search
main
0

Тема номера:

Таинственные места детской литературы

Лучшие места в жизни занимают пока не читатели

Этот выпуск ╚Темы╩ посвящен детской литературе. Мы попытались проанализировать, насколько и как изменилась она в связи с теми переменами, которые произошли в последнее время в стране. Оказали ли влияние на детскую книгу и ее ценности переход издательств в частные руки, новые жанры (например, детский детектив), коммерциализация как таковая. И вообще каковы они, ценности детской литературы? Всем известно, как трудно изучать иностранные языки. 75 процентов знаний зависит здесь от чтения. Имеются в виду не учебники, а художественная литература. Такую же большую роль играет книга в воспитании человека. ╚Если путь прорубая отцовским мечом, Ты соленые слезы на ус намотал, Если в жарком бою испытал, что почем, Значит, нужные книги ты в детстве читал╩. Это из песни Владимира Высоцкого. В детстве нужны книги, которые помогли человеку сформироваться как личности. Но как выбрать их? Сегодняшняя ╚Тема╩ – это попытка ответить на этот вопрос.

Остров первый, Писательский

От игры в солдатики – к романам

Из приоткрытой двери с громким лаем выскочил на меня бультерьер. Я едва успел закрыться от него дипломатом. Собака все-таки успела коснуться моей левой руки влажным носом…

Я не испугался. У детского писателя не может быть злой собаки. Так я познакомился с Тамерланом – героем самого первого детского детектива Артема Кораблева. Пес помогает в расследовании преступления. Автор не стал менять его имя. Тамерлан изображен на обложке ╚Рыбалки на живца╩. После этой книги писатель выпустил еще восемь детских детективов и приключенческих повестей – ╚Кто съел кенгуру?╩, ╚Охота на привидений╩, ╚В школе черного колдуна╩, ╚К черту в гости╩ и другие. С ними к нему пришла известность. По некоторым его книгам поставлены радиоспектакли.

– Детский детектив – жанр неновый. Перебирая в памяти прочитанное, я вспомнил ╚Судьбу барабанщика╩ Гайдара и подумал, что в ту эпоху одной из черт детской литературы, не всей, конечно, была политизированность. Разумеется, адаптированная для детского сознания и восприятия. А вот каким сегодня стал детский детектив?

– Идеология приключенческой литературы – само приключение. Романтика. Что касается Гайдара, он просто писатель такой, ╚политический╩. ╚Судьба барабанщика╩ – шпионский детектив. ╚Каникулы Кроша╩ Рыбакова – обычная приключенческая повесть. И, конечно, жанр детского детектива был открыт давно. ╚Приключения Тома Сойера╩ – чем не детектив? Приключенческая литература была даже в античные времена. Но во ╚взрослых╩ детективах всегда меньше романтики – реалии жизни накладываются, чаще печальные. Я не пишу детективов в чистом виде. Я пишу книги о чем-то. То есть для меня очень важно выразить собственный взгляд на мир и те ценности, которые я считаю главными. Это не всеми издательствами, к сожалению, поощряется.

– Каковы требования к детскому детективу?

– Детектив должен быть написан языком, понятным ребенку. Как любое другое произведение детской литературы. От этого никуда не уйти. Потому не всякий взрослый может писать для детей, но почти все детские писатели могут сочинять для взрослых. Детектив должен быть увлекательным и динамичным. Там допустима (и это, на мой взгляд, хорошо) любовь – но, увы, чересчур в строгих рамках.Поцелуй – почти крамола. Если хочешь раскрыть вопросы любви, делай это на уровне психологии героев или оставь на домысливание. Убийство считается нежелательным. Но оно, я считаю, имеет ╚право на жизнь╩. В тех же ╚Приключениях Тома Сойера╩ доктора убивают на кладбище, и это не коробит читателя. Впрочем, издателю главное – не талант, а увлекательность. Он боится, что серьезная тема оттолкнет часть покупателей. Действует стереотип, что все любят веселиться и ╚развлекаловка╩ лучше покупается. Во всем мире так. На этом стереотипе строится коммерческая политика издательств. Для многих книга такой же продукт, как бутылка водки. Обычно издатели требуют хеппи-энд. Добрые побеждают, плохие наказаны. Я этого сознательно избегаю. У меня положительный герой может совершить подлость. Я могу оставить его на распутье в конце книги. То есть в будущем ему еще грозит какая-то опасность, и успех может обернуться бедой…

– Что нужно, чтобы стать детским писателем? Само собой разумеется, талант, любовь к детям и толковый издатель. А еще?

– Не все детские писатели любили детей. Например – Даниил Хармс. Гораздо важней умение говорить с ребенком на его языке. Он должен чувствовать, что ты не стоишь над ним, не наставляешь, не относишься к нему пренебрежительно. Вы – на равных. Во-вторых, без знания детской психологии в детской литературе делать нечего.

– Ваши дети помогают вам писать?

– Они периодически становятся героями моих произведений. Дочь помогала в работе над ╚Энциклопедией юного хулигана╩ – собирала школьный сленг. Она прочла все мои книги.

– Критикует?

– Пока только хвалит.

– И чему же вы учите в ╚Энциклопедии юного хулигана╩?

– В этой книге есть сюжет. Отличник влюбляется в девочку, которой нравится хулиган. Хулиган его учит всему, что знает. Но отличник тоже читает хулигану лекции. Вдвоем они находят общий идеал. В ╚Энциклопедии╩ куча полезных сведений – как оказать первую помощь при ушибах и ранах, вставить разбитое стекло, как спасти провалившегося под лед, вырастить и воспитать щенка, как, наконец, зашить порванные штаны. Хулиган учит отличника делать рогатку, дымовуху, ловить тритонов, срывать уроки. Это все хорошо известно мальчишкам. Я просто запечатлел это на бумаге. ╚Энциклопедия…╩ – попытка написать своеобразный портрет сегодняшней школы, детей и в то же время сборник полезных и бесполезных, но любопытных сведений.

– Как вы угадали в себе детского писателя?

– Призвание писать для детей я только сейчас чувствую. После всех написанных книг. Я знал, что у меня получается. Но и для взрослых тоже получается. Только сейчас осознаю, что нужно заниматься детской литературой глубже. Как я стал писателем? С детства любил придумывать приключения про самого себя. Любил играть в солдатики. Много читал, уже в школе пробовал сочинять. Мечтал быть дрессировщиком, но прочитал ╚Майкл – брат Джерри╩ Джека Лондона и расхотелось. Хотя не все дрессировщики такие жестокие, как там рассказано, – это Джек Лондон перегнул, но тогда на меня этот рассказ произвел большое впечатление. По специальности я биофизик, но из науки ушел. Преподавал биологию в школе. Потом лет пять жил только на гонорары от литературного труда. Мои детективы уже переиздаются, только не под псевдонимом ╚Артем Кораблев╩, а под настоящими фамилией и именем – Александр Преображенский. Псевдоним мне навязали, и он, на мой взгляд, неудачный.

– Зачем?

– Сложная, говорят, фамилия – Преображенский. Но дело даже не в фамилиях. Такова политика многих издательств. Они пытаются удержать автора, запрещая ему публиковаться в других издательствах под этим псевдонимом и оговаривая это в договоре. Но при желании договор можно обойти. Все это действует лишь на новичков.

– Какую книгу вы считаете самой удачной?

– Такой нет. Очень нравится ╚Охота на привидений╩. Я бы назвал ее любимой, но другие дороги еще чем-то, чего нет в ╚Охоте…╩, ╚К черту в гости╩ лучше написана. Дорога ╚Рыбалка на живца╩, хотя во многих местах она неудачна. Где-то ╚провисает╩ сюжет, где-то я ╚дул╩ для объема – специально. Еще нравится ╚В школе черного колдуна╩ – смешной пародийностью, которая там есть.

– Как вы оцениваете современную детскую литературу?

– Я далек от мысли, что она дышит на ладан. Есть много талантливых авторов, стабильно выходят детские журналы. Их, к сожалению, мало читают в Москве, и тираж большей частью расходится по другим городам и весям. Столица богаче, и здесь большой поток информации идет через компьютер, телевизионные каналы, видео. Чтение требует усилий, а тут это не нужно: только кнопку нажми. Да и книга книге рознь. Моему сыну десять лет, я пробовал читать ему ╚Таинственный остров╩ Жюля Верна. Книгу, которую в его годы читал с упоением под одеялом при свете фонарика, чтобы не заметили родители. Перечитываю теперь и вижу: он вянет. И я вяну. И как иначе, если там на тридцати страницах описано, как герои строили на острове кирпичный завод, как сушили кирпичи, во сколько рядов клали кладку! Скукота! Подозреваю, что в своем детстве я эти страницы пролистывал. Не помню их. Остались в памяти приключения, изобретения – лупа из стеклышка от часов, нитроглицерин, которым взорвали скалу… Такие книги для современного ребенка сложны. ╚Зачем?╩ – подумает он и пойдет к компьютеру сражаться с роботами.

Большая беда в том, что сегодня хорошему детскому писателю трудно пробиваться: издательства навязывают свои требования. Серьезная детская литература представлена в основном старыми ╚классическими╩ именами. Не столь давно детский писатель был под сильным прессом западной литературы. Художники тоже. Рисовали Микки-Маусов и прочую чепуху, ставшую штамповкой. Издатель поощрял эти штампы. Сейчас у нашей детской литературы появляются свои черты. Наш детектив не похож на американский. Он отображает реалии нашей жизни. Ведь в детской литературе главное, чтобы мир был понятен ребенку. А он ведь здесь живет, не в Америке.

– И как передать этот мир?

– Надо писать обо всем, что ребенок видит, но так, чтобы не растоптать его психику. Ребенок тонко чувствует ложь. Если у него застрелили во дворе мужика, а в книжке он читает, что самое страшное преступление – украсть ручку у товарища, то такому писателю он перестанет верить. Если у него дома постоянные склоки между родителями, а в твоих книгах идеальные папочки и мамочки, ребенок их не будет читать. Нужно писать обо всем и во всем знать меру. Это и во ╚взрослой╩ литературе желательно…

Остров второй, Издательский

…Но можно автора купить

Издательство ╚Детская литература╩ осталось государственным, то есть дотационным, и сегодня ищет способ хозяйствовать по-новому. Тиражи здесь не те, что лет пятнадцать назад. И дело не только в том, чтобы поднять их. Нужно удержать традиции. Иначе ╚Детская литература╩ станет похожа на десятки коммерческих издательств. На этом рынке будет очень сложно пробиться, если ничем не отличаешься от других.

╚На наших книгах воспитывалось не одно поколение, и главное для нас – издательская марка, – директор ╚Детской литературы╩ Олег Вишняков показывает на буквы ╚ДЛ╩, раскрыв передо мной одну из книг, – будем стараться, чтобы этот значок стал символом знака качества╩.

Первое, что для этого, по мнению директора, нужно, – максимально строго подходить к автору. Нужна культура детского книгоиздания, а она приходит с опытом, с годами.

– Что сегодня пользуется на рынке наибольшим спросом, Олег Вольдемарович?

– Классика: Маршак, Чуковский, Михалков. Их книги всегда продаются. Много детских энциклопедий, и на 99 процентов они лицензионные. Рыцари, викинги, индейцы, путешествия – темы известные. На книгу покупают права и переводят, как правило, наспех. Подчеркну, что не все энциклопедии такие. Но есть издания ╚уникальные╩ по качеству: полноцветные, на офсетной бумаге, с ╚плавающим╩ переплетом. Энциклопедии хороши, когда они выстраданы. Лучше всего, если они авторские и привязаны к нашим, отечественным, реалиям. Если мы станем заниматься энциклопедиями, то будем разрабатывать их сами: подберем коллектив художников, дизайнеров. Это будет качественный продукт, который делается дольше, полтора-два года. Но он оправдывает затраты.

В книжном бизнесе, который касается детской литературы, существует тенденция скупать права под носом у конкурента. Берут совершенно одинаковые серии: у одного издательства о пиратах и индейцах и у другого такие же. Естественно, их не будут издавать одновременно. Это делается, чтобы заблокировать конкурента, чтобы у него не было подобной серии. Конкуренция на книжном рынке заключается сегодня в том, чтобы перехватить друг у друга издательские права, перекупить авторов. На качестве книг конкурентная борьба никак не сказывается.

– Какие тенденции есть еще?

– Сделать книгу подешевле. У нас большую ╚накрутку╩ берут оптовики. На выходе получается довольно дорогая для читателя книга. К повышению цен люди привыкают плохо. Есть издательства, которые стремятся к дешевизне любыми способами, пренебрегая иногда даже санитарно-гигиеническими нормами.

– Какими способами вы хотите удержать качество ваших книг? Я имею в виду не только полиграфическое.

– Мы будем выпускать книги сериями. Их у нас несколько: ╚Книга за книгой╩ для младшего школьного возраста, ╚Библиотека мировой литературы для детей╩, ╚Библиотека приключений и фантастики╩. Жалко, что в свое время ее фирменную рамочку присвоили себе другие издательства и тем самым скомпрометировали серию, публикуя сомнительные произведения, тоскливые детективы. Четвертая серия – ╚Школьная библиотека╩. Здесь мы очень тесно сотрудничаем с Министерством образования. Оно подсказывает, что именно нужно издавать. Книги имеют министерские грифы. Вместе с классиками будут выходить и молодые писатели, если они, конечно, достойны того, чтобы стоять на одной полке рядом с Сергеем Михалковым. Кстати, Сергей Владимирович только что был у меня, посетовал, что сейчас нет писателей и поэтов уровня Маршака, Кассиля, Барто…

– Чем это объяснить?

– Общество стало прагматичнее. Раньше ╚Детская литература╩ издавала Михалкова тиражом в 500 000 экземпляров, получала прибыль. Часть этих денег шла на издание неизвестных молодых писателей, которые проходили строгий отбор. Ведь если писатель не публикуется, как он станет известным? А сейчас многие ╚гонят верняк╩. Маршака купят – его издают. А придет кто-то пусть трижды гениальный, но без имени, у него не получится выпустить книгу.

– Вы упомянули о приключенческой литературе. Как вы относитесь к детскому детективу?

– Так же, как и к взрослому: совершенно нормально. Это – чтиво, в поезд или на дачу, в лагерь. Прочитал – выбросил. Или передал товарищу. И забыл. Мы вряд ли их будем издавать. У нас подход индивидуальный. У нас только то, что можно перечитывать и поставить на книжную полку.

Остров третий, Библиотечный

Салтычиха –

это лихо!

– Каких героев русской истории вы знаете? – спрашивает меня Ольга Петровна Семенова, сотрудник Центральной московской детской библиотеки имени Гайдара. Я отвечаю смущенно – оттого, что ответ слишком очевиден.

– Александр Невский, Дмитрий Донской…

– А вот и нет!

И она показывает мне большую белую книгу с красочными рисунками на обложке. Вверху яркими буквами заголовок ╚Герои русской истории╩. Смотрим оглавление. Князь Владимир Святой, Петр Первый, Салтычиха…

Самый настоящий курьез: помещица-изуверка вдруг стала ╚героем русской истории╩. Впрочем, не менее странным выглядит в этой книге (выпущена она издательством ╚Белый город╩, 2000) имя императрицы Елизаветы. Хорошая женщина, даже замечательная, но что же она сделала, чтобы стать героиней? Есть фигуры поярче.

╚Героев русской истории╩ прислал в библиотеку Совет по детской книге России. Каждый год совместно с Министерством культуры и рядом других ведомств он проводит Всероссийский конкурс-выставку ╚Отчий дом╩. Цель – выявление и популяризация детских изданий, приобщение школьников к истории, культуре, традициям Отечества. На выставку представляются издания для дошкольного и младшего школьного возраста по темам ╚Духовно-нравственная литература╩, ╚История Российского государства╩, ╚Русская классическая литература╩ и другим. Оценивается соответствие художественного решения содержанию, читательскому адресу, интерпретация тем. Вот и встала перед библиотекарями задача, как оценить ╚Героев…╩. Рисунки – высокого класса, а отбор имен…

Что же пользуется сегодня наибольшим спросом? На первом месте – книги школьной программы. Но кто-то учится по индивидуальному плану, кто-то – по общему. Поэтому в одно и то же время кто-то читает Фадеева, кто-то – Булгакова. Пользуются спросом книги, которые могут помочь при составлении рефератов и докладов. Чтение для себя – в основном детективы и фантастика. Есть школьники, серьезно относящиеся к чтению. Иногда, подготовив доклад, они продолжают что-то просматривать по уже проработанной теме.

– Как-то к нам пришел один молодой человек, – вспоминает Ольга Петровна, – у них в восьмом классе была тема, связанная с героями Великой Отечественной войны. Он написал доклад, но потом долго углублял и уточнял его, уже для себя. Один из вопросов: ╚Герои Социалистического Труда в военное время╩. Мы искали их среди конструкторов военной техники. Думали, среди них окажется изобретатель танка ╚Т-34╩. Выяснилось, что он умер еще до войны. Материала перелопатили много.

А еще к нам весь июнь ходил мальчик, который зачитывался ╚Колымскими рассказами╩. Эта книга на дом не выдается. В школе всем дали список литературы, что читать летом. К нам ходил только один ребенок! Всегда есть люди, которые очень серьезно относятся к порученному делу, этот мальчик был из их числа. У большинства логика проста: интересно ли мне будет это читать или нет? Если произведение сложное да еще на абонементе его нет, машут руками: ╚А, как-нибудь обойдемся!╩ Но есть люди, которые рассуждают иначе: ╚Прочтем обязательно╩.

Библиотека имени Гайдара провела исследование, каких детских писателей больше всего читают. В списке из пятидесяти фамилий Гайдар вошел во вторую десятку. (В первую – книги Волкова об Изумрудном городе, подземных королях и т.п., Сергея Михалкова, раннего Успенского). Анализ детских анкет позволил сделать вывод: Гайдара не только не забыли, но по-прежнему интересуются им. Дети скучают о герое, который мог бы их вести к добрым делам, как Тимур с его командой. Читают ╚Голубую чашку╩, где показана чистота семейных отношений, которые в реальной жизни не всегда складываются удачно. Немного меньше спрос на ╚Судьбу барабанщика╩… Но школьникам неважно, белые или красные начали воевать первыми. Они идут за сюжетом. Важен герой: что он сделал, куда пошел. Герой, который дает свободу воображению.

Сегодня в Библиотеке имени Гайдара увеличился поток читателей. Это объясняется просто: дорожают книги. Ольга Петровна вздыхает: ╚Лучшие места в жизни, к сожалению, занимают не читатели…╩ В этом, наверное, главная причина того, что чтение сегодня непопулярно. Но без него невозможно стать человеком.

Виктор БОЧЕНКОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте