Цели урока:
1. На этом занятии учащиеся узнают о роли неотъемлемых, личных прав в жизни и развитии детей.
2. У них должны быть сформированы представления о понятиях: “неотъемлемые, личные права”, “развитие ребенка”, “достоинство”, “хартия”.
3. Воспитаны умения анализировать ситуацию, выполнять проблемные задания, сочетать индивидуальную и групповую формы учебной работы.
Учитель:
Проблема прав человека – это одна из вечных проблем, сопровождающая человечество на протяжении всей истории. Отсчет истории прав человека уходит в далекое прошлое, когда впервые о правах человека задумались в Древней Греции и в Древнем Риме. С тех пор прошло много времени. Современное представление о правах человека появилось в ХVIII веке. В это время в США и Франции произошли очень важные события. В США была принята Декларация независимости, а во Франции – Декларация прав человека и гражданина. В этих документах были определены права и свободы людей. Среди них важное место занимают неотъемлемые права человека.
Беседа по вопросам:
Как вы думаете, почему эти права называются неотъемлемыми?
Как вы думаете, почему неотъемлемые права еще называют личными?
Предполагаемые ответы:
Права, которые нельзя отнять, они даются при рождении и сопровождают человека всю жизнь, имеют всеобщее применение.
Неотъемлемые права еще называют личными.
Касаются личности, даются каждому человеку.
Задание:
1) Сегодня мы должны выяснить, какие права ребенка являются личными и каково их значение.
2) Какие права можно отнести к неотъемлемым, личным правам ребенка?
Учитель предлагает наводящие вопросы, чтобы вместе с детьми назвать основные личные права ребенка.
Примерные вопросы для беседы:
1. Без каких прав невозможно само существование ребенка?
2. Может ли ребенок самостоятельно удовлетворять свои потребности?
3. Может ли ребенок чем-либо обладать?
4. Может ли ребенок иметь какие-либо тайны?
В результате беседы выясняется, что к личным правам ребенка относятся: право на жизнь и развитие, право на воспитание в семье, право на имя, право на свободу, право на приватную (личную) жизнь, право на тайну переписки, право на неприкосновенность личности, право на достоинство и уважение. В ходе обсуждения на доску вывешиваются заготовленные заранее карточки (см. приложение N 1).
Учитель организует работу в группах.
Учитель:
Неотъемлемые права занимают важное место во Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка. Сейчас вы будете работать в группах. Каждая группа получит задание. Вы должны обсудить, выполнить, а затем представить результаты своей работы.
Класс делится на три группы, и каждая получает задание.
Задание:
Первая группа
Какие права необходимы для нормальной жизни и развития детей. Составьте хартию прав ребенка. В ней укажите перечень этих прав (но не более пяти) и обсудите, почему именно эти права вы выбрали.
Ситуация
Представьте себе, что ваши родители отправили вас отдыхать вместе с другими детьми в международный лагерь и вы плывете по южному морю. Во время бури корабль терпит крушение. Необитаемый остров, на который попадают дети и несколько взрослых, на карте не отмечен. Поэтому мало надежды, что в ближайшее время вас найдут. К счастью, остров находится в теплой климатической зоне. Вы имеете достаточное количество воды, продовольствия, топлива, одежды. Все участвуют в строительстве домов. На острове не действуют законы и отсутствуют права детей, необходимые для их нормальной жизни и развития. Дети и взрослые решили написать правила, которые помогут им выжить. Этот документ решили назвать Хартией прав ребенка.
Вторая группа
Ситуация
Неподалеку от необитаемого острова, где поселились дети после крушения корабля, расположены другие острова, населенные туземцами, которые враждебно настроены к своим соседям. Это может привести к конфликтам.
Дети хотят наладить контакты с туземцами, рассказать им о себе, тем самым показав, что они не враги, а друзья, что все имеют достоинства. Одним из достоинств дети считают взаимоотношения между людьми на основе уважения прав человека. Дети стремятся вызвать симпатию у туземцев.
Задание:
Как бы вы объяснили туземцам ценность взаимоотношений на основе уважения прав человека, чтобы вызвать их симпатию? Составьте рассказ.
Третья группа
Чтобы ребенок мог пользоваться своими правами, они должны быть защищены, т.е. гарантированы.
Задание:
1) Из личных прав ребенка выберите три самых главных, с вашей точки зрения. Почему вы так считаете?
2) Что необходимо создать, принять, организовать, построить на вашем острове, чтобы каждый ребенок мог этими правами воспользоваться?
Работа в группах 10 минут. Презентация проектов групп.
Учитель:
Вы хорошо справились с заданиями. А теперь давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока.
Какое значение имеют для ребенка личные права?
Вывод:
Для того чтобы каждый ребенок мог расти, развиваться, стать свободной личностью, реализовать свои возможности, он должен знать свои права, уметь ими пользоваться и уважать права других. Таким образом, неотъемлемые, личные права важны для развития и благополучия детей, для совершенствования общества и отношений между людьми.
Рефлексия.
Что нового узнали?
Чему научились?
Словарь:
Хартия – документ важного общественно-политического значения.
Достоинство – совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.
Тема “Право ребенка на жизнь
и развитие”
Цель:
1. Учащиеся узнают о том, что дети нуждаются в праве на жизнь и развитие, почему особой заботой общества является защита жизни ребенка, какие условия влияют на умственное и физическое развитие детей.
2. У них формируются представления о праве на жизнь, умственное и физическое развитие, на заботу о детях.
3. Воспитывается умение аргументировать свою точку зрения, сравнивать свой выбор с выбором других, выделять главное.
Учитель:
В Конвенции о правах ребенка записано: “Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Правительство должно сделать все необходимое, чтобы гарантировать развитие ребенка в здоровой среде”.
Вопрос:
Что означает право на жизнь?
В ходе беседы выясняется, что жизнь человека – это большая ценность, ее нужно оберегать, никто не может лишить человека жизни. Может быть подготовлена схема “Право на жизнь”: жизнь человека – ценность; жизнь человека надо оберегать; никто не может лишить человека жизни.
Учитель:
Жизнь – это величайшая ценность. Право на жизнь является самым основным правом человека. Никто не может лишить его жизни. Государство должно заботиться о том, чтобы люди чувствовали себя в безопасности. Сейчас нам кажется очевидным, что каждый человек имеет право на жизнь. Но так было не всегда.
Были такие времена, когда властители, короли, феодалы решали вопросы жизни и смерти своих подданных, по своему усмотрению могли казнить или миловать. Ни один не был уверен в том, что на него не падет гнев правителя. Простые люди также нарушали права друг друга. В истории можно найти множество примеров, когда жизнь людей и даже детей не ценилась.
В Древней Спарте ребенок, родившийся слабым, лишался права на жизнь! Его осуждали на смерть. Новорожденного ребенка отец приносил старейшинам, которые внимательно его осматривали и если находили больным и хилым, то сбрасывали со скалы или оставляли на горном хребте умирать. Это было крайне несправедливо. Но тогда в Спарте существовали такие жестокие законы.
Вопрос:
Почему так жестоко люди поступали по отношению к детям и друг к другу?
Учитель обобщает ответы детей:
Люди не знали о правах и их ценности, не умели уважать права других людей. Это нашло отражение в сказках.
Организуется беседа по вопросам.
Учитель обобщает и комментирует ответы учащихся.
Беседа по вопросам:
Приведите примеры, когда в сказках рассказывается о покушении на жизнь.
Чем заканчивались эти сказки?
Учитель:
Да, в сказках добро побеждает зло. И те, кто хотел лишить человека права на жизнь, погибали сами.
Учитель: О чем мечтали люди, сочиняя такие сказки? Люди мечтали о справедливости и о том, чтобы никто не смел посягать на жизнь человека. К сожалению, и в конце ХХ века, когда большинство людей понимают, какую ценность представляет человеческая жизнь, право человека на жизнь нарушается.
В чем проявляется нарушение права человека на жизнь?
Предполагаемые ответы:
Право на жизнь нарушают преступники, совершающие убийства.
Люди гибнут во время войн, а также когда за совершение преступления суд выносит смертельный приговор.
На доске может быть составлена схема. Нарушение прав человека на жизнь: убийства; война; смертная казнь.
Вопрос: Почему особой заботой людей должна стать защита жизни детей?
Учитель, обобщая ответы школьников:
Дети маленькие и менее защищены, чем взрослые люди. Они не могут сами за себя постоять. Взрослые понимают, что будущее народа, страны зависит от подрастающего поколения. Именно оно будет строить новую жизнь. Взрослые заботятся о развитии детей. Давайте посмотрим, что означает развитие ребенка.
На доске прикрепляются два рисунка, на которых изображены дети: первый – дошкольник, второй – школьник старших классов, работающий на компьютере. Учащимся предлагается сравнить детей, изображенных на рисунке, и ответить на вопросы.
Учитель:
Перед вами два изображения одного и того же мальчика Сережи. На первом рисунке Сереже 4 года, и он ходит в детский сад. На втором – Сереже 16 лет, и он учится в 10-м классе. Давайте сравним, как изменился Сережа за 12 лет. В ходе беседы на доске записываются основные характеристики.
Учитель может задавать наводящие вопросы.
Беседа:
Как изменился Сережа в физическом плане?
Что знал и умел делать Сережа в 4 года?
Что знает и умеет делать Сережа в 16 лет?
Вопрос: Сделайте вывод, что произошло с Сережей за 12 лет.
Предполагаемые ответы:
Ребенок растет и развивается физически и умственно. Изменяется строение его тела. Он приобретает знания и умения, познает себя и мир, развивается его мышление.
Вопросы: Что нужно сделать, чтобы ребенок получил полноценное физическое и умственное развитие?
Кто несет ответственность за развитие детей?
В результате беседы на доске прикрепляются таблички, где перечислены условия, влияющие на развитие: образование, воспитание, семья, развитие творческих способностей, общение, медицинская помощь, средства массовой информации, литература, искусство, Интернет и т.д. Учитель обращает внимание учащихся на то, что для всестороннего развития ребенка необходимо создать соответствующие условия. За развитие детей несут ответственность родители, учителя, врачи и многие другие люди, т.е. общество и государство в целом.
Затем учащимся предлагается выполнить задание.
Задание:
Представьте себе, что вам представилась возможность отправить послание жителям другой планеты. В нем вы должны рассказать о себе так, чтобы у инопланетян сложилось представление о развитии современных школьников. Вы можете написать письмо, нарисовать рисунки.
Татьяна ИВАНОВА,
Галина СМИРНОВА,
учителя граждановедения
Раменское
Комментарии