.)
4. Стихотворение Ф.И.Тютчева “Фонтан”. (Восприятие, истолкование, оценка.)
5. Образ антигероя и средства его создания. (На примере одного из произведений русской литературы XIX века.)
6. Реальное и фантастическое в одном из произведений русской литературы XX века.
7. Своеобразие проблематики ранней прозы М.Горького. (На примере одного из рассказов.)
8. “Без великодушных идей человечество жить не может”. Ф.М. Достоевский. (По одному из произведений русской литературы.)
N 18
1. “Народные заступники”: Яким Нагой и Ермил Гирин. (По поэме Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”.)
2. “Существует только человек…” (По пьесе М.Горького “На дне”.)
3. Именины Наташи Ростовой. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого “Война и мир”, т. I, ч. 1, гл. XV-XVII.)
4. Стихотворение М.Ю.Лермонтова “Нет, не тебя так пылко я люблю…” (Восприятие, истолкование, оценка.)
5. Роль лирических отступлений в одном из произведений русской литературы XIX века.
6. Особенности стиля одного из русских писателей ХХ века.
7. Своеобразие прозы А.П.Чехова. (На примере одного из рассказов.)
8. “Борьба есть условие жизни…” В.Г.Белинский. (По одному из произведений русской литературы.)
N 19
1. Образы помещиков в поэме Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” и в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина.
2. а) “Люди как люди…” (Быт и нравы Москвы в романе М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”.)
б) “Кончились всякие знамения, и наступили события…” (Человек и история в романе М.Булгакова “Белая гвардия”.)
3. “Сцена вранья” Хлестакова. (Анализ сцены из III действия комедии Н.В.Гоголя “Ревизор”.)
4. Стихотворение Ф.И.Тютчева “Не то, что мните вы, природа…” (Восприятие, истолкование, оценка.)
5. Образ города в одном из произведений русской литературы XIX века.
6. Мастерство писателя в изображении истории. (На примере одного из произведений русской литературы ХХ века.)
7. Сюжет, проблематика, образы одной из поэм С.Есенина.
8. “Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть…” А.П.Чехов. (По одному из произведений русской литературы.)
N 20
1. а) Лужин и Свидригайлов в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”.
б) Князь Мышкин и семья Епанчиных в романе Ф.М.Достоевского “Идиот”.
2. “Слава тебе, безысходная боль!” (Тема любви в лирике А.Ахматовой.)
3. Чтение письма Хлестакова. (Анализ сцены из V действия комедии Н.В.Гоголя “Ревизор”.)
4. Стихотворение А.Фета “Ель рукавом мне тропинку завесила…” (Восприятие, истолкование, оценка.)
5. Мастерство реалистического изображения жизни в одном из произведений русской литературы XIX века.
6. Мастерство изображения природы в одном из произведений русской литературы ХХ века.
7. Герои и проблематика одной из поэм А.С.Пушкина.
8. “Мысль бывает светла, только когда озаряется добрым чувством…” В.Ключевский. (По одному из произведений русской литературы.)
N 21
1. Семья Ростовых и семья Болконских в романе Л.Н.Толстого “Война и мир”.
2. “Звезды смерти стояли над нами…” (По поэме А.Ахматовой “Реквием”.)
3. “Повесть о капитане Копейкине”. (Анализ фрагмента поэмы Н.В.Гоголя “Мертвые души”.)
4. Стихотворение А.Фета “Это утро, радость эта…” (Восприятие, истолкование, оценка.)
5. Особенности стиля одного из русских писателей ХIХ века.
6. Черты романтизма в одном из произведений русской литературы XX века.
7. Тематика и образы одного из рассказов И.С.Тургенева.
8. “Кто не страдал и кто не ошибался, тот цену истины и счастья не узнал”. Н.А. Добролюбов. (По одному из произведений русской литературы.)
N 22
1. Наташа Ростова и Элен: два женских типа и две судьбы. (По роману Л.Н.Толстого “Война и мир”.)
2. “Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!” (Природа и человек в произведениях И.Бунина.)
3. “О двух великих грешниках”. (Анализ легенды из поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”.)
4. Стихотворение А.Фета “Заря прощается с землею…” (Восприятие, истолкование, оценка.)
5. Черты романтизма в одном из произведений русской литературы XIX века.
6. Образ города в одном из произведений русской литературы XX века.
7. Художественное своеобразие одной из сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина.
8. “Счастье и радость жизни в правде…” А.П.Чехов. (По одному из произведений русской литературы.)
N 23
1. Тема чести и бесчестья в романе Л.Н.Толстого “Война и мир”.
2. “Он весь – дитя добра и света…” (Образ художника в лирике А.Блока).
3. Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча. (Анализ эпизода из романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”.)
4. Стихотворение Н.А.Некрасова “Тройка”. (Восприятие, истолкование, оценка.)
5. Мастерство писателя в изображении истории. (На примере одного из произведений русской литературы XIX века.)
6. Роль художественной детали в одном из произведений русской литературы XX века.
7. Тема любви в прозе А.И.Куприна. (На примере одного из рассказов.)
8. “Счастье есть дело судьбы, ума и характера”. Н.М.Карамзин. (По одному из произведений русской литературы.)
N 24
1. Наташа Ростова и Марья Болконская – любимые героини Л.Толстого. (По роману “Война и мир”.)
2. “Мечта о тихом уголке России…” (По прозе А.И.Солженицына.)
3. Именины Татьяны Лариной. (Анализ эпизода из пятой главы романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин”.)
4. Стихотворение Н.А.Некрасова “В дороге”. (Восприятие, истолкование, оценка.)
5. Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XIX века.
6. Мастерство реалистического изображения жизни в одном из произведений русской литературы XX века.
7. Сюжет, герои, проблематика “Повестей Белкина” А.С.Пушкина. (На примере одной из повестей.)
8. “Патриотизм состоит не в пышных возгласах…” В.Г.Белинский. (По одному из произведений русской литературы.)
N 25
1. Герои войны и “военные трутни” в романе Л.Н.Толстого “Война и мир”.
2. “Недоумение счастья”. (Тема любви в рассказах И. Бунина.)
3. Приезд Чацкого в дом Фамусова. (Анализ сцены из первого действия комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.)
4. Стихотворение Н.А.Некрасова “Я не люблю иронии твоей…” (Восприятие, истолкование, оценка.)
5. Роль фантастики в одном из произведений русской литературы XIX века.
6. Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XX века.
7. Изображение человеческих страстей в “Маленьких трагедиях” А.С.Пушкина. (На примере одной из трагедий.)
8. “Смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге”. А. Блок. (По одному из произведений русской литературы.)
N 26
1. Тема судьбы в романе М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”: Печорин и Вулич.
2. “Во всем мне хочется дойти до самой сути…” (По лирике Б.Пастернака.)
3. а) Прощание Катерины с Тихоном. (Анализ сцены из II действия драмы А.Н. Островского “Гроза”.)
б) Обед у Карандышева. (Анализ сцены из III действия драмы А.Н.Островского “Бесприданница”.)
4. Стихотворение И.А.Бунина “Вечер”. (Восприятие, истолкование, оценка.)
5. Особенности образа рассказчика в одном из произведений русской литературы XIX века.
6. Мастерство изображения народной жизни в одном из произведений русской литературы XX века.
7. Сюжет, образы, проблематика одной из поэм В.Маяковского.
8. “Величайшие истины – самые простые”. Л.Н.Толстой. (По одному из произведений русской литературы.)
N 27
1. а) Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем. (По роману Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”.)
б) Настасья Филипповна и Аглая – два женских характера в романе Ф.М.Достоевского “Идиот”.
2. “Когда строку диктует чувство…” (По лирике Б.Пастернака.)
3. Татьяна Ларина в Москве. (Анализ седьмой главы романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин”.)
4. Стихотворение И.А.Бунина “Последний шмель”. (Восприятие, истолкование, оценка.)
5. Мастерство изображения народной жизни в одном из произведений русской литературы XIX века.
6. Особенности образа рассказчика в одном из произведений русской литературы XX века.
7. Сюжет, герои, проблематика одной из повестей Н.В.Гоголя.
8. “Настоящий писатель – то же, что древний пророк”. А.П.Чехов. (По одному из произведений русской литературы.)
N 28
1. а) Раскольников и его “двойники”. (По роману Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”.)
б) Князь Мышкин и Рогожин в романе Ф.М.Достоевского “Идиот”.
2. “Без конца и без краю мечта!” (По лирике А.Блока.)
3. Дуэль Ленского с Онегиным. (Анализ эпизода из шестой главы романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин”.)
4. Стихотворение В.Маяковского “Послушайте!” (Восприятие, истолкование, оценка.)
5. Роль эпилога в одном из произведений русской литературы XIX века.
6. Традиционное и новаторское в одном из произведений русской литературы XX века.
7. Темы, идеи, образы повести Н.М.Карамзина “Бедная Лиза”.
8. “Без действия нет жизни…” В.Г.Белинский. (По одному из произведений русской литературы.)
N 29
1. а) Старые и новые хозяева вишневого сада. (По пьесе А.П.Чехова “Вишневый сад”.)
б) Сестры Прозоровы: характеры и судьбы. (По пьесе А.П.Чехова “Три сестры”.)
2. “…Чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа”. (Поэма А. Блока “Двенадцать”.)
3. Последнее объяснение Печорина и Мери. (Анализ эпизода из романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.)
4. Стихотворение В.Маяковского “Хорошее отношение к лошадям”. (Восприятие, истолкование, оценка.)
5. Традиционное и новаторское в одном из произведений русской литературы XIX века.
6. Своеобразие кульминационной сцены одного из произведений русской литературы XX века.
7. Сюжет, герои, проблематика произведения Л.Н.Толстого. (На примере рассказа или повести.)
8. “Корень злых дел в дурных мыслях”. Л.Н.Толстой. (По одному из произведений русской литературы.)
N 30
1. Тема народа в прозе Н.В.Гоголя и М.Е.Салтыкова-Щедрина.
2. “Бесценных слов мот и транжир…” (Лирический герой ранней лирики В.Маяковского.)
3. а) Последняя встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем. (Анализ эпизода из романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”, ч. 6, гл. II.)
б) Первый визит князя Мышкина в дом Епанчиных. (Анализ эпизода из романа Ф.М.Достоевского “Идиот”, ч. 1, гл. II.)
4. Стихотворение А.Блока “О, я хочу безумно жить…” (Восприятие, истолкование, оценка.)
5. Роль второстепенных персонажей в одном из произведений русской литературы XIX века.
6. Роль ремарок в одном из произведений русской драматургии ХХ века.
7. Гуманистическая тема в рассказе М.Шолохова “Судьба человека”.
8. “Без идеала нет твердого направления, а нет направления – нет жизни”. Л.Н.Толстой. (По одному из произведений русской литературы.)
N 31
1. Автор и главный герой в романе А.С.Пушкина “Евгений Онегин”.
2. “Народ другой стал с революции, как, скажи, заново народился!” (По прозе М.Шолохова.)
3. а) Разговор о будущем во II действии пьесы А.П.Чехова “Вишневый сад”. (Анализ сцены.)
б) Утренняя беседа, открывающая действие пьесы А.П.Чехова “Три сестры”. (Анализ сцены.)
4. Стихотворение А.Блока “Вхожу я в темные храмы…” (Восприятие, истолкование, оценка.)
5. Роль ремарок в одном из произведений русской драматургии XIX века.
6. Мастерство в изображении мира человеческих чувств в одном из произведений русской литературы XX века.
7. Анализ одной из поэм С.Есенина.
8. “Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает”. В.Ключевский. (По одному из произведений русской литературы.)
N 32
1. Столичное и поместное дворянство в романе А.С.Пушкина “Евгений Онегин”.
2. “Кто ничего не делает, с тем ничего не станется”. (Тема жизнетворчества в прозе М.Горького.)
3. Пьер в плену. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого “Война и мир”, т. IV, ч.1, гл. XI, XII.)
4. Стихотворение А.Блока “Русь”. (Восприятие, истолкование, оценка.)
5. Роль эпизодических персонажей в одном из произведений русской литературы XIX века.
6. Философская проблематика одного из произведений русской литературы XX века.
7. Сюжет и проблематика одного из произведений Н.С.Лескова.
8. “Счастье не в счастье, а в его достижении…” Ф.М.Достоевский. (По одному из произведений русской литературы.)
N 33
1. Москва и Петербург в романе Л.Н.Толстого “Война и мир”.
2. “Каждый сам себе судьба!” (Тема нравственного выбора человека в произведениях М.Горького.)
3. Первая встреча Гринева с Пугачевым. (Анализ II главы повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка”.)
4. Стихотворение С.Есенина “Запели тесаные дроги…” (Восприятие, истолкование, оценка.)
5. Мастерство изображения мира человеческих чувств в одном из произведений русской литературы XIX века.
6. Речевая характеристика героя. (По одному из произведений русской литературы XX века.)
7. Нравственная проблематика современной прозы. (По одному из произведений по выбору учащегося.)
8. “Есть минуты, в которые переживаешь сознанием гораздо более, чем в целые годы”. Ф.М.Достоевский. (По одному из произведений русской литературы.)
N 34
1. Образ народа в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина и в поэме Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”.
2. “Одно горе делает сердце человеку”. (По прозе А.П.Платонова.)
3. Первый бал Наташи Ростовой. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого “Война и мир”, т. II, ч. 3, гл. XVI, XVII.)
4. Стихотворение С.Есенина “Несказанное, синее, нежное…” (Восприятие, истолкование, оценка.)
5. Сны героя и их место в одном из произведений русской литературы XIX века.
6. Мастерство в изображении быта героев одного из произведений русской литературы XX века.
7. Человек на войне. (По одному из произведений современной литературы.)
8. “Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего”. Л.Н.Толстой. (По одному из произведений русской литературы.)
N 35
1. Онегин в Петербурге (на материале 1-й и 8-й глав романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин”).
2. “Родимая степь под низким донским небом!” (Природа и человек в прозе М.Шолохова.)
3. Тильзитский мир. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого “Война и мир”, т. II, ч. 2, гл. XXI.)
4. Стихотворение С.Есенина “Низкий дом с голубыми ставнями…” (Восприятие, истолкование, оценка.)
5. Мастерство в изображении быта героев одного из произведений русской литературы XIX века.
6. Своеобразие раскрытия любовной темы в одном из произведений русской литературы XX века.
7. Проблема национального характера в одном из произведений современной русской литературы.
8. “Разумное и нравственное всегда совпадают”. Л.Н.Толстой. (По одному из произведений русской литературы.)
Комментарий к темам:
Ниже приводится модель, по которой строится каждый комплект тем выпускного сочинения.
1. Тема сопоставительного характера сформулирована по русской литературе XIX века (автор и произведение указаны).
2. Тема сформулирована по русской литературе ХХ века (в виде цитаты с указанием автора и произведения для анализа).
3. Роль эпизода в произведении русской литературы XIX века (автор, произведение, эпизод указаны).
4. Анализ стихотворения поэта XIX или XX века (автор и произведение указаны).
5. Тема, связанная с мастерством писателя XIX века (автора и произведение выбирают учащиеся).
6. Тема, связанная с мастерством писателя XX века (автора и произведение выбирают учащиеся).
7. Анализ идейно-художественного своеобразия произведения малой формы (рассказ, повесть, сказка, баллада, поэма) XIX или XX века (автор назван; произведение выбирает учащийся).
8. Тема, предполагающая раскрытие социальных, нравственных, этико-философских понятий (любовь, честь, патриотизм и т. п.) на материале произведений русской литературы по выбору учащихся.
Отбор литературного материала производится на базе “Обязательного минимума содержания образования” с учетом принципа вариативности, нашедшего отражение в указанном документе.
Формулировки экзаменационных тем несколько отличаются по степени трудности с учетом двух возможных уровней глубины изучения предмета (базовый и гуманитарный).
Тема N 1 предполагает как сопоставления на уровне одного произведения, так и соотнесение героев и проблематики произведений различных авторов.
Тема N 2, сформулированная в виде цитаты, дает выпускнику большую свободу в выборе ракурса анализа произведения.
Анализ эпизода в рамках темы N 3 подразумевает рассмотрение его в контексте художественного целого (вместе с тем необходим анализ идейно-образной структуры предложенного фрагмента).
Раскрытие темы N 4 может включать в себя элементы свободного истолкования поэтического текста, его индивидуальной трактовки.
Формулировки тем N 5 и N 6 нацеливают на создание литературно-критического очерка о той или иной особенности художественного текста, которую выпускник может раскрыть на материале любого произведения указанной литературной эпохи. Ключевыми понятиями тем такого рода являются литературоведческие понятия.
Тема N 7 предполагает общее рассмотрение произведения с точки зрения особенностей его содержания и формы. Сочинение на эту тему не предполагает исчерпывающего рассмотрения всех сторон произведения; оценивается умение выбрать ракурс анализа и построить связное рассуждение, показывающее владение приемами анализа художественного текста.
Тема N 8 дана в традиционной “свободной” формулировке, требующей, однако, опоры на литературный материал, а не на жизненные впечатления учащихся. В последней теме отражена специфика предмета, связанная с вопросами этики, психологии, философии.
Комментарии