search
main
0

Тема «Производство: наука и хозяйство», 10-й класс.

Что такое экономика? Археологи установили, что примерно до VII-VIII тысячелетия до нашей эры люди занимались хозяйством, которое называется присваивающим. То есть они охотились, ловили рыбу, собирали грибы, мед, плоды дикорастущих растений. Все эти блага производила природа, а не человек. Последние только добывали (присваивали) производимое природой. Однако вскоре оказалось, что постоянно увеличивающемуся в численности роду человеческому прокормиться дарами природы все труднее и труднее. Поневоле пришлось «помочь» природе в ее продуктивной активности: появились земледелие, скотоводство и сопутствующие им ремесла. На этом этапе производителем стал сам человек. Хозяйство, которым он теперь стал заниматься, называется производящим. Разумеется, производительный труд людей был тесно связан с природой, опирался на ее условия и ресурсы.

в жизни людей чрезвычайно велика. – основа жизни стран и народов, отдельных людей, всего человечества. Она призвана удовлетворять индивидуальные и общественные потребности, главным образом, в пище, одежде, жилище, тепле. Один из ярких показателей в этом отношении – количество энергии, которую имеет возможность потреблять страна. Чем ее больше, тем объективно богаче живет общество, тем больше производится товаров, комфортабельнее бытовая жизнь людей. Возьмем два примера: США, потребляющие около 40% всей мировой энергетики, и Грузия, в которой настолько велик ее дефицит, что приходится постоянно отключать ток в сети не только жилых домов, но и Тбилисского метрополитена (даже во время движения поездов). Всякое сравнение «хромает», говорят французы, однако мы привели это сопоставление не только для того, чтобы показать всю глубину пропасти между уровнем жизни богатых американцев и бедных жителей нашей южной соседки. Иллюстрация с сайта:  http://fr34klab.ru/mirovaya-ekonomika/ekonomika-nauka-i-xozyajstvo-teoriya-i-praktika.html

Эскиз темы

С появлением производительного труда люди стали совершенствовать новый тип общественных отношений – экономических. Первоначальное значение слова «экономика» – «ведение домашнего хозяйства» (от управления хозяйством). Со временем значение этого понятия стало расширяться и далеко ушло от исходного варианта. В русском языке понятие «экономика» имеет два значения. С одной стороны, оно обозначает то, что относится к экономической жизни страны, экономическим отношениям в обществе. С другой – это наука об экономических отношениях. В западной экономической литературе дело обстоит проще. В ней упомянутые выше значения имеют свои названия: первое – economy, а второе – economics.

Как наука экономика относится к разряду общественных, т.е. изучающих взаимоотношения людей друг с другом, окружающим миром, обществом, государством. В сферу интересов этой науки входят способы, методы, особенности хозяйствования, использования экономических ресурсов для удовлетворения неограниченных материальных потребностей общества путем создания необходимых жизненных благ (т.е. экономика в первом смысле этого слова).

Экономика – это необозримое количество сложных и простых действий, совершаемых людьми в сфере производства (создание товаров, осуществление работ, услуг); распределения (обмен результатов производства на деньги или другую продукцию); потребления продуктов труда (конечное использование результатов производства).

Роль экономики в жизни людей чрезвычайно велика. Экономика – основа жизни стран и народов, отдельных людей, всего человечества. Она призвана удовлетворять индивидуальные и общественные потребности, главным образом, в пище, одежде, жилище, тепле. Один из ярких показателей в этом отношении – количество энергии, которую имеет возможность потреблять страна. Чем ее больше, тем объективно богаче живет общество, тем больше производится товаров, комфортабельнее бытовая жизнь людей. Возьмем два примера: США, потребляющие около 40% всей мировой энергетики, и Грузия, в которой настолько велик ее дефицит, что приходится постоянно отключать ток в сети не только жилых домов, но и Тбилисского метрополитена (даже во время движения поездов). Всякое сравнение «хромает», говорят французы, однако мы привели это сопоставление не только для того, чтобы показать всю глубину пропасти между уровнем жизни богатых американцев и бедных жителей нашей южной соседки.

В последние годы все большую актуальность приобретает вопрос о разумности (и цене) того уровня сверхпотребления, который поддерживается в наиболее экономически развитых странах мира. Цена, которую эти государства платят за свое сверхпотребление, – быстрое расходование невозобновляющихся энергоресурсов, таких, как нефть, газ и уголь. Пройдет 30-50-100 лет, и земляне израсходуют сначала нефть, потом газ, вслед за ним уголь. Чем смогут они после этого обеспечивать достигнутый ныне в ряде стран высочайший уровень потребления энергии? Атомными электростанциями? Не так-то просто заменить ими тепловые электростанции, а тем более покрыть ими всю планету. «Чистыми» источниками электроэнергии – солнцем, ветром, водой? Далеко не все они обеспечивают необходимую мощность и отнюдь не везде эти источники существуют в изобилии.

Что же остается делать в свете обозначенной проблемы США и другим странам так называемого золотого миллиарда? Конечно, не превращаться срочно по уровню потребления в Эфиопию, но постепенно создавать качественно новую цивилизацию, которая будет характеризоваться культом умеренности в физических потребностях. Сейчас это звучит очень непривычно и даже парадоксально для многих, но спустя не столь уж продолжительное время, возможно, американцам придется перенимать опыт жителей Грузии в том, как оставаться цивилизованными, культурными людьми в условиях ограниченного потребления материальных благ.

Не остаются в стороне от влияния экономики и духовные потребности. Деградирует экономика – начинают давать сбои наука, культура, искусство, образование, здравоохранение (что мы и наблюдаем в нынешний сложный переходный период истории России).

Участие государства в экономике. В последнее время в связи с переходом нашей страны к рыночной экономике большое значение придается вопросу о роли и участии государства в экономических процессах. После длительного периода тотального огосударствления экономики у ряда экономистов и политологов наблюдается синдром почти полного неприятия государства в качестве действенного участника экономических отношений. Такую позицию следует признать крайне односторонней, потому что какой бы тип экономической системы ни господствовал в стране, государство в любом случае является мощным субъектом экономических отношений.

Прежде всего отметим существование государственного сектора в экономике. Он совершенно необходим по той простой причине, что выполняет две жизненно важные для общества функции: а) обеспечивает минимальный жизненный уровень для населения (например, в сфере медицины, образования, социального обеспечения) и б) обеспечивает общественные услуги (в сфере транспорта и связи, энергетики и т.д.). Эти функции остаются за государством, в частности, потому, что оно, в отличие от частных предприятий, руководствуется в своей деятельности отнюдь не только целью получить максимальную прибыль. Поэтому ему сподручнее осуществлять те услуги, которые по тем или иным причинам менее привлекательны для частного бизнеса. Прибыль от деятельности государственных предприятий пополняет государственный бюджет.

Далее следует отметить государственное регулирование экономики. Последняя слишком важная сфера общественной жизни, чтобы пустить ее в абсолютно свободное плавание. Экономические процессы нуждаются в том, чтобы им был придан организованный, упорядоченный характер. Необходим контроль за соблюдением законов. Государственное регулирование включает такие действия, как планирование, программирование, финансирование, налогообложение, кредитование, администрирование, учет, контроль. Достаточно упомянуть «мытарства» государства с государственным бюджетом. Наиболее ярко эти действия государства проявляются в условиях командной экономики. Но и в рыночной роль государства остается значительной.

Настоящий, цивилизованный способ участия государства в рыночной экономике – развитие и поощрение им механизмов рынка и конкуренции. Эти механизмы будут работать вместо него и на него. Казалось бы, парадокс? Посмотрим.

Когда вспоминают о государстве в связи с экономическими проблемами? Когда дела идут плохо, цены взлетают вверх, зарплата от них безнадежно отстает, растет слой обедневших и обнищавших граждан, не хватает денег на культуру, образование, науку и т.д. Словом, когда денег так мало, что их недостает на самое необходимое. Тогда раздаются непритворные стенания: «куда смотрит государство?», «когда же кончится ограбление народа?» Слышатся призывы к государству «взять управление экономикой в свои руки», «ограничить власть олигархов», «вернуть свою собственность», «национализировать крупные предприятия» и т.д.

Если рыночные механизмы – и главный из них, конкуренция – безобразно работают, плохо всем: и предприятиям, и предпринимателям, и наемным работникам, и акционерам, и тем, кто работает в бюджетном секторе. И государству в целом. Ибо все недополучают (в разной степени, конечно). Государство недополучает налоги – главный источник своего финансового могущества. Нет налогов – без зарплаты остаются врачи, учителя, без пенсий старики и инвалиды. В этом случае государство вынуждено делать конвульсивные усилия, чтобы хоть как-то поправить дело: вмешивается в хозяйственные решения крупных предприятий (главным образом, в энергодобывающей отрасли).

Когда же хозяйственные дела идут хорошо, рынок действует во всю свою мощь, у всех участников экономических отношений растут доходы, а следовательно, возрастает объем налогов, поступающих в государственную казну. Тут для государства, способного принять и реализовать устраивающий все общество бюджет, в котором находятся средства для самых нуждающихся, наступает спокойная жизнь.

Вопросы:

1. Чем отличается присваивающее хозяйство от производящего?

2. Каковы значения слова «экономика»?

3. Что входит в сферу интересов экономики как науки?

4. Какие действия совершаются в рамках экономики?

5. Как экономика удовлетворяет потребности личности?

6. Долго ли может продолжаться сверхпотребление в ряде стран мира?

7. Как взаимосвязаны экономика и духовная жизнь общества?

8. Как государство участвует в экономических процессах?

Проблемы и аспекты

Что такое макроэкономика и микроэкономика?

Все экономические действия, процессы и явления имеют неодинаковый масштаб. В зависимости от последнего экономика подразделяется на макроэкономику и микроэкономику. Эти уровни экономики отчасти напоминают уровни стратегии и тактики в военном деле. Там многое (если не все) зависит от того, насколько стратегически (макроуровень) готова армия к военным действиям (по количеству и качеству живой силы, военной техники, фортификационных сооружений, разведывательной информации, разработок Генерального штаба и т.д.). Однако с началом военных действий центр тяжести в решении военных задач во многом перемещается в части, непосредственно ведущие боевые действия (микроуровень). Насколько тактически грамотно решают конкретные задачи командиры частей, в какой мере обучены солдаты, каков их боевой дух, как хорошо они в данном случае снабжены боеприпасом – эти и другие подобные факторы оказывают существенное влияние на успешность тактических операций, исход которых показывает, реальны или непродуманны были соответствующие решения военных стратегов.

Уровень макроэкономики – все хозяйство страны, а также взаимодействие экономик отдельных государств между собой. Экономику в целом оценивают по макроэкономическим показателям. К ним относятся: ВВП (валовой внутренний продукт), который выражает определенную в рыночных ценах совокупную стоимость конечного продукта (товаров, продукции, услуг), созданного в течение года внутри страны; ВНП (валовой национальный продукт) – исчисленная в рыночных ценах стоимость конечного продукта, произведенного в течение года как внутри страны, так и за рубежом с использованием факторов производства этой страны; объем промышленного производства; оборот розничной торговли; валютные резервы Центрального банка; курс доллара и лр. Например, острой макроэкономической проблемой является проблема долларизации денежной системы (т.е. тесного привязывания национальной денежной системы к доллару), экономики в целом.

Показательным явлением макроэкономики являются экономические циклы. Давно замечено, что ни в одной даже самой высокоразвитой стране не наблюдалось бесконечного, ровного, постоянного роста экономики. После периода подъема нередко наступает спад, а то и вовсе кризис (резкое ухудшение условий хозяйственной деятельности всей страны). Причины экономических спадов и кризисов различны – от природных катаклизмов (наводнения, засухи) до колебаний цен и ставок на товарных, валютных и других биржах. В России, например, период застоя экономики сменился в конце 80-х годов XX века некоторым ее подъемом, а затем, с начала 90-х годов, – глубоким спадом, обвальным падением всех экономических показателей.

Микроэкономические процессы осуществляются на уровне отдельных предприятий, семей, людей. Массовый пример действия микроэкономики – особенности потребления людьми тех или иных продуктов, товаров и услуг.

Анатолий Никитин, кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте